13 апреля 2015 13:21
Экспонаты Музея кино, посвященные фильму «Иван Грозный», на выставке «Искусство в эвакуации»
17 апреля 2015 года в рамках XV Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» (апрель-май 2015) в московском Институте русского реалистического искусства начнет свою работу выставка «Искусство в эвакуации», в состав которой вошли экспонаты Музея кино. Цель экспозиции, посвященной 70-летию великой Победы, показать, каким невероятным образом было сохранено культурное наследие, как годы войны стали временем расцвета художественной жизни. Временем, когда в тысячах километров от Москвы и фронта была написана великая музыка, организованы выставки выдающихся художников, поставлены знаменитые спектакли, снято большое кино.
Первая часть незавершенной трилогии Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (выход на экраны – 1945) создавалась в 1944 году на студии ЦОКс (ныне «Казахфильм») в Алма-Ате, ставшей в годы эвакуации своеобразным «советским Голливудом». С 1941 по 1944 год там было снято 23 художественных и 10 короткометражных кинолент. Однако главным достижением ЦОКса по праву считается именно картина Эйзенштейна, трудная судьба которой навеки впечатана не только в историю отечественного кино, но и в историю страны. Первая серия «Ивана Грозного», в которой в восторженных тонах описывается ранний период правления Ивана IV, принесла режиссеру и съемочной группе Сталинскую премию первой степени. Вторая часть, посвященная опричнине и показавшая распад личности кровавого тирана вместо «заказанного Сталиным Эйзенштейну» портрета идеального государя, была запрещена и увидела свет лишь в 1958 году, когда ни опального художника, ни вождя уже не было в живых. Третья серия существует только в сценарии, подготовительных рисунках и рабочих записях. Некоторые из этих уникальных материалов хранятся в Государственном центральном музее кино и будут представлены на выставке «Искусство в эвакуации» в Институте русского реалистического искусства.
Кроме того, о процессе создания первой серии «Ивана Грозного» в Алма-Ате, гостям экспозиции расскажут эскизы декораций, переписка и рисунки Сергея Эйзенштейна, костюмы персонажей, афиша московской премьеры и фотографии, сделанные вторым оператором картины Виктором Домбровским во время съемок. Рабочие моменты и сцены, запечатленные Виктором Викторовичем, впоследствии стали основой плакатов, открыток, буклетов и альбомов, посвященных знаменитой ленте советского киноноватора. Как не раз отмечали исследователи творчества Эйзенштейна, образ «Ивана Грозного», созданный в фотографиях Домбровского, из «визитной карточки» фильма превратился в самостоятельный «фотофильм», дополняющий киноверсию.
Выставка «Искусство в эвакуации» начнется в рамках XV Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» 17 апреля 2015 года и продлится в Институте русского реалистического искусства до 11 октября 2015.
Первая часть незавершенной трилогии Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (выход на экраны – 1945) создавалась в 1944 году на студии ЦОКс (ныне «Казахфильм») в Алма-Ате, ставшей в годы эвакуации своеобразным «советским Голливудом». С 1941 по 1944 год там было снято 23 художественных и 10 короткометражных кинолент. Однако главным достижением ЦОКса по праву считается именно картина Эйзенштейна, трудная судьба которой навеки впечатана не только в историю отечественного кино, но и в историю страны. Первая серия «Ивана Грозного», в которой в восторженных тонах описывается ранний период правления Ивана IV, принесла режиссеру и съемочной группе Сталинскую премию первой степени. Вторая часть, посвященная опричнине и показавшая распад личности кровавого тирана вместо «заказанного Сталиным Эйзенштейну» портрета идеального государя, была запрещена и увидела свет лишь в 1958 году, когда ни опального художника, ни вождя уже не было в живых. Третья серия существует только в сценарии, подготовительных рисунках и рабочих записях. Некоторые из этих уникальных материалов хранятся в Государственном центральном музее кино и будут представлены на выставке «Искусство в эвакуации» в Институте русского реалистического искусства.
Кроме того, о процессе создания первой серии «Ивана Грозного» в Алма-Ате, гостям экспозиции расскажут эскизы декораций, переписка и рисунки Сергея Эйзенштейна, костюмы персонажей, афиша московской премьеры и фотографии, сделанные вторым оператором картины Виктором Домбровским во время съемок. Рабочие моменты и сцены, запечатленные Виктором Викторовичем, впоследствии стали основой плакатов, открыток, буклетов и альбомов, посвященных знаменитой ленте советского киноноватора. Как не раз отмечали исследователи творчества Эйзенштейна, образ «Ивана Грозного», созданный в фотографиях Домбровского, из «визитной карточки» фильма превратился в самостоятельный «фотофильм», дополняющий киноверсию.
Другие статьи по теме Музей кино
05.08.2019
Наум Клейман: «Никогда не предполагал, что стану директором Музея кино»
01.04.2019
Музею кино исполнилось 30 лет
26.11.2018
Библиотека имени Эйзенштейна станет частью Музея кино
23.03.2018
Фонд Сергея Эйзенштейна переехал в здание Музея кино на ВДНХ
15.03.2018
Музей кино отпразднует день рождения лекциями и кинопоказами
Реклама