23 апреля 2014 12:30
Обзор российского кинорынка. Итоги 2013 года
Компания Невафильм Research провела исследование российского кинорынка по итогам 2013 года, где подробно рассмотрены различные аспекты кинопроката и кинопоказа, а также тенденции развития кинорынка России. Предлагаем вашему вниманию краткую версию исследования.
По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, в 2013 году Россия заняла второе место в Европе по кинопосещаемости; а в мировом рейтинге стран, по данным IHS, наша страна занимает девятую позицию по кассовым сборам.
По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, в 2013 году Россия заняла второе место в Европе по кинопосещаемости; а в мировом рейтинге стран, по данным IHS, наша страна занимает девятую позицию по кассовым сборам.
Кинопрокат
Компания Невафильм Research провела исследование российского кинорынка по итогам 2013 года. В 2013 году российские кассовые сборы рассчитаны как 94,5% от СНГ, посещаемость – 92% (на основании взвешенных данных пяти прокатчиков – WDSSPR, «XX век Fox СНГ», «Каро Премьер»/«Каропрокат», UPI и «Вольга»). По оценке специалистов компании, кассовые сборы кинопроката 2013 году на территории России составили 42,6 млрд руб. (1,3 млрд долл.) – на 13% больше, чем в 2012 году (на 10% – в долларовом эквиваленте). Рост посещаемости оказался очень впечатляющим на фоне нескольких предыдущих лет стагнации – 10,4% (до 177,1 млн зрителей).
Причины такого роста посещаемости не вполне ясны и могут быть объяснены как качеством вышедших в прокат кинофильмов (причем в минувшем году отличились отечественные киноленты: лидерами среди них стали «Сталинград» и «Легенда № 17»), так и пресловутой непрозрачностью рынка (под этим подразумевается недостоверность статистики прежних лет: предполагается, что с расширением числа кинотеатров, подключенных к ЕАИС, искажений статистики на нижнем уровне становится меньше; хотя на уровне прокатчиков все еще остаются возможности для манипуляций). В то же время иных объективных причин для всплеска посещаемости в России нет: киносеть расширяется все более медленными темпами и численность охваченного кинопоказом населения почти не растет.
Стоимость кинопосещения в России стабилизировалась: в прошлом году она достигла 240 руб. (7,59 долл.), что в рублевом эквиваленте лишь на 2,6% выше, а в долларовом – на 0,3% ниже уровня 2012 года (236 руб., или 7,61 долл.). Это стало следствием нескольких причин, в том числе сократившейся доли 3D-релизов в прокате (их число осталось на прежнем уровне на фоне увеличения общего количества фильмов на киноэкранах), но главным образом расширяющейся практики применения демпинговой ценовой политики новыми игроками на конкурентных рынках российских городов.
В 2013 году в прокат вышли 520 новых релизов (всего на экранах страны демонстрировалось 632 фильма), 99,6% из них были выпущены в цифровом или гибридном формате.
Пленка стремительно выходит из оборота: в 2013 году число исключительно цифровых релизов увеличилось до 77% (по сравнению с 58% в 2012 году), а доля релизов на пленке сократилась с 42% в 2012 году до 23% в 2013-м. В начале 2014 года большинство прокатчиков подтвердило полный отказ от пленочных релизов. Таким образом, в наступившем году Россия под давлением дистрибьюторов должна полностью перейти на цифровой кинопоказ, а не успевшие завершить переоснащение кинотеатры либо уйдут с рынка, либо будут вынуждены показывать старые картины или фильмы на бытовых электронных носителях.
В 2013 году в прокат вышли 70 3D-фильмов, практически столько же, как в 2012-м (69). Тем не менее, снижение доли 3D-релизов продолжается: в 2013 году 13,5% всех новых фильмов выходили в этом формате, тогда как их доля в 2012 году составляла 15,3%, а в 2011-м – 17,7%. При этом в России расширяется список аттракционных видов кинопоказа, которые, помимо прочего, позволяют смотреть кино в хорошем качестве – эффекты движения и новые звуковые форматы становятся доступны все большему числу зрителей, и режиссеры выпускают все больше картин под них. Так, в формате D-Box в 2013 году вышло 22 фильма, 4DX – 31, Dolby Atmos – 19, Barco Auro – 3.
Отметим также, что в прошлом году в мировом прокате вышел первый отечественный фильм в формате IMAX – «Сталинград». По словам представителей корпорации «IMAX», картина собрала 211,4 млн руб. в ее кинозалах в России; прокат также проходил в Великобритании, Китае (1,6 млн долларов) и США (0,5 млн долл.). На этом российские продюсеры не останавливаются: в 2014-м к новым форматам обратились создатели «Вия», который вышел в кинозалах, оснащенных оборудованием 4DX и D-Box.
Набирает обороты показ программ креативного контента: в 2013 году вышли 92 релиза (по сравнению с 53 в 2012-м); это уже не только классические музыкальные постановки и концерты популярных исполнителей, но и специальные показы телесериалов и необычные документальные работы.
В 2013 году на афише кинотеатров насчитывалось 88 российских фильмов, в том числе 73 новых релиза. Сборы российских фильмов в 2013 году составили 7,8 млрд руб. (244 млн долл.) по всем фильмам в прокате и 6,2 млрд руб. (197 млн долл.) по новым релизам, а число зрителей – 32,5 млн и 26,5 млн соответственно.
Кинопоказ
По данным на 1 января 2014 года в России насчитывалось 3479 коммерческих кинозалов в 1101 кинотеатре (среднее число экранов на кинокомплекс – 3,2). В 85% коммерческих российских кинозалов установлено цифровое оборудование – 2967 экранов (в 1010 кинотеатрах – 92%), из них в 2478 залах (84%) есть возможность 3D-показа. Число кинотеатров, где в каждом зале есть цифровой проектор, достигло 809, а число кинозалов в таких кинотеатрах – 2363 (74% от общего числа кинотеатров и 68% от общего числа залов). Число населенных пунктов, оснащенных коммерческими кинотеатрами, по итогам 2013 года составило 475 (в начале 2013 года их было 440), цифровые кинозалы действуют в 431 населенном пункте.
В целом по России средний уровень обеспеченности коммерческими кинозалами в населенных пунктах с количеством жителей 10 тысяч и больше в 2013 году вырос до 3,4 экрана на 100 тысяч жителей (в 2012 году – 3), а в пересчете на число жителей населенных пунктов, где есть современные кинотеатры, – 4,1 (год назад – 3,8).
Доля кинозалов в торговых центрах по итогам 2013 года достигла 63% (2206 экранов в 389 ТРЦ); при этом львиная доля новых кинозалов открывается именно в торгово-развлекательных центрах (71%, как и год назад).
Доминирующим сегментом российского рынка коммерческих кинозалов остаются миниплексы (кинотеатры с 2-7 залами), составляющие 52% рынка по числу кинотеатров и 59% по числу залов. Хотя в 2013 году доля кинозалов в таких кинотеатрах сократилась на 1 п. п. по сравнению с 2012 годом. Среди миниплексов преобладают двухзальники (20% кинотеатров и 13% залов).
Доля залов в мультиплексах (кинотеатрах с 8-ю и более экранами) в общем числе коммерческих кинозалов России в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 2 процентных пункта и составила 29%, а доля самих мультиплексов в общем числе кинотеатров составила 10% (8,9% в 2012 году).
По данным на конец 2013 года, в России действовало 33 кинозала IMAX: в 2013 году они были открыты в кинотеатрах сети «Синема парк» в Калининграде, Набережных Челнах и Челябинске, сети «Формула кино» в Санкт-Петербурге (два кинозала), сети «Киномакс» в Томске и сети «Mori Cinema» в Мытищах. Помимо этого, с конца 2012 года сеть «Синема парк» оснащает свои кинотеатры залами 4DX, а сети «Киномакс», «Люксор» и «Баргузин» – залами D-BOX. Расширяется и предложение новых звуковых систем – Dolby Atmos и Barco Auro 3D.
Степень монополизации сферы кинопоказа по количеству кинозалов в России за минувший год выросла на 1,1 процентных пункта – десяти крупнейшим операторам принадлежат 42,5% современных кинозалов.
По итогам 2013 года, среди сетевых операторов первое место занимает компания «Синема парк». На втором месте «Формула кино», начавшая в минувшем году ребрендиг своих кинотеатров «Кронверк синема». На третьем – «Каро фильм»; высокие позиции удерживают «Киномакс» и «Люксор».
Кинорынок Крыма
Учитывая новые политические реалии современной России, в обзор было решено включить описание крымского рынка кинопоказа, который становится составной частью кинорынка российского.
К концу марта 2014 года на полуострове действует уже 14 коммерческих кинотеатров (31 зал), подавляющее большинство из которых полностью оснащены цифровой кинопроекцией.
Большинство кинотеатров Крыма – независимые. Однако на территории региона имеется небольшая региональная киносеть – «ЯлтаКино», в которую входят два однозальника Ялты. Кроме того, здесь действуют кинотеатры двух крупнейших украинских киносетей: «Мультиплекс» и «Планета кино IMAX».
Коммерческий кинопоказ представлен только в семи городах региона, из которых наиболее обеспеченным киноуслугами являются Симферополь, Севастополь и Ялта; в целом же, из 2,4 млн жителей Крыма доступ к современным кинотеатрам имеют лишь 1,3 млн (1,3 залов на 100 тыс. жит.).
По оценкам специалистов компании Невафильм Research, с учетом уровня развития рынка киноуслуг в регионе, кинопотребление в Крыму не превышает 0,8 раз в год на душу населения (или 1,4 раз в год на жителя города, где имеется коммерческий кинопоказ). В то же время пока рано судить о том, какое место займет новый субъект федерации на российском кинорынке, поскольку не решенными остаются правовые вопросы дистрибьюции фильмов на спорной территории. И если слухи о блокаде полуострова со стороны голливудских мейджоров оправдаются, то крымские кинотеатры ждет незавидное будущее. Кроме того, под вопросом и готовность украинских киносетей работать на территории Крыма в новых для них условиях (с российскими дистрибьюторами и в рублевой зоне).
Тенденции развития кинорынка России
• Государственная политика в сфере кинематографии с приходом нового министра культуры в 2013 году и со сменой внешнеполитического курса России в начале 2014-го берет все более очевидный курс на изоляцию от мира, что подтверждается сокращением программ международного сотрудничества и возобновлением разговоров о квотировании отечественного проката.
• Напряженности на кинорынке добавляет нестабильность направления государственной поддержки кинематографии, постоянно меняющиеся правила игры, непрекращающиеся реформы в отрасли и смена руководства Министерства культуры и Фонда кино. При этом в 2013 году усилилось давление со стороны правоохранительных органов, прежде всего, на кинотеатры. Ряд громких дел были решены не в пользу кинопоказчиков, которым запретили не разрешать зрителям проносить свою еду и напитки в кинозалы (в Екатеринбурге, Верхней Пышме, Златоусте и других городах), устанавливать «слишком высокие цены на кинобилеты» (в Ставрополе) и даже наложили штраф за «пропаганду употребления наркотиков» в фильме «Волк с Уолл-стрит», имеющего прокатное удостоверение, выданное Министерством культуры (в Новосибирске). Очевидно, что кинопоказчикам нечего противопоставить этим решениям – в отсутствии эффективной объединяющей их организации, какой мог бы стать «Киноальянс», их бизнес становится все более рискованным.
• Кинотеатры, работающие на высококонкурентных рынках, все чаще прибегают к ценовым методам конкуренции. Однако в результате того, что цена кинопосещения растет медленнее уровня инфляции, вскоре у показчиков могут возникнуть проблемы с рентабельностью бизнеса. Даже если низкая цена позволяет привлекать большее число зрителей в залы, что, впрочем, пока не так очевидно: резкий рост посещаемости в 2013 году может объясняться как удачей нескольких российских проектов («Сталинград», «Легенда № 17», «Горько!»). Но большее число зрителей означает и большую нагрузку на оборудование кинотеатров (и его износ) и персонал, которая не всегда компенсируется повышением доходов.
• Продолжающееся расширение ассортимента российского проката благодаря переходу индустрии на цифровые технологии имеет свои негативные последствия, выражающиеся в нехватке экранов для длительного показа фильмов, а малым релизам порой приходится вступать в жесткую конкуренцию с блокбастерами. В то время как средние релизы (жанровые картины, мейнстрим) имеют возможность увеличивать свои тиражи и сборы, артпроекты уходят в формат «кино по запросу» («Жизнь Адели») и альтернативного контента. С форматом таких особенных событий кинотеатры все чаще готовы экспериментировать, в результате чего кассовые сборы программ креативного контента достигли в нашей стране по итогам 2013 года 0,3%, что сопоставимо с уровнем отдельных европейских стран, где он колеблется от 0,3 до 1% кассы.
• Переход к цифровому кинопоказу в России завершится в 2014 году; по итогам же прошлого года наша страна находится на общемировом и общеевропейском уровне – 85% экранов оснащены цифровой проекцией. Причем отечественные показчики обошлись без масштабной помощи схем типа VPF (такие договора смогли заключить лишь крупнейшие киносети, не афишировавшие эти сделки). Помимо проекторов, кинотеатры все активнее осваивают новые форматы звука и эффекты движения; хотя только последние позволяют устанавливать более высокие цены на билеты – сеансы Atmos и Auro стоят в России в среднем столько же, как обычные. Внедрение новых технологий не ограничивается только кинозалами – онлайн-продажи с каждым годом все более плотно входят в практику отечественного кинопоказа. По итогам 2013 года доля проданных через Интернет кинобилетов составила 4,8% и их объемы, несомненно, будут расти.
• В целом расширение современной киносети в России идет все медленнее, поскольку свободных ниш остается все меньше: уже освоены все города с населением свыше 250 тыс. и почти все 100-250 тысячники. При населении меньше 100 тыс. жителей на первый план выходят усилия муниципальных властей, сейчас вкладывающих деньги в цифровизацию домов культуры; но их усилий недостаточно, чтобы удержать внимание современных зрителей надолго. Уже сейчас в стране увеличилось число закрытий, достигнув в 2013 году максимального количества с конца 1990-х гг. В глазах инвесторов доверие получают в основном федеральные сети, а на местном уровне – отдельные независимые проекты, тогда как случаи расширения малых региональных сетей в последнее время все более редки. В результате игроки российского кинопоказа все чаще стремятся к объединению – их количество с каждым годом сокращается из-за слияния как среди небольших компаний, так и среди лидирующих киносетей. При этом уровень концентрации в руках трех первых компаний по числу кинобилетов в минувшем году снизился – причина тому в росте посещаемости в регионах, где эти сети не представлены. Вероятно, дальнейшее укрупнение лидеров позволит отыграть число продаваемых ими кинобилетов у регионального рынка, хотя все более очевидно укрепление этого последнего.
• Пока же столичные рынки остаются самым существенным сегментом российского кинопроката, собирая вместе 45% кассы страны. Тем не менее, быстрый рост числа кинозалов в Москве и Петербурге ведет к перегреву рынка этих городов, и уже в ближайшее время, прежде всего, в Северной столице неминуемо сокращение числа коммерческих кинотеатров.
• Наконец, черным ящиком для России станет рынок Крыма, составлявший прежде весьма небольшую часть рынка нашей страны (1%), но находящийся сейчас в неопределенном состоянии. Тем не менее, с вхождением Крыма в Россию на нашем рынке появились два новых сильных украинских игрока – «Мультиплекс» и «Планета кино», которые, опробовав работу на территории российского Крыма, могут заинтересоваться и другими территориями.
Приобрести полную версию исследования можно
Другие статьи по теме Кинобизнес
22.11.2024
Итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
22.11.2024
Итоги кинопроката европейских фильмов по всему миру в 2014-2023 годах
22.11.2024
«Гладиатор 2» и «Злая» борются за лидерство в одном из самых кассовых уикендов года
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory
22.11.2024
Итоги кинопроката европейских фильмов по всему миру в 2014-2023 годах
17.09.2024
С 2015 года доля женщин в европейском кинопроизводстве выросла всего на 5%
11.09.2024
Стриминговые платформы все больше инвестируют в европейский контент
05.06.2024
Стриминговые сервисы создают больше всего кино- и ТВ-адаптаций
03.05.2024
Источники финансирования и бюджеты фильмов в Европе в 2021 году
Реклама