24 мая 2013 17:43
XVIII век на экране: Екатерина II и Фридрих II
С 29 мая по 3 ноября 2013 года в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» в рамках Года Германии в России 2012/13 работает выставка «XVIII век на экране: Екатерина II и Фридрих II». Организаторы проекта – Государственный музей-заповедник «Царицыно», Государственный центральный музей кино, Музей кино в Потсдаме при поддержке Гёте-Института. В выставке принимают участие крупнейшие российские музеи и архивы, творческие и учебные организации, в частности, Киноконцерн «Мосфильм», Школа-студия МХТ, Санкт-Петербургский государственный университет, художники кино Москвы и Санкт-Петербурга.
Проект, объединивший историю и кинематограф на одном выставочном пространстве, уникален. Впервые в залах Хлебного дома «Царицыно» будут представлены одновременно подлинные вещи XVIII века – свидетели истории, и мир кино, в магическом зеркале которого отображаются и сама история, и ее герои. В фокусе этого зеркала на сей раз оказались российская императрица Екатерина II, прусский король Фридрих II и трагические перипетии «галантного века».
И Екатерина II, и Фридрих II были признаны Великими еще своими современниками. Их жизнь и их деяния окружались мифами и легендами на протяжении двух с половиной веков. Их образы запечатлены в мировом искусстве – живописи и литературе, в скульптуре и на театральной сцене.
В ХХ веке оба монарха стали излюбленными персонажами кинематографа. Не только в России и Германии, но и в Голливуде, на студиях Лондона и даже в Японии о Екатерине II, о Фридрихе II, об их времени снимаются любовные мелодрамы и батально-патриотические эпопеи, пышные «костюмные» зрелища и приключенческие триллеры. На историческую мифологию наслаиваются новые политические воззрения и популярные в данную эпоху представления, увлечения, штампы.
«Миф Екатерины Великой» совмещается то с голливудским «мифом Марлен Дитрих», то с традициями психологического раскрытия образа у Светланы Крючковой, то с гламурными типажами развлекательных жанров.
Идеализированный образ «короля-флейтиста» Фридриха Великого в исполнении Отто Гебюра менялся вместе с историей Германии и отражал ее идеологию, переходя из «монархической ностальгии» в немом сериале Веймарской республики, через «легкий жанр» ранних звуковых фильмов начала 30-х годов, в одномерные агитки нацистской пропаганды после прихода Гитлера к власти. В послевоенное время экранный Фридрих обретает совсем иные, в основном, иронические черты…
Интерактивная мультимедийная выставка должна помочь зрителям всех возрастов увидеть и понять разницу между реальностью и мифом, между фактом и образом. Ее цель – вовсе не «разоблачение кинематографических мифов» перед истиной документа, а наглядное и увлекательное объяснение разницы между историей и искусством.
Выставка строится на разнородных, но взаимно соотнесенных реальных и виртуальных экспонатах. Среди них: подлинные вещи (мебель, костюмы, посуда, научные приборы, книги) и изображения (картины, портреты, карты) второй половины XVIII века; репродукции исторических документов (рукописи, письма, гравюры и т.п.), артефакты кино-процесса (сценарии, режиссерские и операторские экспликации, раскадровки и эскизы художников, костюмы персонажей, реквизит, парики и гримы, фотопробы актеров, съемочные камеры и «монтажные разработки»); цитаты из фильмов.
Выставка является завершающим проектом Года Германии в России, и её организаторы надеются, что она послужит дальнейшему упрочению культурных связей двух стран.
Проект, объединивший историю и кинематограф на одном выставочном пространстве, уникален. Впервые в залах Хлебного дома «Царицыно» будут представлены одновременно подлинные вещи XVIII века – свидетели истории, и мир кино, в магическом зеркале которого отображаются и сама история, и ее герои. В фокусе этого зеркала на сей раз оказались российская императрица Екатерина II, прусский король Фридрих II и трагические перипетии «галантного века».
И Екатерина II, и Фридрих II были признаны Великими еще своими современниками. Их жизнь и их деяния окружались мифами и легендами на протяжении двух с половиной веков. Их образы запечатлены в мировом искусстве – живописи и литературе, в скульптуре и на театральной сцене.
В ХХ веке оба монарха стали излюбленными персонажами кинематографа. Не только в России и Германии, но и в Голливуде, на студиях Лондона и даже в Японии о Екатерине II, о Фридрихе II, об их времени снимаются любовные мелодрамы и батально-патриотические эпопеи, пышные «костюмные» зрелища и приключенческие триллеры. На историческую мифологию наслаиваются новые политические воззрения и популярные в данную эпоху представления, увлечения, штампы.
«Миф Екатерины Великой» совмещается то с голливудским «мифом Марлен Дитрих», то с традициями психологического раскрытия образа у Светланы Крючковой, то с гламурными типажами развлекательных жанров.
Идеализированный образ «короля-флейтиста» Фридриха Великого в исполнении Отто Гебюра менялся вместе с историей Германии и отражал ее идеологию, переходя из «монархической ностальгии» в немом сериале Веймарской республики, через «легкий жанр» ранних звуковых фильмов начала 30-х годов, в одномерные агитки нацистской пропаганды после прихода Гитлера к власти. В послевоенное время экранный Фридрих обретает совсем иные, в основном, иронические черты…
Интерактивная мультимедийная выставка должна помочь зрителям всех возрастов увидеть и понять разницу между реальностью и мифом, между фактом и образом. Ее цель – вовсе не «разоблачение кинематографических мифов» перед истиной документа, а наглядное и увлекательное объяснение разницы между историей и искусством.
Выставка строится на разнородных, но взаимно соотнесенных реальных и виртуальных экспонатах. Среди них: подлинные вещи (мебель, костюмы, посуда, научные приборы, книги) и изображения (картины, портреты, карты) второй половины XVIII века; репродукции исторических документов (рукописи, письма, гравюры и т.п.), артефакты кино-процесса (сценарии, режиссерские и операторские экспликации, раскадровки и эскизы художников, костюмы персонажей, реквизит, парики и гримы, фотопробы актеров, съемочные камеры и «монтажные разработки»); цитаты из фильмов.
Выставка является завершающим проектом Года Германии в России, и её организаторы надеются, что она послужит дальнейшему упрочению культурных связей двух стран.
Другие статьи по теме Музей кино
05.08.2019
Наум Клейман: «Никогда не предполагал, что стану директором Музея кино»
01.04.2019
Музею кино исполнилось 30 лет
26.11.2018
Библиотека имени Эйзенштейна станет частью Музея кино
23.03.2018
Фонд Сергея Эйзенштейна переехал в здание Музея кино на ВДНХ
15.03.2018
Музей кино отпразднует день рождения лекциями и кинопоказами
Реклама