Ассоциация владельцев кинотеатров VS Централ Партнершип: Новый конфликт
Тлеющий с конца прошлого года конфликт между кинотеатрами и дистрибьюционной компанией ЦПШ вновь разгорелся с новой силой в начале апреля. На этот раз причиной стало требование ЦПШ либо подписать дополнительное лицензионное соглашение, навязывающее кинотеатрам кабальные условия, либо оплатить неподъемные минимальные гарантии для показа одного из самых ожидаемых российских фильмов весны – режиссерского дебюта Данилы Козловского «Тренер». 10 апреля Ассоциация владельцев кинотеатров
выступила с заявлением, призывая прокатчика к конструктивному диалогу, но не добившись реакции ЦПШ, АВК 11 апреля
обратилась с открытым письмом к продюсерам фильма.
АВК уверена, что новое лицензионное соглашение о прокате фильмов «не только является проявлением неуважения и недоверия ко всем российским кинотеатрам, но и содержит ряд норм, существенно изменяющих практику делового оборота в сфере кинотеатрального показа». Как говорится в заявлении, ЦПШ навязывает площадкам условия, которые фактически являются кабальными. Прокатчик ранее уже пытался заставить кинотеатры подписать соглашение, регулирующее показ фильма «Движение вверх», но тогда конфликта удалось избежать. Теперь же ЦПШ настаивает на подписании нового дополнительного соглашения. Кинотеатры, отказавшиеся это сделать, не смогут показывать фильм «Тренер», выходящий в прокат через неделю – 19 апреля. Ассоциация считает, что требование прокатчика для большинства независимых кинотеатров «либо подписать новое лицензионное соглашение, либо оплатить неподъемные минимальные гарантии, в отдельных случаях доходящие до 500 000 рублей с экрана» неприемлемо, а новый лицензионный договор «несет в себе признаки использования доминирующего положения на рынке в отношении условий проката конкретных кинофильмов и противоречит условиям антимонопольного законодательства».
По мнению Ассоциации, отказ предоставить для показа ленту «Тренер», если кинотеатры не подпишут новую редакцию документа - «открытая попытка шантажа кинотеатров и ставит под угрозу успешный прокат в российских кинотеатрах значимого российского фильма, на производство которого были затрачены существенные средства федерального бюджета». Ассоциация просит предоставить права на показ фильмов ЦПШ на основании действующего договора, а также вступить в конструктивный диалог с кинотеатрами без проявления давления.
Совет Ассоциации и рабочая группа подготовили новый проект договора и обратились к ЦПШ с предложением обсудить его в формате текущих юридических переговоров с привлечением юристов обеих сторон. Ассоциация призвала отказаться от ограничивающих мер к росписи релизов компании на период ведения юридической работы и не увеличивать суммы минимальной гарантии на релиз, к созданию которого привлекались, в том числе средства Фонда кино.
На данный момент ЦПШ не дает комментариев по предложению Ассоциации. «Руководство в переговорах участие не принимает, букеры на местах утверждают, что ни о каких переговорах им не известно и продолжают беспрецедентное давление на кинотеатры», - говорится в заявлении.
Кроме того, АВК обратилась к членам Ассоциации, а также к кинотеатрам, не входящим в организацию, с рекомендацией не подписывать новую редакцию лицензионного договора и не поддаваться на угрозы со стороны прокатчика.
Не добившись реакции ЦПШ, сегодня, 11 апреля Ассоциация выступила с открытым письмом к продюсерам фильма «Тренер» с просьбой «предложить альтернативную возможность работы с фильмом».
«Открытое письмо к продюсерам фильма «Тренер»
11.04.2018 г. Москва
Уважаемые продюсеры фильма «Тренер»!
20 декабря 2017г. Ассоциация владельцев кинотеатров (далее Ассоциация) выступила с Заявлением против условий новой редакции лицензионного договора на публичную демонстрацию кинофильмов компании ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус» и требования последней подписать указанный договор в предложенном виде в кратчайшее время.
Ассоциация, которая объединяет свыше 180 кинотеатров и 1100 залов, выразила общее мнение участников рынка кинопроката о том, что указанное новое лицензионное соглашение о прокате фильмов не только является проявлением неуважения и недоверия ко всем российским кинотеатрам, но и содержит ряд норм, существенно изменяющих практику делового оборота в сфере кинотеатрального показа. В новой редакции лицензионного соглашения, предложенной для подписания ООО «Централ Партнершип Сейлз Хауз» содержится 16 (шестнадцать!) видов штрафных санкций для кинотеатров размером от 100 тысяч рублей до 1 миллиона рублей и ни одной штрафной санкции для Дистрибьютора! Основное право, которое позволяет Дистрибьютору выполнять свою функцию по продвижению релизов в кинозалы и обеспечению своему релизу максимально возможного проката в кинотеатрах – это предоставление (или не предоставление) оператору кинопоказа копии фильма. Этого права более, чем достаточно. Мы не видим логики в введении драконовских, несоизмеримых с нарушениями штрафов, зачастую вводимых за то, что кинотеатр просто не в силах контролировать!
ООО «Централ Партнершип Сейлз Хауз» своими беспрецедентно жесткими, односторонне обязывающими условиями доводит политику «кнута и пряника» до полного абсурда. На долю кинотеатров, которые являются единственной в отрасли площадкой, генерирующей денежные потоки, компенсирующие затраты на производство фильма, и обеспечивающей прибыль всем сегментам рынка, остаётся лишь «кнут» без малейшего намёка на «пряник». При этом, мы осознаём, что если наши коллеги – кинотеатры и сети пойдут на подписание этих кабальных условий, то остальные дистрибьюторы в кратчайшие сроки неизбежно введут точно такие же, а может и ещё более жёсткие условия договоров, так как, в противном случае, ООО «Централ Партнершип Сейлз Хауз» получит перед ними конкурентное преимущество, превратившись в самого «страшного» дистрибьютора на рынке.
К нашему огромному сожалению, все попытки вступить с ООО «Централ Партнершип Сейлз Хауз» в некий конструктивный диалог, пока, безуспешны. Мы испробовали все возможные способы, вплоть до разработки альтернативного варианта сбалансированного нового лицензионного соглашения, но диалог, пока, не получается. В это время Дистрибьютор пытается всеми возможными способами заставить кинотеатры «прогнуться» и подписать новое лицензионное соглашение/дополнительное соглашение. В ход идут все имеющиеся у них в руках рычаги давления. Основным рычагом давления на отрасль, к нашему величайшему сожалению, стал ваш проект «Тренер». ООО «Централ Партнершип Сейлз Хауз» прямо увязывает работу с вашим проектом с подписанием необходимого им лицензионного соглашения. Части операторов кинопоказа уже отказано в росписи «Тренера», часть всё ещё шантажируют тем, что, хотя роспись и подтверждена, но ключей не будет, пока не будет подписан нужный ООО «Централ Партнершип Сейлз Хауз» документ. Части кинотеатров предложено работать на т.н. минимальных гарантиях, доходящих порой до безумных цифр в 500 тысяч с экрана, что само по себе не укладывается ни в какие обычаи делового оборота в отрасли! Таким образом, складывается критическая ситуация, когда Дистрибьютор вместо того, чтобы охватывать максимальное количество кинотеатров, сознательно уходит с площадок только из-за того, что не признаёт право кинотеатров на самостоятельное принятие решений в вопросах хозяйственной деятельности.
Уважаемые продюсеры фильма «Тренер», ваш проект находится под угрозой и виноваты в этом не кинотеатры, которые готовы максимально широко заполнить вашим проектом репертуарную сетку, а ООО «Централ Партнершип Сейлз Хауз», который использует ваш проект, как таран для пробивания своих коммерческих интересов!
Мы очень бережно и грамотно работаем с отечественными релизами, уделяем им особое внимание, и фильм «Тренер» для нас является приоритетным проектом, фильмом, который ждут наши зрители, фильмом, в создание которого вложен огромный труд и финансовые ресурсы, в том числе Фонда кино, то есть федерального бюджета!
Поэтому, в связи с отсутствием конструктивного партнерского диалога с ООО «Централ Партнершип Сейлз Хауз» и огромным желанием работать с этим большим отечественным проектом, мы, члены АВК, вынуждены обратиться к студии ТриТэ, Даниле Козловскому, как режиссёру, Фонду кино и прочим заинтересованным лицам и организациям с просьбой предложить нам альтернативную возможность работы с вашим фильмом.
Уверены, что под нашим обращением готовы подписаться большинство операторов кинопоказа всей страны».
Открытое письмо к продюсерам фильма