13 июня 2012 09:52
30 лет «Инопланетянину» Стивена Спилберга
30 лет назад, 11 июня фильм «Инопланетянин» Стивена Спилберга вышел на экраны США. Несколькими днями позже президент США Рональд Рейган и его жена Нэнси Рэйган вышли из зала в Белом Доме, где состоялся персональный показ этой картины. По словам очевидцев, президент выглядел как 10-летний мальчишка, а его жена была заплаканная. Безотносительно последнего события, фильм завоевал 4 премии «Оскар» и более 20 наград самых разных фестивалей. С момента премьеры собрал в мировом прокате 701,4 млн. долларов, половина из которых пришлась на североамериканские кинотеатры. А затем на протяжении 15 лет (с 16 января 1983 года по 12 февраля 1997 года) «Инопланетянин» находился на первой строчке среди самых кассовых фильмов в истории американского кинопроката, потеснив с олимпа «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Даже по сравнению с предыдущей работой Спилберга «Челюсти» (1975), собравшей по итогам проката 1970-х годов 260 млн. долларов, ни одна из его последующих лент не имела подобного коммерческого успеха. Если рассматривать финансовый аспект всех работ Спилберга, он назван самым кассовым режиссёром в истории мирового кинематографа, сборы от всех фильмов которого составляют более 8,6 млрд. долларов. Второе место занимает Джеймс Кэмерон ($5,6 млрд.), а третье – Роберт Земекис ($3,9 млрд.).
Как известно, съемки «Инопланетянина» продолжались 4 месяца и обошлись студии Universal Pictures в 12 млн. долларов. Если вспомнить, что 80-е годы вошли в историю Голливуда как эпоха видеокассетного бума, то можно себе представить, сколько прибыли получили продюсеры, помимо киносборов… Здесь тоже произошел своеобразный «видеорекорд», поскольку число проданных кассет с фильмом превысило 30 млн. копий, не считая пиратских тиражей. Похожий успех ожидал в 1997 году легендарный «Титаник» Джеймса Кэмерона, помимо оглушительного кинопроката, выпущенный 40-миллионным тиражом на видеокассетах.
Однако невероятные кассовые сборы «Инопланетянина» – не единственное, чем эта картина способна удивить. Изначально проект назывался «Жизнь одного мальчика» и задумка Спилберга была гораздо мрачнее, чем все в итоге получилось. Режиссер хотел, чтобы инопланетяне захватили семью в их собственном доме и держали всех взаперти, совершая различные эксперименты по своему усмотрению. В том же 1982 году режиссер Тоуб Хупер воплотил эту задумку в своем «Полтергейсте» (сценарий написал Спилберг). А «Инопланетянин» так и останется теперь историей, тронувшей сердца, а не "рецепторы" страха людей.
Лицо персонажа Инопланетянина, как известно, было смоделировано на основе глаз американского поэта (К.Сандбург), носа великого ученого (А.Эйнштейн), лба американского писателя (Э.Хэмингуэй) и собаки породы мопс. Всего было изготовлено 4 одинаковые головы, использованные в разных сценах со спецэффектами. Сконструировал куклу итальянский механик-дизайнер Карло Рамбальди – персона в кино известнейшая. Самая его знаковая работа – Кинг-Конг в натуральную величину для одноименного фильма 1976 года режиссера Джона Гиллермина. За эту картину и два фильма со Спилбергом («Инопланетянин» и «Чужой») Рамбальди получил премию «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты». В кадре каждая кукла выполняла свою функцию: первая отвечала за гримасы на крупных планах, вторая за передвижения, в третьей находился актер-лилипут, когда требовалось снять персонаж на большом расстоянии. Главное режиссерское требование к персонажу Инопланетянина заключалось в том, чтобы существо «пробуждало сочувствие и нравилось детям». Известно, что на создание куклы было потрачено 1,2 млн. долларов, ровно десятая часть общего бюджета картины.
Существует еще один интересный факт, связанный с product placement в этой картине. Вспомним сцену, где мальчик Эллиот выкладывает из шоколадных кругляшков дорожку к дому для Инопланетянина. Именитый концерн «M & M» не захотел предоставлять картине свои конфетки, мотивируя это тем, что герой уродлив и может вызвать своим обликом отвращение у зрителей, которые потом не захотят покупать продукцию «M & M». Право предоставить свою продукцию фильму получила компания «Hersheys». После премьеры их конфетки «Reeses Pieces» стали очень популярными.
Съемки фильма проходили в атмосфере сверхсекретности, потому что режиссер небезосновательно опасался, что у него могут украсть идею и снять фильм с похожим сюжетом. В производство картина была запущена под конспиративным названием, актеры получали сценарий за несколько часов до съемок, а его копии находились в специальном охраняемом помещении.
Спустя 30 лет после премьеры нет никаких сведений о том, что режиссер собирается снимать продолжение «Инопланетянина». Допустим, с повзрослевшим Эллиотом и какими-либо новыми обстоятельствами его встречи со старым другом. Известно, что у Спилберга сейчас в производстве фильм «Робокалипсис» по роману Дэниэла Х.Уилсона (премьера запланирована на 2013 год). Фантастическое предположение, но вдруг это и есть «Инопланетянин-2»?
В 1991 году режиссер Зульфикар Мусаков на базе узбекской киностудии «Ватан» снял пародию на «Инопланетянина» под названием «Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу». Действие (на тот момент еще советской) фантастической комедии происходит в узбекском кишлаке, а контактирует с пришельцами сторож-синефил местного магазинчика.
Как известно, съемки «Инопланетянина» продолжались 4 месяца и обошлись студии Universal Pictures в 12 млн. долларов. Если вспомнить, что 80-е годы вошли в историю Голливуда как эпоха видеокассетного бума, то можно себе представить, сколько прибыли получили продюсеры, помимо киносборов… Здесь тоже произошел своеобразный «видеорекорд», поскольку число проданных кассет с фильмом превысило 30 млн. копий, не считая пиратских тиражей. Похожий успех ожидал в 1997 году легендарный «Титаник» Джеймса Кэмерона, помимо оглушительного кинопроката, выпущенный 40-миллионным тиражом на видеокассетах.
Однако невероятные кассовые сборы «Инопланетянина» – не единственное, чем эта картина способна удивить. Изначально проект назывался «Жизнь одного мальчика» и задумка Спилберга была гораздо мрачнее, чем все в итоге получилось. Режиссер хотел, чтобы инопланетяне захватили семью в их собственном доме и держали всех взаперти, совершая различные эксперименты по своему усмотрению. В том же 1982 году режиссер Тоуб Хупер воплотил эту задумку в своем «Полтергейсте» (сценарий написал Спилберг). А «Инопланетянин» так и останется теперь историей, тронувшей сердца, а не "рецепторы" страха людей.
Лицо персонажа Инопланетянина, как известно, было смоделировано на основе глаз американского поэта (К.Сандбург), носа великого ученого (А.Эйнштейн), лба американского писателя (Э.Хэмингуэй) и собаки породы мопс. Всего было изготовлено 4 одинаковые головы, использованные в разных сценах со спецэффектами. Сконструировал куклу итальянский механик-дизайнер Карло Рамбальди – персона в кино известнейшая. Самая его знаковая работа – Кинг-Конг в натуральную величину для одноименного фильма 1976 года режиссера Джона Гиллермина. За эту картину и два фильма со Спилбергом («Инопланетянин» и «Чужой») Рамбальди получил премию «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты». В кадре каждая кукла выполняла свою функцию: первая отвечала за гримасы на крупных планах, вторая за передвижения, в третьей находился актер-лилипут, когда требовалось снять персонаж на большом расстоянии. Главное режиссерское требование к персонажу Инопланетянина заключалось в том, чтобы существо «пробуждало сочувствие и нравилось детям». Известно, что на создание куклы было потрачено 1,2 млн. долларов, ровно десятая часть общего бюджета картины.
Существует еще один интересный факт, связанный с product placement в этой картине. Вспомним сцену, где мальчик Эллиот выкладывает из шоколадных кругляшков дорожку к дому для Инопланетянина. Именитый концерн «M & M» не захотел предоставлять картине свои конфетки, мотивируя это тем, что герой уродлив и может вызвать своим обликом отвращение у зрителей, которые потом не захотят покупать продукцию «M & M». Право предоставить свою продукцию фильму получила компания «Hersheys». После премьеры их конфетки «Reeses Pieces» стали очень популярными.
Съемки фильма проходили в атмосфере сверхсекретности, потому что режиссер небезосновательно опасался, что у него могут украсть идею и снять фильм с похожим сюжетом. В производство картина была запущена под конспиративным названием, актеры получали сценарий за несколько часов до съемок, а его копии находились в специальном охраняемом помещении.
Спустя 30 лет после премьеры нет никаких сведений о том, что режиссер собирается снимать продолжение «Инопланетянина». Допустим, с повзрослевшим Эллиотом и какими-либо новыми обстоятельствами его встречи со старым другом. Известно, что у Спилберга сейчас в производстве фильм «Робокалипсис» по роману Дэниэла Х.Уилсона (премьера запланирована на 2013 год). Фантастическое предположение, но вдруг это и есть «Инопланетянин-2»?
В 1991 году режиссер Зульфикар Мусаков на базе узбекской киностудии «Ватан» снял пародию на «Инопланетянина» под названием «Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу». Действие (на тот момент еще советской) фантастической комедии происходит в узбекском кишлаке, а контактирует с пришельцами сторож-синефил местного магазинчика.
Другие статьи по теме Режиссер Стивен Спилберг
13.08.2024
«Искусственный разум» Стивена Спилберга назвали лучшим фильмом 2000-х годов
24.05.2024
Стивен Спилберг снимет фантастический фильм про НЛО
12.09.2023
Спилберг с женой материально поддержали бастующих кинематографистов
28.04.2023
Как Голливуд будет бороться с антисемитизмом
23.02.2023
Стивен Спилберг: «Награда за жизненные достижения – это звездный час в моей жизни»
Реклама