29 октября 2010 13:57
Сергей Мокров: «До 2015 года все кинотеатры, включая даже киноустановки в местных клубах, обязаны автоматизироваться»
Интернет-портал «ПрофиСинема» уже сообщал, что 22 октября 2010 года Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал Постановление «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах», предписывающее создание единой базы, в которую будут поступать данные о всех фильмах и сеансах, проходящих в кинотеатрах на всей территории России. Разъяснения по этому Постановлению специально для «ПрофиСинема» дали Сергей Мокров и Игорь Каллистов. Они рассказали о нюансах автоматизации кинотеатров в малых городах, об особенностях программного обеспечения, о возможных субсидиях и мерах наказания для тех, кто не исполнит данное Предписание.
Сергей Мокров, начальник управления статистики и аналитики ГИВЦ Министерства культуры РФ:
«Далеко не все правильно понимают отдельные пункты недавнего предписания. Некоторые делают вывод, что кинотеатрам в городах до 100 тысяч жителей до 2015 года можно не передавать сведения. Это неверно. До 2015 года эти кинотеатры должны автоматизироваться. Но при этом, до 2015 года они обязаны подавать сведения, просто им делается поблажка: мы можем принимать эти данные не в автоматизированном виде, а с помощью других видов программного обеспечения, где данные вносятся вручную.
Что касается Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, то если у кого-то этой системы нет на данный момент – то и поблажки нет. Кинотеатры должны автоматизировать свои билетные хозяйства немедленно.
Основные трудности для владельцев кинотеатров в крупных городах, если продажа билетов до сих пор не автоматизирована (даже в Москве есть такие кинотеатры), – это траты и на оборудование и на программное обеспечение. Понятно, что если в каком-то кинотеатре нет билетного принтера, сервера и нет компьютеров в кассе, то его владельцам придется закупать оборудование. Но самое главное – программное обеспечение, которое сейчас производят несколько фирм и которое должно отвечать определенным стандартам. Необходимые технические требования сейчас уже на стадии утверждения в Министерстве культуры РФ, осуществляются последние правки. Скажем так, это общие требования к аппаратно-программному комплексу, которые будут предъявлены кинотеатрам. Я думаю, что те разработчики программного обеспечения, которые сейчас на рынке существуют, в подавляющем большинстве (а крупных - четыре) уже готовы к работе с ЕАИС, и их программы отвечают всем требованиям.
Компании, которые выпускают программное обеспечение, соответствующее нашим требованиям: «Кинософт», «Софт Механика», «Ticket Soft» и UCS. Особенно активно данные сейчас предоставляют клиенты «Кинософта», подтягиваются и клиенты «Софт Механики».
Прямого государственного финансирования, направленного на то, чтобы кинотеатры в малых городах перешли на автоматизированное билетное хозяйство, не предполагается, поскольку это противоречит бюджетному кодексу и правилам бюджетного финансирования, действующим сейчас. Тем не менее, муниципальным кинотеатрами будет сложно решить возникшую перед ними проблему самостоятельно (особенно в городах с населением меньше 100 тыс.). И они имеют право просить и получать субсидии не из федерального, а из регионального бюджета. Проблема состоит в том, что местные органы управления еще не совсем прониклись задачей, которую поставило государство на самом высоком уровне. От них требуются определенные усилия и затраты для того, чтобы реализовать федеральное законодательство. Министерство культуры РФ на эту тему готовит циркулярное письмо, которое будет направлено во все регионы и в котором региональные власти уведомят, что они должны помогать демонстраторам фильмов на своей территории. Потому что, еще раз повторю, до 2015 года все кинотеатры, включая даже киноустановки в местных клубах, которые были еще в советское время, а сейчас какие-то фильмы показывают по выходным, – все обязаны автоматизироваться. И для того, чтобы они были автоматизированы, необходимо соблюдение двух условий: во-первых, чтобы на рынке программного обеспечения появился продукт максимально облегченный, максимально удешевленный, а во-вторых, чтобы местные органы власти помогли на своей территории демонстраторам».
Игорь Каллистов, заместитель начальника Департамента кинематографии Министерства культуры РФ:
«В статье 6.1 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» указано, что кинотеатры несут ответственность за непредставление или ненадлежащее представление информации. Есть две статьи Кодекса об административных правонарушениях. Первая - статья 19.7 под названием «Непредставление сведений (информации)». Предусмотренное этой статьей наказание, конечно, очень смешное: для юридических лиц – штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Есть более серьезная вещь: статья 7.12 КоАП «Нарушение авторских и смежных прав», но под нее нарушителя надо, как говорится, подвести.
Нарушение Постановления «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах» -непредставление информации либо представление ее в в неполном или искаженном виде. Так или иначе, это затрагивает авторские права. В законе же говорится не про авторские права, а про то, что ЕАИС предназначена для защиты исключительных прав, т.е. прав правообладателей. А это не совсем одно то же. Ведь если говорить о кинофильме, то авторами аудиовизуального произведения являются три человека: автор сценария, режиссер-постановщик и композитор. Организатором, исполнителем и производителем выступает продюсер, который у этих троих выкупает авторские права. То есть он не автор, но при этом – правообладатель. И если бы эти понятия – авторское право и право правообладателя – были тождественны, то и не было бы вопроса, и кинотеатры, представившие недостоверную информацию или не предоставившие ее вообще, подпали бы под статью о нарушении авторских прав. А так нам придется еще доказывать, что поскольку продюсер должен рассчитываться с авторами, то в данном случае нарушены именно авторские права.
Однако продюсер платит авторам фиксированное вознаграждение. И только если фильм соберет больше определенного количества зрителей или заработает свыше оговоренной суммы, авторы смогут рассчитывать, помимо гонорара, на процент от кассовых сборов и то при условии, что это прямо указано в их договоре с продюсером на отчуждение (передачу) исключительного права. Только в этом случае выходит, что недостоверная информация о сборах напрямую нарушает авторские права. Тогда юридические лица обязаны выплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей, и у них может быть конфисковано, так сказать, орудие совершения этого правонарушения – в данном случае, просто-напросто отобран кинотеатр. Но если продюсер с авторами рассчитался, и они больше ни на какую сумму не претендуют, то говорить о нарушении кинотеатром авторских прав достаточно сложно.
Вот что у нас есть из действующих статей закона. Конечно, когда ЕАИС начнет действовать, мы планируем поработать над законодательной базой и предложить ужесточить норму за непредставление информации, поскольку считаем, что предусмотренное сейчас наказание смехотворно.
И все же основные надежды мы возлагаем не столько на угрозу государственного наказания, сколько на то, что информация о недобросовестных в плане представления сведений кинотеатрах будет обнародована, и меры к нарушителям примут уже непосредственно участники кинопроцесса – например, дистрибьюторы. Ведь кинотеатры рассчитываются напрямую не с продюсерами, а с прокатчиками. И, в свою очередь, от дистрибьюторов кинотеатры получают фильмокопии. Прокатчик заинтересован в том, чтобы все расчеты были прозрачными, а кинотеатр – чтобы получать копии «первым экраном», осуществлять премьерные показы. Дистрибьюторы, узнав, что их обсчитывают, просто могут в дальнейшем не давать в этот кинотеатр фильмокопии.
На сегодняшний день дистрибьюторы боролись за достоверность информации своими методами: например, нанимали студентов, чтобы те пересчитывали в кинозале зрителей и сверяли полученное количество с той отчетностью, которую им давали кинотеатры. Мы же решили, в качестве государственной поддержки, дать прокатчикам эффективный инструмент контроля. Вся прелесть нашей информации заключается в том, что она будет официальной. Когда прокатчики узнавали реальные цифры путем пересчета зрителей по головам, они не могли защитить себя в суде. А теперь смогут.
И еще вот какой нюанс: мы при внедрении ЕАИС вроде как исходим из того, что у нас «плохие» кинотеатры и «хорошие» продюсеры. Но не все так просто. Продюсеры жалуются на то, что показчики берут непомерную долю от кассовых сборов – 50 %, да к тому же отсчитывают эту долю не от тех денег, которые получают в действительности. Но ведь очевидно же, что кинотеатр не может настолько занижать выручку, чтобы фильм, в который вкладываются миллионы долларов, не окупился. Это значит что картина плохого качества и попросту зрителям не интересна. В этом смысле владельцев кинотеатров как-то даже можно понять, когда они часть суммы пытаются утаить: что делать, если им приходится «крутить кино», на котором в зале сидят десять человек, и сборы не позволяют даже покрыть эксплуатационные расходы на показ?
ЕАИС расставит все по местам и позволит, наконец, узнать, кто действительно главный виновник того, что из ста российских фильмов окупается всего пять».
Сергей Мокров, начальник управления статистики и аналитики ГИВЦ Министерства культуры РФ:
«Далеко не все правильно понимают отдельные пункты недавнего предписания. Некоторые делают вывод, что кинотеатрам в городах до 100 тысяч жителей до 2015 года можно не передавать сведения. Это неверно. До 2015 года эти кинотеатры должны автоматизироваться. Но при этом, до 2015 года они обязаны подавать сведения, просто им делается поблажка: мы можем принимать эти данные не в автоматизированном виде, а с помощью других видов программного обеспечения, где данные вносятся вручную.
Что касается Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, то если у кого-то этой системы нет на данный момент – то и поблажки нет. Кинотеатры должны автоматизировать свои билетные хозяйства немедленно.
Основные трудности для владельцев кинотеатров в крупных городах, если продажа билетов до сих пор не автоматизирована (даже в Москве есть такие кинотеатры), – это траты и на оборудование и на программное обеспечение. Понятно, что если в каком-то кинотеатре нет билетного принтера, сервера и нет компьютеров в кассе, то его владельцам придется закупать оборудование. Но самое главное – программное обеспечение, которое сейчас производят несколько фирм и которое должно отвечать определенным стандартам. Необходимые технические требования сейчас уже на стадии утверждения в Министерстве культуры РФ, осуществляются последние правки. Скажем так, это общие требования к аппаратно-программному комплексу, которые будут предъявлены кинотеатрам. Я думаю, что те разработчики программного обеспечения, которые сейчас на рынке существуют, в подавляющем большинстве (а крупных - четыре) уже готовы к работе с ЕАИС, и их программы отвечают всем требованиям.
Компании, которые выпускают программное обеспечение, соответствующее нашим требованиям: «Кинософт», «Софт Механика», «Ticket Soft» и UCS. Особенно активно данные сейчас предоставляют клиенты «Кинософта», подтягиваются и клиенты «Софт Механики».
Прямого государственного финансирования, направленного на то, чтобы кинотеатры в малых городах перешли на автоматизированное билетное хозяйство, не предполагается, поскольку это противоречит бюджетному кодексу и правилам бюджетного финансирования, действующим сейчас. Тем не менее, муниципальным кинотеатрами будет сложно решить возникшую перед ними проблему самостоятельно (особенно в городах с населением меньше 100 тыс.). И они имеют право просить и получать субсидии не из федерального, а из регионального бюджета. Проблема состоит в том, что местные органы управления еще не совсем прониклись задачей, которую поставило государство на самом высоком уровне. От них требуются определенные усилия и затраты для того, чтобы реализовать федеральное законодательство. Министерство культуры РФ на эту тему готовит циркулярное письмо, которое будет направлено во все регионы и в котором региональные власти уведомят, что они должны помогать демонстраторам фильмов на своей территории. Потому что, еще раз повторю, до 2015 года все кинотеатры, включая даже киноустановки в местных клубах, которые были еще в советское время, а сейчас какие-то фильмы показывают по выходным, – все обязаны автоматизироваться. И для того, чтобы они были автоматизированы, необходимо соблюдение двух условий: во-первых, чтобы на рынке программного обеспечения появился продукт максимально облегченный, максимально удешевленный, а во-вторых, чтобы местные органы власти помогли на своей территории демонстраторам».
Игорь Каллистов, заместитель начальника Департамента кинематографии Министерства культуры РФ:
«В статье 6.1 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» указано, что кинотеатры несут ответственность за непредставление или ненадлежащее представление информации. Есть две статьи Кодекса об административных правонарушениях. Первая - статья 19.7 под названием «Непредставление сведений (информации)». Предусмотренное этой статьей наказание, конечно, очень смешное: для юридических лиц – штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Есть более серьезная вещь: статья 7.12 КоАП «Нарушение авторских и смежных прав», но под нее нарушителя надо, как говорится, подвести.
Нарушение Постановления «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах» -непредставление информации либо представление ее в в неполном или искаженном виде. Так или иначе, это затрагивает авторские права. В законе же говорится не про авторские права, а про то, что ЕАИС предназначена для защиты исключительных прав, т.е. прав правообладателей. А это не совсем одно то же. Ведь если говорить о кинофильме, то авторами аудиовизуального произведения являются три человека: автор сценария, режиссер-постановщик и композитор. Организатором, исполнителем и производителем выступает продюсер, который у этих троих выкупает авторские права. То есть он не автор, но при этом – правообладатель. И если бы эти понятия – авторское право и право правообладателя – были тождественны, то и не было бы вопроса, и кинотеатры, представившие недостоверную информацию или не предоставившие ее вообще, подпали бы под статью о нарушении авторских прав. А так нам придется еще доказывать, что поскольку продюсер должен рассчитываться с авторами, то в данном случае нарушены именно авторские права.
Однако продюсер платит авторам фиксированное вознаграждение. И только если фильм соберет больше определенного количества зрителей или заработает свыше оговоренной суммы, авторы смогут рассчитывать, помимо гонорара, на процент от кассовых сборов и то при условии, что это прямо указано в их договоре с продюсером на отчуждение (передачу) исключительного права. Только в этом случае выходит, что недостоверная информация о сборах напрямую нарушает авторские права. Тогда юридические лица обязаны выплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей, и у них может быть конфисковано, так сказать, орудие совершения этого правонарушения – в данном случае, просто-напросто отобран кинотеатр. Но если продюсер с авторами рассчитался, и они больше ни на какую сумму не претендуют, то говорить о нарушении кинотеатром авторских прав достаточно сложно.
Вот что у нас есть из действующих статей закона. Конечно, когда ЕАИС начнет действовать, мы планируем поработать над законодательной базой и предложить ужесточить норму за непредставление информации, поскольку считаем, что предусмотренное сейчас наказание смехотворно.
И все же основные надежды мы возлагаем не столько на угрозу государственного наказания, сколько на то, что информация о недобросовестных в плане представления сведений кинотеатрах будет обнародована, и меры к нарушителям примут уже непосредственно участники кинопроцесса – например, дистрибьюторы. Ведь кинотеатры рассчитываются напрямую не с продюсерами, а с прокатчиками. И, в свою очередь, от дистрибьюторов кинотеатры получают фильмокопии. Прокатчик заинтересован в том, чтобы все расчеты были прозрачными, а кинотеатр – чтобы получать копии «первым экраном», осуществлять премьерные показы. Дистрибьюторы, узнав, что их обсчитывают, просто могут в дальнейшем не давать в этот кинотеатр фильмокопии.
На сегодняшний день дистрибьюторы боролись за достоверность информации своими методами: например, нанимали студентов, чтобы те пересчитывали в кинозале зрителей и сверяли полученное количество с той отчетностью, которую им давали кинотеатры. Мы же решили, в качестве государственной поддержки, дать прокатчикам эффективный инструмент контроля. Вся прелесть нашей информации заключается в том, что она будет официальной. Когда прокатчики узнавали реальные цифры путем пересчета зрителей по головам, они не могли защитить себя в суде. А теперь смогут.
И еще вот какой нюанс: мы при внедрении ЕАИС вроде как исходим из того, что у нас «плохие» кинотеатры и «хорошие» продюсеры. Но не все так просто. Продюсеры жалуются на то, что показчики берут непомерную долю от кассовых сборов – 50 %, да к тому же отсчитывают эту долю не от тех денег, которые получают в действительности. Но ведь очевидно же, что кинотеатр не может настолько занижать выручку, чтобы фильм, в который вкладываются миллионы долларов, не окупился. Это значит что картина плохого качества и попросту зрителям не интересна. В этом смысле владельцев кинотеатров как-то даже можно понять, когда они часть суммы пытаются утаить: что делать, если им приходится «крутить кино», на котором в зале сидят десять человек, и сборы не позволяют даже покрыть эксплуатационные расходы на показ?
ЕАИС расставит все по местам и позволит, наконец, узнать, кто действительно главный виновник того, что из ста российских фильмов окупается всего пять».
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Электронный билет
16.01.2013
Их разыскивает ЕАИС
12.09.2012
Госдума одобрила в первом чтении штрафы за ложные данные по продажам кинобилетов
23.11.2011
Поправки к закону о едином электронном билете будут рассмотрены Госдумой
23.09.2011
Сергей Мокров: «Ответственность за передачу данных кинотеатрами в ЕАИС теперь и на региональных властях»
10.06.2011
Единый кинобилет: письмо подписано, что дальше?
Реклама