Стриминги замедляют рост инвестиций в контент
В 2023 году затраты глобальных стриминговых сервисов на производство контента должны вырасти на 2% — это наименьший показатель прироста за последние десять лет, за исключением ковидного сезона 2020-2021. Число ежегодных оригинальных релизов стремительно росло, но теперь достигло плато и готовится к снижению. В 2019 году платформы произвели около 370 проектов, в 2020 году это количество удвоилось, а в 2021 году достигло 1424 единиц. В 2023 данный показатель может оказаться ниже отметки в 1000 тайтлов.
Из недавнего исследования, опубликованного изданием Film Take, следует, что рынок глобальных стриминговых сервисов достиг перенасыщения. Среди признаков такого положения дел — ошеломивший инвесторов исход подписчиков с платформы Disney+. Видеосервис непрерывно наращивал зрительскую базу с момента запуска в 2019 году, но в последнем квартале 2022 от него отписалось 2,4 млн домохозяйств, в первом квартале 2023 — еще 4 млн. Компания связывает подобную динамику с потерей прав на трансляцию матчей по крикету, которыми владело ее индийское подразделение Hotstar (теперь этот популярный у местного населения спорт будет показывать на Paramount+ совместное предприятие Viacom c индийской Reliance Industries). Однако это не объясняет потеряю 300 тыс зрителей в Канаде и США.
Осознав, что мировой рынок все-таки имеет свои пределы, платформы стали уходить от политики эксклюзивности и накопления контента. Теперь они все чаще прибегают к распространению своих произведений у конкурентов, а также к перекрёстном маркетингу. Кроме того, в ряде случаев, единица контента приносит больше дохода, если ее монетизировать через рекламную модель, а не набивший оскомину SVOD. Warner Bros Discovery, Paramount, и даже Disney отозвали часть своей медиатеки, чтобы выложить ее у третьих сторон на их FAST-платформах (Free ad-supported television market — модель рекламной монетизации, схожая с AVOD).
Последние годы развитие стримингового рынка было сопряжено с акцентом производителей на эксклюзивность контента — подобный тренд был задан платформами вроде Netflix и Amazon, превратившимися из демонстраторов в производителей. Тем не менее, перенасыщение рынка привело к его постепенному откату к более традиционным моделям дистрибьюции.