Общественные слушания о будущем Ленфильма: Эксперимент Минкульта
11 сентября 2012 года решали в Москве судьбу «Ленфильм». Инициировало общественные слушания Министерство культуры. Впервые это происходило публично, что стало необычным опытом для всех присутствовавших. Обсуждение двух концепций развития киностудии пару раз нарушало продуманный сценарий. И в эти моменты, можно предположить, организаторы в душе жалели, что решили расширить границы публичности.
Действующие лица
Собралась представительная аудитория. Министр культуры Владимир Мединский, директор Департамента культуры аппарата правительства России Денис Молчанов, заместитель Министра культуры России Иван Демидов, глава Департамента по кинематографии и модернизационных программ Минкульты России Вячеслав Тельнов, Эксперт Открытого правительства Федор Бондарчук.
Интересным оказался состав представителей рабочей группы по развитию отечественного кинематографа Общественного совета при Минкультуре России: член попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Александр Мамут, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, режиссер Александр Сокуров, продюсер и режиссер Игорь Угольников.
От независимых экспертов высказывались: секретарь Союза кинематографистов Олег Иванов, глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, ректор ВГИКа Владимир Малышев.
На слушаниях присутствовали представители Минфина, Минэкономразвития, Росимущества и аппарата правительства, а также журналисты.
Президент Гильдии продюсеров России Ренат Давлетьяров и генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров присутствовать не смогли, но экспертную оценку они изложили письменно. Собравшимся их письма прочитала советник Министра культуры Юлия Зазулина.
Из студии РИА Новости в Санкт-Петербурге в дискуссии приняла участие председатель Общественного совета киностудии «Ленфильм», сценарист Светлана Кармалита.
Концепцию от Общественного совета представляли продюсер и композитор Андрей Сигле и член рабочей группы Общественного совета Максим Пахомов. Глава Совета директоров студи Эдуард Пичугин и режиссер Сергей Снежкин презентовали свой план от Совета директоров ОАО «Ленфильм».
И еще раз о концепциях
Предваряя презентации, советник Министра культуры Андрей Аристархов огласил результаты аудиторской проверки за последние полтора года жизнедеятельности студии: «Низкий спрос на профильные услуги компании, вызванный износом основных фондов и устаревшим оборудованием». Цифры удручающие Долги, суды… картина печальная, в чем все убедились чуть позже
Настораживает, что концепции не учитывают изменений в кинопроизводстве. Цифровые технологии в корне меняют методы съемок, и может так случиться, что в ближайшее время нужда в традиционных павильонах в нынешнем объеме отпадет.
Программная речь
Слушания начались с программного выступления режиссера Александра Сокурова, который, вспомнив Александра Солженицына, назвал «Ленфильм» теленком, бодающимся с дубом, то есть Москвой.
Александр Николаевич говорил о том, что он видит «Ленфильм» как студию со многими департаментами – дебютного кино, производственной практики и образования, анимационного кино, интернет-практики, международной торговли и права, международного обмена. Главный департамент должен заниматься национальным кино. «Ленфильм», по мнению Сокурова, должен управляться не только директором киностудии, но и художественным руководителем, художественным советом и советом директоров.
«Ленфильм» может объединить петербургские студии документального и научного кино, а также возрождать кинотеатры или специализированные кинопоказы по всей России. Александр Сокуров, говоря непосредственно о киностудии, подчеркнул, что надо сменить Совет директоров, так как он нелигитимен.
Речь уважаемого режиссера, естественно, воспринималась как часть презентации концепции Общественного совета. Однако, когда стали считать время, отведенное для каждой из сторон, оказалось, что Александр Николаевич выступал как представитель рабочей группы по развитию отечественного кинематографа Общественного совета при Минкультуры России с идеологической программой видения перспектив отечественного кино.
Непосредственно саму концепцию представлял Андрей Сигле.
Когда по регламенту слушаний подошло время для представления концепции Совета директоров, организаторы слушаний неожиданно дали слово Светлане Кармалите, которая, напомню, за происходящим в Москве следила по видеомосту из Санкт-Петербурга.
Сюрприз и его последствия
И случился первый и главный сюрприз. Председатель Общественного совета Светлана Кармалита выступила от имени большинства членов совета и поддержала концепцию Совета директоров. Светлана Кармалита сказала: «За две недели почти все члены совета успели внимательно изучить обе концепции, и мы удивились тому, как в различных СМИ интерпретировалась концепция Совета директоров. 6 сентября состоялось обсуждение двух документов. В ходе этого обсуждения было принято решение поддержать концепцию Совета директоров. На наш взгляд, она более аргументирована, более проработана с технической точки зрения, лучше интегрирована в культурную среду Петербурга. В ней меньше громких слов и лозунгов, но больше дела».
Надо сказать, что Андрей Сигле удар держал стойко и на вопрос, что же на самом деле происходит в Общественном совете, сказал: «История неприятная, «удар в спину», но я речь Светланы Игоревны объясняю усталостью. Все-таки, мы четыре года вели борьбу за сохранения статуса «Ленфильма» как национального достояния страны. Разработки концепции Общественного совета послужили хорошей платформой для бизнес-плана Совета директоров. Я не согласен с их цифрами, не согласен с нюансами, но главное – мы отстояли «Ленфильм». Я поддерживаю мнение Александра Николаевича (Сокурова – прим.редактора) в том, что Совет директоров надо распустить. За полтора года они имели реальную возможность, не дожидаясь теоретических обсуждений концепций, действовать практически – брать коммерческие кредиты и начинать реконструкцию. Однако, они предпочли ничего не делать. А Общественный совет сейчас, как мавр – должен уйти, самораспуститься. Он уже сделал свое дело». На вопрос, останется ли после 11 сентября господин Сигле директором Продюсерского центра «Ленфильма», он ответил: «Вместе с режиссером Дмитрием Светозаровым мы начинаем большой кинопроект «Александр II». Мне очень нравится та эпоха, мне очень нравится герой. Съемки будут проходить в Санкт-Петербурге. Это мое продюсерское счастье. И потому заниматься чем-либо другим, кроме съемок, я не намерен».
Служили два товарища…
Гораздо болезненнее на видеопослание Светланы Игоревны реагировал Александр Сокуров. Обступившим его журналистам, не скрывая своего удивления, он комментировал: «Я, конечно, отойду в сторону, если они смогут что-то сделать со студией – пожалуйста. Я напоминаю себе человека, к которому перед бродом подошли и попросили перенести, потому что сил нет. А потом на другом берегу сказали: перенес? Ну и дурак…» (В инфо-сообщениях журналисты убирают слово «дурак» и меняют на мягкую форму «а теперь - не нужен»).
И ведь Александра Николаевича можно понять. В августе 2011 года он и Алексей Юрьевич Герман вдвоем подписали письмо Владимиру Путину, в котором тревожно констатировали: «Начинается постепенное поглощение киностудии «Ленфильм» – национального общественного достояния – сильной финансовой группой. Поглощение «Ленфильма» гигантом, который будет в любом случае ориентирован только на коммерческую, телевизионную продукцию, приведет к необратимым последствиям в кинематографической географии России». Под «сильной финансовой группой» мэтры подразумевали московскую компанию АФК «Система». И ведь им удалось. Московские бизнесмены, взвесив собственные репутационные риски, решили отойти от «Ленфильма» (смотреть план развития Ленфильма, предложенный компанией АФК «Система»).
Вот к лучшему ли? Вопрос остается открытым, что и показали реплики экспертов.
Слова профессионалов
Большинство из выступавших экспертов высказывались в пользу концепции Совета директоров. Единственным (письменно), кто отдал голос за Андрея Сигле, был Карен Шахназаров: «Полагаю, что в Санкт-Петербурге много достойных специалистов, знающих кинопроизводство и обладающих необходимыми управленческими качествами. Со своей стороны могу порекомендовать Андрея Сигле как человека, прекрасно разбирающегося в современном производстве и кинотехнологиях, отличного организатора, который, безусловно, сможет собрать команду профессионалов, необходимых для развития «Ленфильма».
Промелькнула легкая искра и между экспертами. Например, ректор ВГИКа господин Малышев усомнился в цифрах. Он опытный строитель, поднявший большие комплексы Госфильмофонда, а ныне возводящий новый учебный корпус киноуниверситета, посчитал, что 1,5 или 2 миллиарда рублей для восстановления недостаточно, на практике сумма может увеличиться многократно. И совсем неосторожно, как пример, привел новый комплекс «Главкино». Господин Бондарчук, поддержав Совет директоров («концепция живая, реальная и рыночная»), тут же парировал, что порядок цифр, объявленный Советом директоров ОАО «Ленфильм», абсолютно реальный. Попутно Федор Сергеевич ответил еще одному эксперту, почему голливудские продюсеры предпочитают арендовать павильоны студий бывшего соцлагеря: «А потому, что там есть налоговые льготы! Вот когда подобные будут и у нас, голливудцы будут работать и в России».
Но это все частности. Взглядом бизнесмена на обе концепции посмотрел господин Мамут.
Например, Совет директоров декларировал, что будет работать по трем направлениям – создание студийного комплекса для оказания профессиональных услуг, развитие бизнеса продюсирования и культурная и социальная интеграция (музей, образование, экскурсии по студии). Александр Мамут посоветовал искать финансирование для всех трех правильных, по сути, направлений в разных местах, чтобы не пользовать один кредит «на все про все».
Весомым оказалось и выступление представителя Росимущества Оксаны Тарасенко:
«Росимущество выражает готовность поддержать концепцию Совета директоров на условиях сохранения студии в государственной собственности, модернизации производственных мощностей и сохранения основного профиля киностудии. Нам представляется эта концепция прозрачной. Мы ее одобряем».
Что произойдет дальше?
Завершая обсуждение, Министр культуры Владимир Мединский сказал, что решение о том, по какой из концепций начнется восстановление «Ленфильма», будет принято в ближайшее время. Минкультуры, как организатор общественных слушаний, постарается как можно быстрее оформить протоколы и предоставить их в Минфин и Росимущество. И как только будет получен ответ, «Министерство культуры приложит все усилия, чтобы решение было принято как можно скорее и «Ленфильм» вновь стал бы мировым брендом», - подчеркнул господин Мединский.
И Общественный совет, и Совет директоров, и высшие чиновники Правительства России сегодня уже хотят одного – процветания «Ленфильма».
Правда, до сегодняшнего дня все служащие киностудии «Ленфильм», как и ее сестры по несчастью, студии Горького, на себе испытали китайское проклятие: «Чтобы ты жил в эпоху перемен». Детективный роман можно писать об «уходе» киноколлекций, движимого и недвижимого имущества за пределы студий. Это все ведь не растворялось в воздухе. За каждым поступком есть персоны, подписи, одобрительные визы. Многое уже не вернуть… Но оглядываясь назад, все еще видишь ужасную картинку временщиков вокруг национального достояния.
Добавила студиям забот и суета вокруг акционирования, приватизации, так и неосуществленной. Этот период тоже стоит отдельного романа. Как сказал один из экспертов, нельзя клонировать Карена Шахназарова, а жаль.
Логически продолжив эту позитивную мысль, в кулуарах Олег Иванов, высказал предложение: "А может быть, объединить две студии и доверить вывод студии из кризиса Карену Георгиевичу?"
И все в один голос согласились: «И тогда будет всем счастье»…