11 октября 2013 13:32
Денис Лузанов: «Полнометражные фильмы сегодня можно создавать вне стен огромной киностудии с павильонами и массой техники»
Сегодня чуть ли не каждая вторая статья посвящена модернизации киностудии «Ленфильм», всех волнует судьба знаменитого бренда отечественного кино. Реконструировать студию лишь малая часть дела, сделать ее работоспособной – задача намного сложнее. Исследования кинопроизводственной инфраструктуры в нашей стране проводятся редко, проблемы обсуждаются не систематично. Инфраструктура это не только крупные студии полного цикла, такие как «Мосфильм». Это немалое количество и более узкоспециализированных студий постпродакшна разных мощностей. Никто не вспоминает о том, чем живут и как выживают они. Об этом мы решили поговорить с Денисом Лузановым, директором молодой компании «Тритона», и режиссером Юсупом Разыковым, который сотрудничает с ней на постоянной основе.
Ольга Баженова:
Уже давно не новость, что кинотехнологии стали доступней и дешевле. Кроме того, мэтры Голливуда, Спилберг и Лукас, предсказывают смену парадигмы производства, проката и доставки контента зрителю. И даже смену парадигмы форматов кинозрелища, что, несомненно, обогатит и киноязык. В ближайшем будущем они предрекли прокатный крах ряду блокбастеров, расширение и дифференциацию телевизионного контента. Все это поспособствует появлению новых возможностей для молодых продюсеров, сценаристов, режиссеров и новой волны фильмов. Они смогут быть коммерчески успешными благодаря поиску своего зрителя на альтернативных ресурсах и новым подходам в работе с ним. Не за горами одновременные старты проектов в кинотеатрах, на альтернативных VOD-платформах, кабельном, интернет-телевидении.
Денис Лузанов:
Мы тоже верим в смену парадигмы и в смену поколений в нашей индустрии. Вот почему мы стараемся как можно больше приглашать к себе студентов, помогать делать работы. Мы хотим показать им, что есть открытые двери и демократичные отношения. Сфера не всегда будет такой закрытой, как сейчас. А людей с другим отношением к делу надо учить и наставлять. Зачем?! Говорить о новой волне авторов, которые найдут нужные интонации и наконец вступят в диалог со зрителем, уже стало общим местом. Между тем, связь со зрителем сегодня утеряна у наших киношников окончательно. Это вопрос социального разрыва и глобального недоверия к любым высказываниям одних и тех же лиц с экрана. Вопрос несвободы, обид, разочарований зрителей.
Ольга Баженова:
Все сервисные студии в России имеют очевидные концепции, так как постпродакшн есть часть общего производственного процесса. Часть студий существуют в рамках киностудий полного цикла («Мосфильм», «Киностудия им. Горького»). Какие-то студии возникли при продюсерских и производственных кинокомпаниях («Мельница», «Базелевс»). Единицы компаний сегодня специализируются только на постпродакшне. Спектр услуг постпродакшна соответственно вытекает из специализации кинокомпании. К примеру «Невафильм» имеет тон-студию и цифровой мастеринг, так как их работа ориентирована на прокат.
Денис Лузанов:
Расширение деятельности компании логично, но мы не мыслим его в технической части постпродакшна. Она не является и самодостаточной бизнес-моделью и творческой моделью. Мне бы хотелось попробовать себя в продюсировании и работе с уникальными проектами, людьми. Есть желание сделать такие истории коммерчески успешными, открыть новые творческие альянсы.
Сегодня все чаще звучат идеи о формировании альтернативной производственной платформы в кино: более мобильной, демократичной, независимой от конъюктуры, бюрократии, технически доступной. Конгломерат молодых студий может концентрировать в себе молодое, авторское кино, малобюджетное кино, коммерческий артмейнстрим, обладая ресурсами и для продакшна и для постпродакшна. Не секрет, что основная загрузка крупных киностудий – это сериалы и тв-проекты. Игровые полнометражные фильмы сегодня можно создавать и вне стен огромной киностудии с павильонами и массой техники. Это новые пути выживания и новая полноценная ниша для существования таких студийных проектов, как «Тритона».
Юсуп Разыков:
Мы следим за движениями и новостями в сфере, обсуждали и еще будем обсуждать недавнюю декларацию продюсеров малобюджетного кино в «Сеансе». Важно, чтобы для такого кино тоже был доступ к полноценным техническим возможностям.
Ольга Баженова:
Сам факт, что наше кино выживает исключительно благодаря избирательной системе господдержки, не говорит в пользу здоровой индустрии. Централизованное распределение средств, как известно, не способствует свободной, творческой конкуренции продюсеров, авторов, специалистов, а также их развитию. В Голливуде бал правят огромные студии и огромные медиа-корпорации. Голливудская финансовая парадигма тоже находится в кризисе. Укрупнение процессов, бюджетов, идей, производства, стандартизация форматов, жанров не может продолжаться вечно.
Денис Лузанов:
Многие проблемы в сфере сервиса напрямую зависят от проблем производственной сферы. Сфера постпродакшн услуг в России узкая, непрозрачная и конъюктурная. Все друг друга знают в лицо. Схема взаимодействий не развивается, не эволюционирует. Все намертво повязаны стандартной линейкой тв-заказов, одними и теми же игроками и производственными кинокомпаниями. Поэтому настоящей, живой конкуренции в нашей сфере нет. Как нет и открытых обсуждений, обмена опытом. Редко кто выходит в «открытое море».
Понятно, что многие студии постпродакшна по большей части «закрыты» для внешних заказов в силу собственной схемы работы, долговременных контрактов. Они почти не берут проекты со стороны. Мы же хотим быть открытой студией, готовы экспериментировать, работать по новым схемам с продюсерами и режиссерами, привлекать проекты и участвовать в их производстве. Наша цель – иметь свое лицо в общей массе компаний!
Ольга Баженова:
Кризис в сфере постпродакшн услуг был. Многие производители были недовольны качеством и ценами сервиса, что привело к минимальному развитию сферы, появлению новых студий и проектов студий. Часть из них были инициированы и принадлежат кинокомпаниям, которые сами занимаются кинопроизводством («Мельница», «Базелевс», «Стар Медиа», «Всемирные Русские Студии», «Квадрат», «29 февраля»). Все они являются частными и располагаются в Москве и Питере. По исследованию «Невафильм» для Европейской Аудиовизуальной Обсерватории за 2012 год, 16 компаний на рынке имеют монтажные и 10 компаний тон-студии.
Другая тенденция - в сфере кинопроизводственной инфраструктуры идет укрупнение - и это логично! Обновляют свои концепции государственные киностудии, идет слияние частных компаний («Синелаб» + «Мои студии»), образуются новые альянсы (Киностудия им. Горького и постпродакш комплекс UMP). Однако, это вопрос минимизации рисков и вложений. Но укрупнения - это одно, а строительство совершенно новых мощностей - это другое. К примеру, «Всемирные русские студии» отказались от нового строительства по причине недостаточной загрузки уже имеющихся мощностей. Из активных проектов можно выделить два: «Главкино» и «Ленфильм».
Однако по статистике нынешнее развитие инфраструктуры и введение новой схемы государственного финансирования не дало нового производственного рывка. В год по-прежнему выходит около 600 картин, из которых преобладающее большинство документальных, в то время как игровых в среднем насчитывается от 100 до 140 позиций. Окупается в прокате где-то десятая часть.
Денис Лузанов:
Есть ощущение стагнации на рынке производства и постпродакшна. Не затрагивая телевизионные проекты, объем мощностей сегодня превышает количество создаваемого кинопродукта. На многих студиях недозагрузка, невыполнение плана, простои. Будут ли заполнены работой мощности нового «Ленфильма» без государственной помощи - не понятно. Производство сериалов тоже не просто так сосредоточено на московских студиях прежде всего из логистических соображений. Возможно, инфраструктура сегодня развивается не всегда адекватно производственной реальности, зрительскому спросу и сборам.
Ольга Баженова:
Сегодня в мире кризис настоящего творчества и возможностей для талантливых людей и идей. Они не могут найти каналы, открытые источники и понятную схему для собственной реализации. Так говорил Стивен Содерберг в своей последней речи о состоянии киноиндустрии. Специалисты постпродакшна, очевидно, люди непубличные, но от этого их значимость и творческий потенциал не уменьшаются!
Денис Лузанов:
Сфера отечественных специалистов постпродакшна тоже закрытая. Любой вам назовет имена самых известных современных режиссеров и актеров, хотя и это сегодня проблематично. Если говорить с обычным зрителем, а не профессионалом. А кто назовет вам лучших звукорежиссеров или монтажеров страны?! Вручают ли им популярные награды, составляют ли по ним топы и выборки?! Есть ли у них активные профсоюзы?! Специфика многих студий и продукта, который они создают, такова, что специалисты на этих проектах «протухают» и теряют квалификацию. Они сидят без энтузиазма с потухшими взорами и забывают о творчестве, авторской позиции. Качество большинства современных сериалов оставляет желать лучшего. Где сильные, современные, оборудованные школы, которые их готовят?! Где живая индустрия с большим выбором проектов, где можно практиковаться и набираться опыта?! Пока ничего такого у нас нет.
На нашей студии все специалисты уникальные творческие единицы. Вместе с режиссером и продюсером наша задача креативно реализовать творческий и технический процессы в рамках постпродакшна. При необходимости мы, конечно, привлекаем фрилансеров, но только в том случае, если это сугубо техническая работа.
Юсуп Разыков:
На студии все всегда упирается в коллектив и в специалистов. Но кроме уверенности в профессионализме, для меня, как режиссера, важно ощущение комфорта и легкого понимания при работе с людьми. Коллектив «Тритоны» - как раз такой. На студии нет отношения к работе: сдал картину и забыл. Сейчас мы начали работать над следующим проектом. Там будут сцены, где требуется компьютерная графика и у студии как раз появилась такая техническая возможность. Будем продумывать визуальную концепцию картины вместе. Надеюсь, это будет интересная, необычная в изобразительном плане работа, которая удивит зрителей. К примеру, на фильме «Стыд» по просьбе продюсеров мы много работали с живым звуком, материал непростой ушел на постпродакшн. Но мой постоянный звукорежиссер Анастасия Аносова прекрасно сработалась с Денисом, можно сказать, образовался новый творческий альянс.
Денис Лузанов:
Студия была создана в 2006 году. Концепции как таковой не было, было желание реализовать свой потенциал, знания, идеи на новом уровне. Сегодня у нас постоянно работает 8 человек. Вся команда - это люди, близкие по духу, и они уже сплотились к моменту зарождения компании. Когда мы доделали тон-студию, к нам присоединился Сергей Садыков. Вообще, мы молодая, демократичная студия. Мы индивидуально подходим к каждому проекту, который приходит к нам на сотрудничество. И главное, у нас нет бюрократии!
Юсуп Разыков:
Преимущество такой «семейной» студии – мгновенное реагирование на любые изменения в работе. На крупных студиях это чревато остановкой процесса на несколько дней. На «Тритоне» мы никогда не выбивались из рабочего графика даже в форс-мажорных ситуациях. Главное, что сработанность с командой экономит много времени, что есть чуть ли не главная ценность в кинопроизводстве. За любым интересным проектом всегда стоит интересный и талантливый человек. Я уже очень много лет знаком с Денисом Лузановым. Он прекрасный монтажер, вместе мы сделали семь разных проектов: артхаусных, документальных, телевизионных. Среди них полнометражные: «Гастарбайтер» и «Стыд». Это человек энциклопедических познаний и прекрасного вкуса, качество и скорость его работы вне конкуренции. Я знаю, что кое-кто из моих знакомых пытался его переманить к себе на студии, но я вдвойне рад, что у него уже несколько лет собственная серьезная компания.
Про новое поколение и новые возможности
Ольга Баженова:
Уже давно не новость, что кинотехнологии стали доступней и дешевле. Кроме того, мэтры Голливуда, Спилберг и Лукас, предсказывают смену парадигмы производства, проката и доставки контента зрителю. И даже смену парадигмы форматов кинозрелища, что, несомненно, обогатит и киноязык. В ближайшем будущем они предрекли прокатный крах ряду блокбастеров, расширение и дифференциацию телевизионного контента. Все это поспособствует появлению новых возможностей для молодых продюсеров, сценаристов, режиссеров и новой волны фильмов. Они смогут быть коммерчески успешными благодаря поиску своего зрителя на альтернативных ресурсах и новым подходам в работе с ним. Не за горами одновременные старты проектов в кинотеатрах, на альтернативных VOD-платформах, кабельном, интернет-телевидении.
Денис Лузанов:
Мы тоже верим в смену парадигмы и в смену поколений в нашей индустрии. Вот почему мы стараемся как можно больше приглашать к себе студентов, помогать делать работы. Мы хотим показать им, что есть открытые двери и демократичные отношения. Сфера не всегда будет такой закрытой, как сейчас. А людей с другим отношением к делу надо учить и наставлять. Зачем?! Говорить о новой волне авторов, которые найдут нужные интонации и наконец вступят в диалог со зрителем, уже стало общим местом. Между тем, связь со зрителем сегодня утеряна у наших киношников окончательно. Это вопрос социального разрыва и глобального недоверия к любым высказываниям одних и тех же лиц с экрана. Вопрос несвободы, обид, разочарований зрителей.
О будущем расширении деятельности
Ольга Баженова:
Все сервисные студии в России имеют очевидные концепции, так как постпродакшн есть часть общего производственного процесса. Часть студий существуют в рамках киностудий полного цикла («Мосфильм», «Киностудия им. Горького»). Какие-то студии возникли при продюсерских и производственных кинокомпаниях («Мельница», «Базелевс»). Единицы компаний сегодня специализируются только на постпродакшне. Спектр услуг постпродакшна соответственно вытекает из специализации кинокомпании. К примеру «Невафильм» имеет тон-студию и цифровой мастеринг, так как их работа ориентирована на прокат.
Денис Лузанов:
Расширение деятельности компании логично, но мы не мыслим его в технической части постпродакшна. Она не является и самодостаточной бизнес-моделью и творческой моделью. Мне бы хотелось попробовать себя в продюсировании и работе с уникальными проектами, людьми. Есть желание сделать такие истории коммерчески успешными, открыть новые творческие альянсы.
Сегодня все чаще звучат идеи о формировании альтернативной производственной платформы в кино: более мобильной, демократичной, независимой от конъюктуры, бюрократии, технически доступной. Конгломерат молодых студий может концентрировать в себе молодое, авторское кино, малобюджетное кино, коммерческий артмейнстрим, обладая ресурсами и для продакшна и для постпродакшна. Не секрет, что основная загрузка крупных киностудий – это сериалы и тв-проекты. Игровые полнометражные фильмы сегодня можно создавать и вне стен огромной киностудии с павильонами и массой техники. Это новые пути выживания и новая полноценная ниша для существования таких студийных проектов, как «Тритона».
Юсуп Разыков:
Мы следим за движениями и новостями в сфере, обсуждали и еще будем обсуждать недавнюю декларацию продюсеров малобюджетного кино в «Сеансе». Важно, чтобы для такого кино тоже был доступ к полноценным техническим возможностям.
О конкуренции и финансировании
Ольга Баженова:
Сам факт, что наше кино выживает исключительно благодаря избирательной системе господдержки, не говорит в пользу здоровой индустрии. Централизованное распределение средств, как известно, не способствует свободной, творческой конкуренции продюсеров, авторов, специалистов, а также их развитию. В Голливуде бал правят огромные студии и огромные медиа-корпорации. Голливудская финансовая парадигма тоже находится в кризисе. Укрупнение процессов, бюджетов, идей, производства, стандартизация форматов, жанров не может продолжаться вечно.
Денис Лузанов:
Многие проблемы в сфере сервиса напрямую зависят от проблем производственной сферы. Сфера постпродакшн услуг в России узкая, непрозрачная и конъюктурная. Все друг друга знают в лицо. Схема взаимодействий не развивается, не эволюционирует. Все намертво повязаны стандартной линейкой тв-заказов, одними и теми же игроками и производственными кинокомпаниями. Поэтому настоящей, живой конкуренции в нашей сфере нет. Как нет и открытых обсуждений, обмена опытом. Редко кто выходит в «открытое море».
Понятно, что многие студии постпродакшна по большей части «закрыты» для внешних заказов в силу собственной схемы работы, долговременных контрактов. Они почти не берут проекты со стороны. Мы же хотим быть открытой студией, готовы экспериментировать, работать по новым схемам с продюсерами и режиссерами, привлекать проекты и участвовать в их производстве. Наша цель – иметь свое лицо в общей массе компаний!
О кризисе
Ольга Баженова:
Кризис в сфере постпродакшн услуг был. Многие производители были недовольны качеством и ценами сервиса, что привело к минимальному развитию сферы, появлению новых студий и проектов студий. Часть из них были инициированы и принадлежат кинокомпаниям, которые сами занимаются кинопроизводством («Мельница», «Базелевс», «Стар Медиа», «Всемирные Русские Студии», «Квадрат», «29 февраля»). Все они являются частными и располагаются в Москве и Питере. По исследованию «Невафильм» для Европейской Аудиовизуальной Обсерватории за 2012 год, 16 компаний на рынке имеют монтажные и 10 компаний тон-студии.
Другая тенденция - в сфере кинопроизводственной инфраструктуры идет укрупнение - и это логично! Обновляют свои концепции государственные киностудии, идет слияние частных компаний («Синелаб» + «Мои студии»), образуются новые альянсы (Киностудия им. Горького и постпродакш комплекс UMP). Однако, это вопрос минимизации рисков и вложений. Но укрупнения - это одно, а строительство совершенно новых мощностей - это другое. К примеру, «Всемирные русские студии» отказались от нового строительства по причине недостаточной загрузки уже имеющихся мощностей. Из активных проектов можно выделить два: «Главкино» и «Ленфильм».
Однако по статистике нынешнее развитие инфраструктуры и введение новой схемы государственного финансирования не дало нового производственного рывка. В год по-прежнему выходит около 600 картин, из которых преобладающее большинство документальных, в то время как игровых в среднем насчитывается от 100 до 140 позиций. Окупается в прокате где-то десятая часть.
Денис Лузанов:
Есть ощущение стагнации на рынке производства и постпродакшна. Не затрагивая телевизионные проекты, объем мощностей сегодня превышает количество создаваемого кинопродукта. На многих студиях недозагрузка, невыполнение плана, простои. Будут ли заполнены работой мощности нового «Ленфильма» без государственной помощи - не понятно. Производство сериалов тоже не просто так сосредоточено на московских студиях прежде всего из логистических соображений. Возможно, инфраструктура сегодня развивается не всегда адекватно производственной реальности, зрительскому спросу и сборам.
О специалистах
Ольга Баженова:
Сегодня в мире кризис настоящего творчества и возможностей для талантливых людей и идей. Они не могут найти каналы, открытые источники и понятную схему для собственной реализации. Так говорил Стивен Содерберг в своей последней речи о состоянии киноиндустрии. Специалисты постпродакшна, очевидно, люди непубличные, но от этого их значимость и творческий потенциал не уменьшаются!
Денис Лузанов:
Сфера отечественных специалистов постпродакшна тоже закрытая. Любой вам назовет имена самых известных современных режиссеров и актеров, хотя и это сегодня проблематично. Если говорить с обычным зрителем, а не профессионалом. А кто назовет вам лучших звукорежиссеров или монтажеров страны?! Вручают ли им популярные награды, составляют ли по ним топы и выборки?! Есть ли у них активные профсоюзы?! Специфика многих студий и продукта, который они создают, такова, что специалисты на этих проектах «протухают» и теряют квалификацию. Они сидят без энтузиазма с потухшими взорами и забывают о творчестве, авторской позиции. Качество большинства современных сериалов оставляет желать лучшего. Где сильные, современные, оборудованные школы, которые их готовят?! Где живая индустрия с большим выбором проектов, где можно практиковаться и набираться опыта?! Пока ничего такого у нас нет.
На нашей студии все специалисты уникальные творческие единицы. Вместе с режиссером и продюсером наша задача креативно реализовать творческий и технический процессы в рамках постпродакшна. При необходимости мы, конечно, привлекаем фрилансеров, но только в том случае, если это сугубо техническая работа.
Юсуп Разыков:
На студии все всегда упирается в коллектив и в специалистов. Но кроме уверенности в профессионализме, для меня, как режиссера, важно ощущение комфорта и легкого понимания при работе с людьми. Коллектив «Тритоны» - как раз такой. На студии нет отношения к работе: сдал картину и забыл. Сейчас мы начали работать над следующим проектом. Там будут сцены, где требуется компьютерная графика и у студии как раз появилась такая техническая возможность. Будем продумывать визуальную концепцию картины вместе. Надеюсь, это будет интересная, необычная в изобразительном плане работа, которая удивит зрителей. К примеру, на фильме «Стыд» по просьбе продюсеров мы много работали с живым звуком, материал непростой ушел на постпродакшн. Но мой постоянный звукорежиссер Анастасия Аносова прекрасно сработалась с Денисом, можно сказать, образовался новый творческий альянс.
О студии «Тритона» и ее проектах
Денис Лузанов:
Студия была создана в 2006 году. Концепции как таковой не было, было желание реализовать свой потенциал, знания, идеи на новом уровне. Сегодня у нас постоянно работает 8 человек. Вся команда - это люди, близкие по духу, и они уже сплотились к моменту зарождения компании. Когда мы доделали тон-студию, к нам присоединился Сергей Садыков. Вообще, мы молодая, демократичная студия. Мы индивидуально подходим к каждому проекту, который приходит к нам на сотрудничество. И главное, у нас нет бюрократии!
Юсуп Разыков:
Преимущество такой «семейной» студии – мгновенное реагирование на любые изменения в работе. На крупных студиях это чревато остановкой процесса на несколько дней. На «Тритоне» мы никогда не выбивались из рабочего графика даже в форс-мажорных ситуациях. Главное, что сработанность с командой экономит много времени, что есть чуть ли не главная ценность в кинопроизводстве. За любым интересным проектом всегда стоит интересный и талантливый человек. Я уже очень много лет знаком с Денисом Лузановым. Он прекрасный монтажер, вместе мы сделали семь разных проектов: артхаусных, документальных, телевизионных. Среди них полнометражные: «Гастарбайтер» и «Стыд». Это человек энциклопедических познаний и прекрасного вкуса, качество и скорость его работы вне конкуренции. Я знаю, что кое-кто из моих знакомых пытался его переманить к себе на студии, но я вдвойне рад, что у него уже несколько лет собственная серьезная компания.
Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory
17.09.2024
С 2015 года доля женщин в европейском кинопроизводстве выросла всего на 5%
11.09.2024
Стриминговые платформы все больше инвестируют в европейский контент
05.06.2024
Стриминговые сервисы создают больше всего кино- и ТВ-адаптаций
03.05.2024
Источники финансирования и бюджеты фильмов в Европе в 2021 году
08.03.2024
Главная героиня в кино и в жизни: с 8 Марта!
Реклама