«Землетрясение» Сарика Андреасяна – трагедия о продолжении жизни
17 ноября 2016 года в Москве в МИА «Россия сегодня» московские журналисты посмотрели новую картину Сарика Андреасяна «Землетрясение» и пообщались со съёмочной группой картины, а вечером состоялась премьера фильма. Лента снята по реальным событиям катастрофы, которая случилась в 1988 году в Армении, унесла 25 тысяч жизней, оставив около полумиллиона людей без крова. Для режиссера и продюсеров это особенный проект, который впервые спустя почти 30 лет рассказывает о землетрясении, о смерти, страшных потерях и боли, но со светлым посылом об объединении людей и продолжении жизни после кошмара.
Основная сюжетная линия строится вокруг русской семьи, живущей в Ленинанкане: Анна Бережная (Мария Миронова) с сыном Ваней (Даниил Изотов) и дочкой Катей (Анастасия Савкина) ждет возвращения из тюрьмы мужа Константина (Константин Лавроненко), обвиненного 8 лет назад в гибели в результате автокатастрофы родителей маленького мальчика Роберта (Виктор Степанян). Мальчик вырос и жаждет возмездия – он тоже дожидается Бережного, но знакомство с врагом перерастает для героя в нечто неожиданное.
Константин Лавроненко рассказывает, что моментально принял приглашение на роль: «Я сразу понял, когда услышал предложение, что это не простой фильм, и сразу согласился участвовать. Не хочу повторять высокие слова о трагедии и памяти, но благодаря такому кино мы можем прожить, прочувствовать страшные события, чтобы потом ощутить, как прекрасна и быстротечна жизнь, как важно ценить друг друга. Необходимо сопереживать боли наших близких – иначе, к сожалению, мы начинаем привыкать к смертям тысяч людей».
В фильме переплетается судьбы еще множества героев, для которых трагедия становится точкой отсчета, побуждающей признать собственные ошибки, простить мнимых врагов, обрести смысл жизни.
«Теперь я все понял! Но зачем надо было так жестоко объяснять?!», - взывает к небесам в раскаянии один из центральных героев – консервативный пожилой армянин Ерем (Михаил Погосян), который в начале фильма злится на свою беременную дочь и её мужа за то, что они зачали ребенка до брака.
Особенный окрас и художественную ценность придают картине второстепенные герои. За молодой красавицей Лилит (Татев Овакимян) ухаживает начальник кладбища. Девушка грубо отвергает мужчину, испытывая отвращение к его профессии, а его подарок, прочный стол из мрамора, называет могильной плитой. Простое, но тонкое и трогательное решение сценариста: именно этот стол спасает девушке жизнь. Пожалуй, самый интересно прописанный и сыгранный второстепенный герой – водитель грузовика Миша (Микаэль Джанибекян), который цинично шутит в лицо смерти и устраивает в протест ей праздник дня рождения. Не погрешили против правды создатели, показывая и темную сторону событий. К сожалению, мир устроен так, что всегда находятся люди, которые пытаются извлечь выгоду из трагедии, и начинают разбойничать.
На пресс-конференции режиссер Сарик Андреасян и продюсер Рубен Дишдишян рассказали, что первоначальный сценарий претерпел большие изменения, несмотря на то, что он нравился им обоим. Основные сюжетные линии остались, но они решили сделать историю более понятной людям, плохо знакомым с событиями 1988 года, а также драматичной – в первом драфте было больше экшена. Кроме того, в сценарий добавили русских и французских персонажей, чтобы показать роль других стран в помощи пострадавшим. «Трагедия, которая объединила мир» - слоган фильма, и приятно видеть, что картина не купается в горе, а говорит «спасибо» людям, которые помогли.
Создатели вносили изменения в фильм, даже доснимали сцены после первых показов. Например, им подсказали, что первые помощники приехали из Еревана, и поэтому появился красивый эпизод, когда люди выходят из машин в пробке на подъезде к разрушенному городу, идут пешком, вооружившись инструментами для разбора завалов.
«Каждый армянин знает об этой трагедии, и желание сделать фильм по её событиям было всегда. Я в течение своей жизни очень часто встречал людей, которые были под этими завалами или помогали их разгребать. Истории о землетрясении всегда были вокруг, поэтому армянский народ изначально много знает о тех событиях. Однако мы долго и тщательно изучали фотографии, хронику и документальные материалы, что отражено в финальных титрах», - рассказал Сарик Андреасян.
В титрах зритель видит жуткие фотографии с гробами и трупами, пожилых, детей, искалеченных, пытающихся согреться у костра, снимки плакатов от спасателей из других стран. Все это соотнесено с практически идентичными, детально точно поставленными кадрами из фильма. По словам режиссера, его главной задачей было показать наиболее правдоподобную и честную картину происходящего, воплотить в кадре реальные детали от одежды до локаций.
Часть съёмок проходила в армянском городе Гюмри, бывшем Ленинакане – одном из четырех городов, пострадавших от землетрясения. Это и есть место действия картины. Некоторые локации здесь сохранились с 1988 года – устояла, например, парикмахерская, в которой работает брат главного героя Роберта, Сеник (Сос Джанибекян). Однако воспроизводить землетрясение и его последствия в городе, который до сих пор ощущает боль от трагедии, не решились. По словам Андреасяна, это было непозволительно с этической стороны. Огромные и детальные декорации руин были выстроены в Москве. Поберегли чувства граждан Армении и в финальной версии фильма, в которую не вошли кадры с людьми в гробах, а в конце был сделан более очевидный позитивный посыл: вместо башенных часов, подчеркивающих, что жизнь продолжается, - свадьба и рождение ребенка.
13 сентября премьера «Землетрясения» состоялась в Армении, а 1 декабря выйдет в широкий прокат в России. Кроме того, фильм продан в 9 зарубежных стран, включая Южную Корею, Японию и Латинскую Америку, а по результатам кинорынка в Торонто и AFM, ожидается закрытие еще около 10 территорий, по словам Рубена Дишдишяна. Несмотря на хороший охват, создатели не рассчитывают на большой коммерческий успех, как отмечает Сарик Андреасян: «Здесь нет бизнес мотивов. Чтобы зарабатывать в киноиндустрии деньги, явно нужно снимать не драматические фильмы, основанные на реальных трагедиях, и мы не знаем, что нас ждет в прокате. У меня есть теория, что в реальности продюсеры не мы, а зрители, потому что спрос рождает предложение. Если сегодня фильму уделят большое внимание и придут в кинотеатры, значит в следующем году подобных картин будет еще больше, изменится и ситуация на рынке, поэтому важно мотивировать аудиторию к серьезному кино».