«Завтра» человек одержит победу
Вчера 23 октября 2011 года завершился V международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра». Кроме кинотеатра «Пионер» есть еще несколько «смотровых площадок», в их числе – двухзальный «Ролан» на Чистопрудном бульваре. Площадка симпатичная, что называется, «нахоженная», где проходила программа Beat Film Festival, пять документальных фильмов, так или иначе посвященных музыке и контексту современной культуры, в котором она существует. Это и еще то обстоятельство, что почти все эти фильмы американские — вот, пожалуй, и все, что их объединяет.
Чем дальше уходишь в фестивальный «лес» из десятков картин, тем больше убеждаешься: гораздо убедительнее воздействует на сердце и душу не придуманная, а реальная история, не эффектные массовые сцены, а интересный, харизматичный человек, один на один с нацеленной на него кино- или, как модно сейчас, цифровой видеокамерой. Посему на пятом «Завтра» царствовало документальное кино, в котором герой, исповедуясь перед объективом, пытался преодолеть затяжной творческий кризис («Ариранг», режиссер Ким Ки-дук, Южная Корея), или распрощаться с прошлым, что-то исправить в исковерканной жизни («Кальве, режиссер Доминик Аллан, Франция/Коста-Рика/Никарагуа/CША/Великобритания), или доказать, что заниматься творчеством, создавать произведения искусства, обдумывать будущие смелые, не всегда угодные властям проекты возможно и в суровых условиях ограничения свободы (“Это не фильм», режиссер Джафар Панахи, Иран). К счастью, герои вышеупомянутых конкурсных лент настолько интересны сами по себе, настолько в них сильно излучение жизненной и творческой энергии, что иногда даже, как в случае с художником Жаном-Марком Кальве, хотелось их немного «сузить». Ясно одно: не поддаться их человеческому (не всегда, кстати, безусловно положительному) обаянию было решительно невозможно.
Именно потому, что главные герои не особенно интересны в человеческом плане, у вашего покорного слуги не сложились отношения с одной из программ фестиваля «Завтра», называющейся «Beat Film Festival”. Судя по названию, кино здесь должно рассказывать о независимых музыкантах или представителях каких-либо молодежных субкультур. Но ни молодой сноубордист из фильма «Драконоубийца» (режиссер Тристан Паттерсон, США), ни «тихий» музыкант из «Необыкновенно обыкновенной жизни Хосе Гонсалеса» (режиссеры Фредрик Эгерстранд, Микель Си Карлссон, Швеция) не смогли раскрыться перед авторами в необычном или даже обычном свете. Сноубордист, может быть, и талантливый, но на протяжении 75 минут экранного времени мы наблюдаем обыденную безалаберную «житуху» припанкованного пост-тинейджеровского поколения, которое не прочь вписаться в будущем в систему «нормального» буржуазного общества. А Хосе Гонсалес – так это вообще «вещь в себе»: он, оказывается, микробиолог по образованию, вдумчивый ученый; вот он и рассуждает с отрешенным видом о том, что изображение в глазу животного дихроматическое (двуцветное), а в глазу человека – трихроматическое (соответственно, трехцветное)... Какое отношение это имеет к музыке – неясно. В фильме звучит много песен, но тем, кто не владеет английским языком, смысл их останется не понятен (титры переводили только обычную речь, со шведского).