17 августа 2010 15:53
Ночь планеты Земля
20 августа 2010 года международный фестиваль современного кино «2morrow\Завтра» совместно с киноклубом Ночной показ организуют «Ночь планеты Земля». Попытки с помощью кино, документального и игрового, сделать человечество вообще и москвичей, в частности, экологически сознательными становятся более эффективными в дыму пожаров и на жаре под 40 градусов. Разлив нефти, извержение вулкана и наводнения добавляют аргументов. Приятно, впрочем, что экологическая пропаганда бывает не только полезной и грамотной, но и высокохудожественной. Воспитывать можно не только запугиваниями, но и красотой, что и подтверждают отобранные картины. Первая – «Дом» – устраивает фантастический полет над Землей и лекцию по ее истории с печальным резюме, фиксирующем разрушение экологического баланса. Вторая – «Век глупцов» – исходя из этого названия, рисует безрадостную картину будущего. Третья же – «Коянискацци», один из главных фильмов ХХ века – завораживающая бессловесная медитация, которая скажет гораздо больше, чем обе предыдущие вместе взятые.
«Дом» (Home)
Франция, 2009, 95 мин.
Режиссер Ян Артюс-Бертран
Французский фотограф Ян Артюс-Бертран и продюсер Люк Бессон зависают над планетой примерно на высоте птичьего полета и оттуда, не спеша, рассказывают конспективную историю человечества, которое за последние 50 лет стремительно разрушило гармонические отношения со своим Домом. Авторы не стремятся к большой оригинальности текста, не поражают неожиданностью выводов. Они играют на контрасте безрадостной информации и невероятной красоты картинки. Камера Артюса-Бертрана кружила 18 месяцев над 53 странами. Китай и Саудовская Аравия съемки запретили. Индия изъяла часть отснятого материала. В Аргентине документалистов на неделю посадили за решетку. Артюс-Бертран, как фотограф, занимается такими полетами уже много лет и собственно его орнаментальные снимки из проекта «Земля, уведенная с неба» сделали его знаменитым.
«Век глупцов» (The Age of Stupid)
Великобритания, 2009, 92 мин.
Режиссер Франни Армстронг
Здесь есть элемент провокации и игры. Британский актер Пит Постлетуэйт изображает жителя будущего. В 2055 году глобальное потепление начинает уничтожать цивилизацию. Герой Постлетуэйта должен разобраться с причинами и дать тем, кто, может быть, выживет ценные рекомендации. Но это кино не игровое. Авторы колесят по планете и разбирают самые болезненные темы и конфликты, задавая самые неудобные вопросы. В общем, действуют немного в духе Майкла Мура. Так что экологическая документалистика приобретает черты триллера.
«Коянискацци» (Koyaanisqatsi)
США, 1982, 86 мин.
Режиссер: Годфри Реджио
Про режиссера Годфри Реджио есть анекдот. Вроде бы во время своих лекций он любил представляться аудитории так: «Call me simply God». Что-то от бога в нем точно есть. На самом деле все эти красивые и масштабные документальные проекты, посвященные Земле как планете и заигравшемуся человечеству, начались с «Коянискацци», в котором красноречивее любых слов звучит великая музыка Филипа Гласса. Масштаб и интонация этого фильма – совершенно библейские. Реджио, если кто не знает, в 14 лет, разочаровавшись в технократическом обществе, стал монахом, принял обет молчания и провел в монастыре 14 лет. Потом занялся кино. «Коянискацци» начинается с, условно говоря, «рождения мира», которое Реджио показывает как извержение вулканов и фантастический танец туч, и заканчивается вершиной человеческой цивилизации – полетом в космос. Между ними – жизнь планеты и человека, показанные с дистанции божества или инопланетянина – бесконечные суетливые толпы, снующий транспорт, разрушающиеся дома и т.д. В «Коянискацци» (первая часть трилогии, продолжением которой стали «Повакацци» и «Накойкацци») Реджио создал не только мощный манифест, но и открыл для кинематографа новые приемы и способы съемки, фактически новый язык, который растиражирован всеми – от радикального авангарда до клипа MTV.
«Дом» (Home)
Франция, 2009, 95 мин.
Режиссер Ян Артюс-Бертран
Французский фотограф Ян Артюс-Бертран и продюсер Люк Бессон зависают над планетой примерно на высоте птичьего полета и оттуда, не спеша, рассказывают конспективную историю человечества, которое за последние 50 лет стремительно разрушило гармонические отношения со своим Домом. Авторы не стремятся к большой оригинальности текста, не поражают неожиданностью выводов. Они играют на контрасте безрадостной информации и невероятной красоты картинки. Камера Артюса-Бертрана кружила 18 месяцев над 53 странами. Китай и Саудовская Аравия съемки запретили. Индия изъяла часть отснятого материала. В Аргентине документалистов на неделю посадили за решетку. Артюс-Бертран, как фотограф, занимается такими полетами уже много лет и собственно его орнаментальные снимки из проекта «Земля, уведенная с неба» сделали его знаменитым.
«Век глупцов» (The Age of Stupid)
Великобритания, 2009, 92 мин.
Режиссер Франни Армстронг
Здесь есть элемент провокации и игры. Британский актер Пит Постлетуэйт изображает жителя будущего. В 2055 году глобальное потепление начинает уничтожать цивилизацию. Герой Постлетуэйта должен разобраться с причинами и дать тем, кто, может быть, выживет ценные рекомендации. Но это кино не игровое. Авторы колесят по планете и разбирают самые болезненные темы и конфликты, задавая самые неудобные вопросы. В общем, действуют немного в духе Майкла Мура. Так что экологическая документалистика приобретает черты триллера.
«Коянискацци» (Koyaanisqatsi)
США, 1982, 86 мин.
Режиссер: Годфри Реджио
Про режиссера Годфри Реджио есть анекдот. Вроде бы во время своих лекций он любил представляться аудитории так: «Call me simply God». Что-то от бога в нем точно есть. На самом деле все эти красивые и масштабные документальные проекты, посвященные Земле как планете и заигравшемуся человечеству, начались с «Коянискацци», в котором красноречивее любых слов звучит великая музыка Филипа Гласса. Масштаб и интонация этого фильма – совершенно библейские. Реджио, если кто не знает, в 14 лет, разочаровавшись в технократическом обществе, стал монахом, принял обет молчания и провел в монастыре 14 лет. Потом занялся кино. «Коянискацци» начинается с, условно говоря, «рождения мира», которое Реджио показывает как извержение вулканов и фантастический танец туч, и заканчивается вершиной человеческой цивилизации – полетом в космос. Между ними – жизнь планеты и человека, показанные с дистанции божества или инопланетянина – бесконечные суетливые толпы, снующий транспорт, разрушающиеся дома и т.д. В «Коянискацци» (первая часть трилогии, продолжением которой стали «Повакацци» и «Накойкацци») Реджио создал не только мощный манифест, но и открыл для кинематографа новые приемы и способы съемки, фактически новый язык, который растиражирован всеми – от радикального авангарда до клипа MTV.
Другие статьи по теме Международный фестиваль современного кино 2morrow/Завтра
01.11.2011
Магдалена Банасик: «Партнерство московского «Проекта на завтра» и CentEast Market Warsaw расширяется с каждым годом»
26.10.2011
Евгений Гиндилис: "«Проект на завтра» видит свою цель в том, чтобы научить наших продюсеров грамотно работать со своими фильмами на этапе предпродажи"
25.10.2011
Проект на завтра: Учиться никогда не поздно
24.10.2011
5 Международный кинофестиваль независимого кино «2morrow/Завтра»: Победители
24.10.2011
«Завтра» человек одержит победу
Реклама