Зарубежный контент хотят принудительно лицензировать в России
20 апреля стало известно, что российские власти разрабатывают законопроект, расширяющий действие принудительной лицензии. Это способ сохранить в стране фильмы, сериалы, музыку и другие объекты интеллектуальной собственности компаний из недружественных стран, которые заявили об уходе или приостановке деятельности в России, сообщают Ведомости.
Сейчас о контент из библиотечного каталога зарубежных мейджоров пока доступен на российских видеосервисах. Лицензионные контракты с иностранными правообладателями, как правило, заключаются на год, и пока зарубежные партнеры, по словам топ-менеджеров онлайн-сервисов, не объявляли об расторжении, но это не означает, что они не могут это сделать в будущем.
Механизм принудительной лицензии есть и в действующей редакции Гражданского кодекса, но распространяется сейчас только на патенты. Предлагаемые нововведения изменят действие принудительной лицензии – она будет касаться не только патентов, но и других объектов интеллектуальной собственности, и для ее получения не придется ждать годы.
Обратиться в суд за получением принудительной лицензии сможет сам российский лицензиат, если партнер из недружественных стран в одностороннем порядке частично или полностью отказался от лицензионного договора по основаниям, не связанным с нарушением такого контракта. А выполнять финансовые обязательства по контрактам, заключенным после 23 февраля этого года, российский лицензиат, если он является акционерным обществом, может акциями (в этих целях ему разрешается выпуск привилегированных акций, номинальная стоимость которых не может превышать 25% от уставного капитала акционерного общества; такие акции не дают права голоса на общем собрании акционеров тем, в пользу кого они были выпущены).
Обратиться в суд за получением принудительной лицензии также могут российские организации коллективного управления (ОКУПы), если зарубежные правообладатели будут исключать свои каталоги из их управления. Одним из крупнейших ОКУПов по сборам в стране является Российское авторское общество, осуществляющее сборы вознаграждений в интересах создателей музыкальных произведений (в том числе, зарубежных) при их публичном исполнении.
Действие принудительной лицензии может быть прекращено в судебном порядке по иску зарубежного правообладателя в случае, если обстоятельства, в результате которых она была предоставлена, перестанут существовать – например, правообладатель заключит с российской компанией договоры о предоставлении права использования произведения на территории России.
ГК РФ сейчас не предусматривает применение принудительной лицензии для авторских прав, за исключением схемы с публичным воспроизведением и обществами коллективного управления. Директор Института исследований интернета Карен Казарян пояснил Ведомостям, что внесение подобных изменений в законодательство, во-первых, достаточно длительная процедура, а во-вторых, «введение таких мер нарушает международные обязательства России, применение их на практике может крайне отрицательно повлиять на оставшиеся перспективы международного сотрудничества».