Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 декабря 2014 12:49

Музей кино приобрел уникальные архивы

Музей кино приобрел уникальные архивы

В 2014 году ФГБУК «Государственный центральный музей кино» вел активную комплектационную деятельность, системно пополняя свои коллекции. Сотрудники Музея постоянно ищут и музеефицируют новые экспонаты. В результате, в музейных фондах появились знаковые для истории отечественного кино работы. Была расширена коллекция выдающегося художника Левана Шенгелии, теперь насчитывающая порядка 1700 наименований. Впервые музейный фонд обзавелся образцами творчества известного художника-модельера Лейлы Брюн – 62 работы для кинематографа. Также коллекция Музея кино обогатилась эскизами замечательных художниц по костюмам Ганны Ганевской (187 эскизов костюмов к 19 фильмам) и Татьяны Горшениной (359 эскизов костюмов к 22 фильмам).

В 2014 году завершилась процедура приобретения творческого архива Левана Александровича Шенгелии. На сегодняшний день в коллекции Музея кино насчитывается порядка 1700 работ художника к 34 фильмам.

работа художника Левана Шенгелии к фильму "Обвиняются в убийстве"

Ученик великого мастера кино Иосифа Шпинеля, Леван Шенгелия (1921-2009) закончил художественный факультет ВГИКа в 1950 году и более 50 лет проработал в кинематографе.

Директор Музея кино Лариса Солоницына:
«Наше желание собрать творческий архив Левана Шенгелии в максимально полном объеме, единой коллекцией, отражающей весь путь, который прошел мастер – от студенческих работ до последней картины, продиктовано пониманием того, что наследие художника - это огромный пласт культуры отечественного кинематографа, который должен быть бережно сохранен и изучен. И это необычайно важно для всех, кто занимается или будет заниматься кино».
Главный хранитель Музея кино Кристина Юрьева:
«Для творчества Шенгелии характерны прежде всего графическая выразительность, лаконизм линий и четкость изобразительных решений, экспрессия в передаче событий и обстановки действия. Его эскизы декораций и костюмов отличаются высочайшим художественным уровнем, его раскадровки и наброски к постановкам служат наглядной школой профессионального мастерства и в то же время могут экспонироваться как образцы графического искусства».

работа художника Левана Шенгелии к фильму "Тарас Шевченко"
Леван Шенгелия – не только многогранный художник с неповторимым творческим почерком, он работал и как сценарист, и как режиссер, создав тонкий, лирический фильм «Девочка на шаре». Однако наибольший вклад в историю отечественного кино разносторонний мастер внес именно как художник-постановщик, во многом определив пути развития  кинодекорационного искусства. Народный художник России, трижды лауреат Государственных премий, Леван Шенгелия принимал участие в создании фильмов, ставших классикой отечественного кинематографа: «Тарас Шевченко» Игоря Савченко (1951), «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» Михаила Ромма (1953), «Алые паруса» Александра Птушко (1961), «Корона Российской империи» Эдмонда Кеосаяна (1970), «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера (1975), «Осенний марафон» Георгия Данелия (1979) и др.

работа художника Левана Шенгелии к фильму "Сладкое слово свобода"

С режиссером Витаутасом Жалакявичюсом, оставившим несколько знаковых страниц в истории отечественного кинематографа, Леван Шенгелия работал на трех картинах: «Это сладкое слово – свобода!» (1972),  «Кентавры» (1978) и «В августе 1944-го…». К сожалению, из-за конфликта режиссера ленты с автором литературного произведения картина была закрыта, а весь смонтированный рабочий негатив фильма был смыт. Эскизы Шенгелии сохранили для истории кино уникальное свидетельство о замысле фильма.

Интересен материал еще к одной не поставленной картине. Фильм «Иван Грозный» (1953), задуманный режиссером Иваном Пырьевым и неосуществленный в силу ряда исторических причин представлен в коллекции Музея работами целой группы художников: эскизами костюмов В.Ковригина, декорациями П.Киселева, комбинированными кадрами С.Зябликова. Раскадровки и наброски Л.Шенгелии, в свою очередь, позволяют значительно расширить возможность получить более подробное представление о замысле картины, о ее образном и изобразительном строе.

работа художника Левана Шенгелии к фильму "Тарас Шевченко"

Помимо закупленных работ,  наследником художника режиссером Георгием Шенгелия были переданы в дар еще и многочисленные папки с рабочими набросками, раскадровками, фотографиями и другими подготовительными материалами к этим фильмам, что позволяет значительно обогатить представление о процессе создания картин.

В уходящем году в коллекцию Музея кино впервые вошли работы известного художника-модельера Лейлы Брюн. В частности, были включены в музейный фонд 44 работы к анимационному фильму «Месть кота Леопольда», а также 12 эскизов и 6 листов раскадровки к дебютному фильму Отара Иоселиани «Апрель». Эскизы к этой картине - первый опыт работы Брюн в кино. Эскизы, сделанные молодой художницей в 1961-1962 годах довольно точно передают дух, настроение и стилистические особенности того времени. Помимо этого, графическая манера Лейлы Брюн своей изящностью, легкостью и декоративностью штрихов оказалась абсолютно созвучна дальнейшему творческому подчерку и манере повествования самого Отара Иоселиани, творчество которого отличается особым смешением лирических и философско-притчевых мотивов.

  работы художника-модельера Лейлы Брюн

Также в 2014 году коллекция Музея кино пополнилась эскизами одного из крупнейших художников по костюму в России Ганны Владимировны Ганевской  (187 эскизов костюмов к 19 фильмам). Она работала на киностудии «Мосфильм» с такими выдающимися режиссерами как Г.Панфилов, М.Швейцер, А.Алов и В.Наумов, А.Столпер, П.Тодоровский и другими. Работы Ганевской неоднократно выдвигались на премию «Ника» («Скверный анекдот», «Мать», «Незримый путешественник»).

эскиз художника по костюмам Ганны Ганевской   эскиз художника по костюмам Ганны Ганевской
 

Главный хранитель Музея кино Кристина Юрьева:
«Творческий почерк Ганны Владимировны отличает детальная проработка всех элементов костюма, точное создание образа персонажа, отвечающего художественному замыслу фильма, а глубинное знание исторической эпохи, чувство стиля и духа времени позволяли художнице создавать образ героя, соответствующий исторической правде времени. Это наглядно иллюстрируют эскизы к фильмам «Воскресенье» М.Швейцера, «Мать» Г.Панфилова, «Егор Булычев и другие» С.Соловьева, «Незримый путешественник» И.Таланкина, «Чайка» Ю.Карасика. Также и в работе с современным материалом Ганевская проявляла поразительную выдумку в создании модных нарядов (для фильма-фантастики «Бегство мистера МакКинли» М.Швейцера и «Любимой женщины механика Гаврилова» П.Тодоровского), зачастую предвосхищая веяния моды. Придуманные ею платья и брючные костюмы буквально «сходили» с экрана в жизнь».
За высокое профессиональное мастерство Ганна Ганевская получила в 2001 году звание Заслуженного художника России. Приобретение ее работ к названным фильмам, а также еще к ряду других («Право первой подписи» В.Чеботарева, «Четвертый» А.Столпера, «Собственное мнение» Ю.Карасика, «Карусель» М.Швейцера, «Свет далекой звезды» И.Пырьева), позволило пополнить коллекцию фонда и значительно расширить рамки тематического экспонирования материала, а также представления о вкладе художницы в отечественный кинематограф.

Кроме того, в 2014 году Музей кино включил в свои фонды 359 эскизов костюмов к 22 фильмам, в создание которых внесла свой вклад Тамара Васильевна Горшенина.

эскиз художника по костюмам Татьяны Горшенинойэскиз художника по костюмам Татьяны Горшениной

Тамара Горшенина - замечательный художник по костюмам, всю жизнь проработавшая на студии им. Горького. Художница приняла участие в создании более 36 фильмов. Среди известных зрителям такие картины, как «Когда я стану великаном» и «Соучастники» И.Туманян, «Усатый нянь» В.Грамматикова, «Центровой из поднебесья» И.Магитона, «Тайны мадам Вонг» С.Пучиняна,  «Любовь» В.Тодоровского, «Ночевала тучка золотая» С.Мамилова и другие. В 1995 году ее работа в фильме П. Арсенова «Волшебник Изумрудного города» была признана одной из трех лучших в номинации «Лучшая работа художника по костюмам».

Работы Горшениной демонстрируют не только талант, чувство стиля, фантазию художницы, но и ее понимание задач кинематографа в подходе к различному материалу, как историческому, так и современному, ее умение воплощать замысел режиссера в рамках своей профессии.
Реклама