Владимир Бортко поговорил с журналистами о любви
22 февраля 2017 года в Москве в РИА Новости прошли пресс-показ и пресс-конференция новой картины Владимира Бортко «О любви». Создатели и актёры пообщались с журналистами. Разговор о фильме, неоднозначно, откровенно и даже несколько провокационно рассуждающего на вечную тему любви и возмездия за измену, превратился в горячую дискуссию, в которой режиссер пояснил свою позицию.
Красавица Нина живет, как ей кажется, в счастливом браке с интеллигентным профессором-китаистом Александром. Он её преподаватель, предмет зависти подруг, любящий муж, проповедующий теорию договора «ты мне, я тебе», что в его представлении: сиди дома, дорогая, делай бутерброды, а я буду приносить деньги. Но долг за ипотеку подспудно давит на супружеские отношения. Накопив раздражение, Нина однажды срывается на мужчину из дорогой машины, случайно залившего её водой из лужи, но вежливо извинившегося и предложившего компенсацию. Как удивлена была девушка, когда оказалось, что незнакомец — Сергей, глава того самого банка, которому должен муж и с которым Нине предстоит поработать в роли переводчицы. Деловая встреча превращается в неформальную, и несмотря на то, что Сергей ясно даёт понять, чего хочет, а Нина возмущенно отказывается, мысли о прекрасном принце не покидают её. Едва ли очередная истерика мужа об ипотеке — единственная причина, которая ведёт её на новое свидание с Сергеем. Здесь с Ниной происходит волшебная метаморфоза: из крайне подавленной женщины, решившейся на поступок, противный ей самой, она превращается в окрыленную чувствами бабочку, и в этот момент её особенно жалко.
Когда фильм доходит до романтического пика, запускается обратный процесс. Владимир Бортко снял отнюдь не воодушевляющую легкую мелодраму — это глубокое кино, в первую очередь адресованное девушкам, женщинам, вместе с тем представляет очень мужской взгляд на ситуацию. Здесь многие могут увидеть отражение своей иррациональной стороны, чувств, толкающих на безумные поступки.
Режиссёр и автор сценария сравнивает свою историю с великим романом Льва Николаевича Толстого. «В моей истории немного от сюжета «Анны Карениной», а также от пьесы Генрика Ибсена «Карточный домик», в которой героиня тоже в какой-то момент понимает, что живёт во лжи. Я хотел рассказать о женщине с характером, которой тяжело жить в окружении слабых мужчин. Мужчин, не выдерживающих чувств, которые переживает она», — рассказал Владимир Бортко.
Тем не менее, некоторые журналисты выразили спорные мнения о героях и их поступках. Например, героине Ани Чиповской приписали эгоизм и нарциссизм.
«Я думаю, Нина — девушка, воспитанная по определенным штампам. Ей с детства говорили, как жить: ты должна учиться, ты должна создать семью, только попробуй не выйти замуж. Она очень старается все делать правильно, но в какой-то момент осознает, что несчастлива. И ведь она не в один момент решается на измену. Готовы ли вы жить с ощущением, что несчастны? Ей кажется, что она обретет счастье в человеке, в которого влюблена, но не дает себе отчета, что придётся поплатиться. В итоге-то она «платит» собой, а не другими», — пояснила актриса своё видение, с которым согласился режиссёр.
Владимир Бортко упомянул, что мужские и женские мнения в фокус-группах тоже показательно разделились: если мужчины были на стороне Нины, то женщины сочли её «стервой». «Мне очень дорога моя героиня. Когда вы были влюблены, неужели думали о том, через что переступаете?», — спросил Владимир Владимирович.
Героиня, как и её исполнительница, настолько были важна режиссёру, что специально под её характер написал музыку известный композитор Максим Дунаевский. При этом работа над музыкальной составляющей оказалось очень трудоёмкой. Как рассказал Максим Исаакович, Бортко пригласил его, как «мелодиста». Когда первая тема была написана при просмотре выяснилось, что она не подходит, сцены выглядят «пошло». Композитору пришлось написать совершенно другую музыку, экспериментальную для его творчества.
Действительно, соблюсти баланс между пошлостью и красотой в постельных сценах — задача не из простых. Аня Чиповская призналась, что когда читала сценарий, не ожидала, что её роль окажется столь откровенной. Ей тяжело дались интимные сцены, но на площадке были созданы все условия, чтобы артисты могли раскрепоститься. Елена Иванова, совмещавшая в проекте две функции — оператора и продюсера, рассказала, что в художественном решении постельных сцен они опирались на творчество скульптора Огюста Родена.
Владимир Бортко также отметил, что в его фильме самыми сильными оказываются именно женщины, которые сталкиваются со слабыми мужчинами. Муж Нины, Александр мнит себя рациональным человеком и проповедует мудрость Востока, но его теория ломается о собственные чувства. Алексей Чадов сказал, что не было ничего в его карьере более сложного, за исключением некоторых трюков, чем реплики по-китайски, после чего продемонстрировал журналистам свои успехи в произношении.
Роль второго плана, но самую положительную и сильную — жену Сергея, Тамару — исполнила Мария Миронова. «Она находит в себе силы отпустить человека, которого любит. При этом отпустить, оставив приоткрытой дверь. Когда вас связывают не только долгие супружеские отношения, но и ребёнок — не получится разорвать связь навсегда», — отметила актриса.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливые — каждая по-своему» , — писал Лев Николаевич. Типичная ситуация женской измены в картине «О любви» раскрывается в ключе нового времени и оборачивается исходом современным. «Главные слова, решившие судьбу героини: «Мне отмщение и аз воздам». Что бы не произошло с ней, кто бы ни был виноват, возмездие за измену неминуемо настигнет. Думаю, в этом и есть урок картины», — сделал вывод Владимир Бортко.