Питчинг игровых проектов в Минкульте: сказки для детей и взрослых
8 октября в Министерстве культуры прошел второй день питчинга игровых работ. Экспертному совету представили проекты фильмов социально-значимой тематики, детских картин, авторских и экспериментальных лент.
По этим направлениям ведомство в общей сложности получило 206 заявок, из них 193 было допущено до второго этапа, а до очной защиты дошло 90 работ. Во второй день участники представили 46 проектов. О фильмах первого дня портал ПрофиСинема писал ранее.
Все смешалось в доме Облонских
Заявленная структура, согласно которой в первой части заседания должны были представляться лишь детские и юношеские проекты, сразу претерпела значительные изменения. После защиты картин «Чемпион» (Компания Русь) и «Случайный пират» (ВГИК-Дебют), рассчитанных на младшую аудиторию, продюсер Федор Попов анонсировал проект «Селфи для призрака» (ВГИК-Дебют). Будущая лента позиционировалась как русский хоррор, что немедленно вызвало шквал вопросов от экспертов. Попов отметил, что проект строго экспериментальный и не имеет отношения к детскому и юношескому кино. Сценарист Юрий Арабов не смог присутствовать на защите лично по состоянию здоровья, но прислал видеообращение, в котором подчеркнул, что увидел большой потенциал в режиссере Александре Цое и сам обратился к нему с готовым материалом.
Тема мистического хоррора в секции детского и юношеского кино получила продолжение в проекте Киностудии им. Горького «Детектор». Эксперты в изумлении задавали вопросы продюсеру Наталье Харыбиной о возрастном рейтинге будущего фильма, тем более что режиссером проекта выступит Костас Марсан, известный по колоритным якутским триллерам «Мой убийца» и «Иччи». Продюсер заверила, что хоррор впишется в категорию 16+, при этом в качестве референсов создатели указали картины «Текст», «Девушка с татуировкой дракона», «Семь». Проект уже участвовал в питчинге в прошлом году, но не получил поддержку ведомства. Костас Марсан внес множественно коррективов в сценарий и добавил оригинальное режиссерское видение, что является неоспоримым плюсом - крупным киностудиям давно следует приглашать на проекты якутских авторов с их самобытным взглядом. Продюсер считает, что поддержка Минкульта привлечет к проекту внимание стриминговых платформ, что откроет дополнительные источники финансирования. Прогнозируемая роспись картины - 600 кинотеатров.
Следующим проектом Киностудии им. Горького стала лирическая и романтическая комедия «Хочу жениться»: общий бюджет ленты — 120 млн рублей, запрашиваемая сумма субсидии — 50 млн. Эксперты недоумевали по поводу столь большого бюджета у фильма, действие которого происходит в современной России. Продюсер заметила, что в картине будет много массовых сцен, а также красочные погони. Юлия Мишкинене сочла проект сугубо зрительским и предположила, что его было бы логичнее питчинговать в Фонде кино. По мнению экспертов, для Фонда кино больше подходят и комедии «Концерт отменяется» от киностудии Сок, «Я женил своих родителей» от Кью Эс Фильмс, а также «Мальвина» от Марс Медиа. Драма «Чужая кожа», которую представила ЦПШ, напротив, уже подавалась в Фонд кино, но не нашла там поддержки — теперь создатели решили попытать удачу в Минкульте в категории авторского экспериментального кино.
Все смешалось и в картине «Там, где цветет полынь» от МТС Медиа: на сцену вышел продюсер проекта Игорь Мишин и объявил, что несколько минут назад по независящим ни от кого причинам произошла смена режиссера. По регламенту Минкульта Мишин был вынужден снять проект с питчинга, за что принес извинения.
Эхо минувшего Кинотавра
Ряд проектов представили режиссеры, чьи работы только что были показаны на минувшем Кинотавре. По словам Александра Зельдовича, его фильм «Менады» - в некотором роде продолжение «Медеи», но если готовая картина является трагедией, то новая - своеобразная рождественская сказка, хоть и не менее жестокая. Зельдович продолжит работу с той же командой: продюсером выступила Анна Качко, композитором - Алексей Ретинский, художником - Степан Лукьянов. Для воплощения сказочной составляющей к картине подключится группа художников АЕС+Ф. В проекте заинтересован немецкий дистрибьютор Wild Bunch и Фонд Кинопрайм, а также постпродакшен-компания D-Facto Motion.
Сергей Осипьян защищал картину «Самая легкая лодка в мире», о которой рассказывал порталу ПрофиСинема в недавнем интервью. Как и в случае с его предыдущей картиной, большинство ролей исполнят актеры театра Мастерская Петра Фоменко. К кастингу присоединилась еще одна звезда минувшего Кинотавра - Ольга Бодрова.
Нынешний питчинг не мог обойтись без анонса новой роли Юры Борисова - на этот раз он сыграет в картине Любови Мульменко «Фрау» (Компания Форест-Фильм). Отдельной похвалы со стороны экспертов заслужила презентация: команда представила видео актерских проб в соответствующей будущему фильму атмосфере. Общий бюджет проекта — 60 млн, съемки пройдут в Перми. Продюсером выступает Наталья Дрозд.
Мастера авторского кино
Среди наиболее ярких проектов категории социального значимого кино — «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой (Компания СТВ), которая тоже сделала упор на рождественско-новогоднюю эстетику — и ее сказка обещает быть не менее жесткой чем «Менады» Зельдовича. Будущий фильм вызвал интерес у Фонда Хуберта Балса / Hubert Bals Fund. Создатели планируют международное продвижение. Общий бюджет проекта - 60 млн рублей, съёмки запланированы на февраль-март 2022 года. Тематика проекта - важная для Мещаниновой тема насилия внутри семьи. При этом режиссер обещала работать деликатно, ссылаясь на свою репутацию «аккуратного режиссера».
К прямо противоположной репутации апеллировал режиссер Григорий Константинопольский: презентация нового проекта «Возвращение Робинзона» (Артлайт) полностью состояла из фрагментов его фильмов, отражающих эклектичную эстетику творца. Производственный бюджет будущей картины составит 72 млн рублей, запрашиваемая у Министерства сумма - 50 млн. Действие будет происходить на необитаемом острове, однако творческая команда обещала яркие флешбеки жизни героя из начала нулевых.
Ностальгия по прошлому
Обращение к прошедшим эпохам — лейтмотив второго дня питчинга. Очередную попытку осмыслить 90-е годы предпринимает режиссер Сергей Члиянц в проекте «Ветер» (Артлайт). Фильм будет снят по сценарию П. Луцика и А. Саморядова. Члиянц отметил, что хотел бы придерживаться жанра хоррор-сказки, тем самым продолжив интенцию многих режиссеров питчинга. Общий бюджет - 90 млн рублей. Главные роли исполнят Иван Янковский и Алена Михайлова.
Компания Вита Актива Продакшн, напротив, представила нежную и лиричную женскую историю по пьесе Александра Володина «Блондинка». В главной роли - Дарья Жовнер, известная по фильму «Теснота». Также режиссер Павел Мирзоев планирует пригласить Алису Фрейндлих, которая в юности исполняла главную роль в театральной постановке этой пьесы. К проекту подключился Ленфильм, а общий бюджет составит 78 млн рублей, из которых 28 млн - собственные средства, а 50 млн - запрашиваемые у Минкульта.
К советскому прошлому апеллировали не только взрослые сказки, но и детские: киностудия им. Горького анонсировала проект «Чижик пыжик возвращается». Эксперты обратили внимание на очень низкий бюджет на продвижение картины - 10 млн рублей. Другой ключевой вопрос - как привлечь зрителя «советской» сказкой, если он уже привык к комиксам?
С той же проблемой столкнулись создатели фильма «Я умею кататься на трамвае» (Продюсерский центр Дмитрия Клепацкого): в качестве референса к истории про двух сирот создатели представили «Я шагаю по Москве». Съемки запланированы в Нижнем Новгороде, общий бюджет картины - 73 млн рублей, запрашиваемая сумма - 50 млн.
Продолжили тему ностальгии в компании Кинопроба: проект «Про мою маму и меня» - экранизация одноименного спектакля с Ноной Гришаевой. Режиссером проекта выступит Дмитрий Губарев, а кастинг уже полностью сформирован: роли в фильме исполнят Юлия Франц, Александр Олешко. Основной референс картины – «Доживем до понедельника».
Кризис 30 лет
Современные проблемы требуют современных решений: ряд авторов счел, что кризис среднего возраста «помолодел» и теперь присущ людям от 25 до 35 лет.
Продюсер Данила Козловский представил проект «7 сторон моей жизни»: режиссером выступит Александр Фомин. В этом творческом составе команда уже работала над сериалом «Карамора», который скоро выйдет на платформе Start.
Еще один проект о кризисе молодых – «Холидейз» (Студия Друг Друга). Режиссером ленты станет Борис Акопов, над сценарием он работал совместно с Саввой Минаевым. Социально значимая драма повествует о русских эмигрантах в Америке, которые не могут найти свое предназначение в жизни. Акопов отметил, что хорошо знаком с проблематикой и счел, что сможет качественно реализовать этот материал. Продюсер картины Сергей Корнихин планирует привлечь ресурсы Газпром-медиа для продвижения фильма. Съемки пройдут в Соединенных Штатах.
Продолжилась тема мистической драмой «Я заберу твое солнце» (Хьюман Филмс). Режиссер Александр Селивестров отметил, что поколение 30-летних застряло на стыке между «зумерами» и «бумерами». Его поддержал и Евгений Сангаджиев - автор проекта «Мальвина» (Марс Медиа). Главная героиня фильма - потерянная тридцатилетняя девушка, внезапно вспоминающая о своей воображаемой подруге детства Мальвине. Сангаджиев удивил экспертов кастингом - роль Мальвины исполнит Иван Дорн. По замечанию режиссера, Дорн обладает потрясающей пластикой и способен выступить в любом амплуа. В качестве референса к образу Мальвины Сангаджиев упомянул классические съемки Игги Попа и фотосессию Бреда Питта в платье. Съемки картины пройдут в августе - сентябре 2022 года.
Миноритарные проекты
На десерт остались миноритарные проекты, о которых в начале заседания упомянула Светлана Максимченко. Особенно ярко среди них выделились два грузинских: «Рокси» (Вива Фильмз) и «Леван и Гиви» (Лемон Филмз Студио). Первый — черную комедию с элементами триллера — представляла продюсер Надежда Горшкова. Продюсером второго проекта является Борис Хлебников, который не смог присутствовать на защите и записал видеообращение.
Картина «Апатия» (Метрафильмс) — копродукция Греции, Кипра и России. В центре сюжета — пара эмигрантов из России. Главные роли исполнят Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Авторы отметили, что утвердили актеров еще до того, как они прошли кастинг на роли Мастера и Маргариты. Общий бюджет картины — 213 млн рублей.
Характерной особенностью этой защиты стал тот факт, что эксперты все чаще обращали внимание на качество презентаций: от участников требовалось максимально отразить не только дух будущего произведения, но и визуальную составляющую. По этой причине те, кто не мог предоставить видеофрагменты, делали упор на эскизы. Другой важный вопрос, на котором заостряли внимание эксперты — методы продвижения: буквально каждого соискателя спросили о рекламной кампании будущей картины, а также о потенциальных договоренностях со стриминговыми платформами.