Питчинг в Минкульте: внимание к триллерам
21 июля в Министерстве культуры прошел питчинг игровых картин в категории авторского и экспериментального кино. Экспертному совету было представлено 43 проекта.
С точки зрения жанра наибольшей популярностью у творческих групп пользовался триллер: к нему обращались создатели картин «Кентавр» (Ай ди продакшн), «Кинопленка №8» (Вита Актива продакшн), «Последний день рождения» (Арк-Фильм), «Монохром» (Ленфильм), «Селфи для призрака» (ВГИК-Дебют), «Золото Умальты» (Санкт-петербургская студия документальных фильмов), «Палата» (Логистик стар продакшн), «Шепот» (Эй пи диджитал). Учитывая нетипичность жанра для отечественного кинематографа, каждая из творческих команд смогла предложить свою концепцию триллера.
К примеру, режиссер Андрей Богатырев представил картину «Золото Умальты», обещая создать исторический триллер-истерн о добыче золота. Эксперты отметили стилистическую схожесть проекта с фильмом «Омерзительная восьмерка». Главную роль в фильме исполнит Павел Деревянко, а съемки пройдут в Хабаровском крае при личной поддержке губернатора, который обратился к залу с экрана. Алексей Учитель заметил, что, несмотря на его личную симпатию к проекту, обращения от чиновников стоит сократить до минимума: из-за них творческие команды тратят ценное время защиты и не успевают рассказать о значимых подробностях фильма.
Иную концепцию представил Ленфильм с проектом «Монохром». По замечанию режиссера Ольги Городецкой, героя нашего времени следует «переименовать» в героиню, поскольку женщины оказываются более приспособлены к стрессовым ситуациям. В качестве референса творческая команда привела фильм «Воспоминания об убийстве» и схожие по стилю корейские картины. Визуальное решение ленты авторы относят к жанру нуар. Главную мужскую роль исполнит Алексей Серебряков. Съемки запланированы на весну 2023 года.
Триллер «Кентавр» обещает завораживающие погони и ночные съемки. За продолжительные экшен-сцены, коими изобилует фильм, отвечает продюсер проекта Илья Найшуллер. Создатели просят поддержу в размере 50 млн рублей при общем бюджете картины в 110 млн.
Сразу два триллер-хоррора заявил режиссер Серик Бейсеуов – «Палата» и «Шепот». Бюджет первой картины составляет 173 млн рублей, запрашиваемые средства – 100 млн, а остаток – собственные средства компании.
«Кинопленка№8» – еще один мистический триллер питчинга (Вита Актива продакшн). Режиссером станет Илья Хотиненко, а съемки пройдут в Выборге, который, по словам продюсера Юлии Мишкинене, привлекает создателей своей таинственностью. В качестве потенциальных партнеров команда указывает платформу Start. Эксперты задали уточняющий вопрос про бюджет проекта, составляющий 110 млн рублей, поскольку он показался им завышенным. В качестве примера аналогичного триллера с более низким бюджетом был приведен фильм «Асфальтовое солнце». Творческая команда рассказала о сложных декорациях, которые предстоит устанавливать, а также о CGI-эффектах – в картине появятся духи затопленного кинотеатра.
Вопрос завышенного бюджета поднимался экспертами еще несколько раз. Маститые продюсеры авторского кино Наталья Мокрицкая и Роман Борисевич сочли, что сумма, которая по текущему курсу составляет около $3 млн, слишком велика для столь небольших проектов. В особенности полемика коснулась фильмов «Последнее путешествие» и «Судебные процессы над животными» (Вега фильм) продюсера Катерины Михайловой. Продюсер заметила, что в текущих реалиях подорожало буквально все: от услуг логистических компаний до работы со спецэффектами и пластическим гримом. «Авторское кино – не значит дешевое», – подытожила свою речь Михайлова.
«Мы поломаем весь рынок, если у подобных фильмов будут бюджеты $2-3 млн. Не нужно прикрываться экспедициями: в регионах снимать дешевле, чем в Москве», – заключил Роман Борисевич в отношении другой картины, криминальной комедии Александра Ханта «777» (Дабл). В основе сюжета – роман молодого писателя из Петербурга Кирилла Рябова. Съемки фильма про обаятельного, внезапно разбогатевшего отрицательного героя пройдут на Дальнем Востоке. Главную роль исполнит Максим Стоянов, который очень органично смотрелся в продемонстрированной сцене актерских проб.
Комедии – традиционно популярный для питчингов жанр: в этом году были представлены проекты «Шок-ток или AC/DC» (Кактус фильм), «Идеальный брак» (Русские объединенные студии), «Узколейка» (Рона фильм), «Успеть за час» (Студия Лавр), «Пять процентов» (Студия АСДС). На защите последнего генеральный продюсер компании Екатерина Борисова устроила небольшой стенд-ап и отшутилась, что потеряла всю остальную команду. Впрочем, каст фильма все же присутствовал – на экране появился появился Виктор Сухоруков со словами: «Приветствую процедурную комиссию», что развеселило всех присутствующих. Режиссером выступит Дмитрий Светозаров. Комедию питчингуют уже во второй раз.
На контрасте с комедиями особенно выделялись лирические картины про пожилых людей: к примеру, Дмитрий Давыдов представил драму с элементами комедии «Прозрачные земли» (кинокомпания Переворот). В центре сюжета – три старика, последние жители покинутой деревни. «В пределах Якутии мне, к сожалению, уже тесно», – отметил Давыдов, подчеркнув, что съемки будут на севере – в Карелии или в Архангельской области – зимой 2023 года, а релиз запланирован на первую половину 2024 года.
Каро продакшн также ставит в центр повествования жизнь за пределами большого города: картина «42 км» повествует о судьбе вдовы, в дом которой неожиданно съезжаются родственники. Создатели отметили важность образа дома: по словам режиссера Максима Кубринского, старые кратовские дачи известны ему не понаслышке, и главное для него – отражение светлых ностальгических чувств. Женская роль была написана специально под Ирину Купченко, которая с радостью согласилась исполнить ее. Бюджет картины – 90 млн рублей, запрашиваемая сумма – 60 млн.
Пожалуй, самой пронзительной стала драма Андрея Зайцева «Дорогие мои старики» (киностудия Сентябрь). Будучи режиссером, сценаристом и продюсером проекта, он создал полноценный короткометражный фильм, где подробно рассказал обо всех деталях будущей картины и источниках своего вдохновения. На съемках «Блокадного дневника» Зайцев сблизился с Сергеем Дрейденом, который и стал прототипом главного героя. В центре повествования – пожилая семейная пара из Санкт-Петербурга. Главную женскую роль исполнит Алиса Фрейндлих. По словам Зайцева, его фильм – своеобразная полемика с картиной Михаэля Ханеке «Любовь». Название проекта – рабочее, в дальнейшем оно, вероятнее всего, изменится.
Несмотря на внешние факторы и препятствия, создатели по-прежнему не теряют надежду на копродукцию с западом. Константин Лопушанский, представляя драму «Асия – ангел смерти» (Пролайн-медиа), объявил звездный каст: главные роли исполнят Игорь Меркулов и Фанни Ардан. Продюсер проекта Андрей Сигле отметил, что настоящее искусство не подвластно санкциям – именно поэтому у фильма есть западный сопродюсер.
Аналогичная ситуация сложилась вокруг проекта «Шагал». Биографическая драма Павла Лунгина, съемки которой пройдут совместно с французской стороной и Фондом израильского кино, планируется к прокату на западе. В дримкасте французские актеры: наиболее предпочтителен на главную роль Луи Гаррель. Создателей интересует судьба гения на фоне истории. Съемки пройдут в Витебске, Санкт-Петербурге и Париже. Бюджет картины – выдающиеся 490 млн рублей: из них 120 млн обеспечит Кинопрайм, 90 млн – запрос команды от Минкульта, остаток – частные средства российских и иностранных партнеров.
Наиболее нестандартным сюжетом отметился Слава Росс. Главный герой фильма «Догги» (Росс медиа) теряет собаку. Однажды на пороге его дома появляется девушка, которая просит взять ее на роль потерянного питомца. В проекте подтвердил участие Кинопрайм, заключен предварительный договор с Каропрокат. Бюджет картины составит 115 млн рублей, запрашиваемая у Министерства сумма – 80 млн. В фильме снимутся Филипп Янковский и Алена Михайлова. Съемки, как и в большинстве других проектов, пройдут в Санкт-Петербурге.