Как Голливуд будет бороться с антисемитизмом
Недавно стало известно, что Антидиффамационная лига Америки вместе с топ-менеджерами Голливуда и крупных медиакомпаний создают специальный Совет, который планирует бороться с ростом антисемитизма в стране. Как киноиндустрия способна помочь на этом поле и почему совсем недавно в связи с этой проблемой критиковали Netflix — в материале ПрофиСинема.
Об актуальности
Итак, Антидиффамационная лига Америки (Anti-Defamation League, ADL), одна из важнейших и старейших еврейских правозащитных организаций США, вместе с боссами индустрии медиа и развлечений сформирует так называемый Entertainment Leadership Council (ELC). В него войдут в том числе топ-менеджеры Disney, Paramount Pictures, NBCUniversal, Netflix, Google, а также известные представители продюсерского и актерского цехов, например Джулианна Маргулис. Миссия нового Совета, как было объявлено — борьба с разжиганием расовой и национальной ненависти в обществе и прежде всего с антисемитизмом. По мнению главы ADL Джонатана Гринблатта, в мире, где высока степень цинизма и недоверия к институтам власти, сегодня как никогда ранее артисты и представители индустрии развлечений могут оказывать сильное воздействие на общество. Совет займется консультированием авторов фильмов и сериалов, помощью студиям, продюсерским компаниям и художникам в их желании рассказывать истории, которые помогают бороться с ксенофобией.
Поводов для усиления этой борьбы предостаточно. Статистика проявлений антисемитизма, от оскорблений до вооруженных атак на синагоги, растет на протяжении последних лет, согласно данным и ФБР, и ADL. Дональд Трамп во времена своего президентства даже принимал у себя в поместье белого расиста и отрицателя Холокоста Ника Фуентеса (хотя потом говорил, что не был знаком с ним, на ужин пригласил рэпера Канье Уэста, а тот просто пришел с другом). В пандемию возникла конспирологическая теория о причастности ко всему происходящему евреев (основанная на национальности топ-менеджеров компаний Moderna и Pfizer и высших чиновников различных институций американского и европейского здравоохранения).
Ну и наконец, свежая история с возобновленным на Бродвее мюзиклом «Парад» о судебном процессе, тюремном заключении и линчевании в 1915 году американского еврея Лео Франка, обвиненного - как показало более позднее расследование, ложно, - в убийстве 13-летней девочки. Между прочим, именно это событие и привело в свое время к созданию Антидиффамационной Лиги. Оригинальный мюзикл, шедший на Бродвее в 1998-1999 годах, выиграл Tony и много других наград, с успехом был принят и в Европе. Предварительные показы возрожденной постановки стартовали 21 февраля нынешнего года, широкие — 16 марта. И в ночь первого показа члены группы «Национал-социалистическое движение» протестовали возле театра, громко убеждали публику, что та поклоняется «еврейскому педофилу».
По поводу роста антисемитизма в Америке уже активно высказываются известные персоны. Специальное видео в марте выпустил Арнольд Шварценеггер, 12 минут рассуждавший об опасности этого пути, рассказывавший о своем посещении Аушвица, назвавший ксенофобию и расизм «путем слабых».
Недавно и Стивен Спилберг, появившийся на шоу Стивена Кольберта, говорил о своем опасении по поводу роста таких настроений: «Антисемитизм был всегда, скрывался где-то за углом, либо был явным, как в Германии 30-х годов. Но с тех пор впервые он больше не таится, а гордо стоит, уперев руки в бока».
Культура консультирования
«Сегодня мы имеем то, что я бы назвал грубым антисемитизмом — высказывания Канье Уэста или, например, национальный «День ненависти». Это то, что написано на лице, что-то агрессивное, любые физические атаки, - говорил глава ADL Джонатан Гринблатт. - А есть вариант эрозивный — это когда еврейские истории просто не рассказываются». По его словам, новый Совет постарается бороться и с тем, и с другим.
У первого варианта есть отдельный аспект - антисемитизм среди афроамериканцев. Гринблатт упоминал Канье Уэста. Знаменитый рэпер то угрожает евреям смертью, то говорит, что теперь он новый человек и снова евреев любит, так его впечатлил фильм «Мачо и ботан», то заявляет, что любит вообще всех - и евреев и нацистов. Национальные СМИ пишут о том, что его высказывания скорее не для статистики, а для психологов, но это не означает, что его аудитория не воспринимает его слова серьезно. О том, почему антисемитизм процветал в афроамериканском сообществе в XX веке, еще в 1967 году в The New York Times вышло исчерпывающее эссе писателя Джеймса Болдуина с говорящим названием «Негры антисемиты, потому что они антибелые». Регулярные опросы ADL показывают, что уровень антисемитских настроений у афроамериканцев падает по сравнению с тем временем, но они все-равно выше, чем в «белой» среде.
При том, что оба сообщества активно сотрудничали в ходе борьбы за гражданские права. Именно об этом говорил недавно крупный телепродюсер Байрон Аллен (Allen Media Group), призвав афроамериканцев отказаться от стереотипов в отношении евреев. Получая награду в Гарвардской школе бизнеса, он заявил следующее: «Наше сообщество в большом долгу перед еврейским, в том числе за времена движения за гражданские права. … Еврейская община оказала нам большую помощь. Это отношения, которые мы никогда не признавали. А эти люди выходили за нас и стояли за нас... Мы должны быть сильными и прикрывать их спину так же, как они прикрывали нас. … Работайте с людьми, которые проявили к вам любовь и уважение».
Случившаяся недавно история с очередным хитом Netflix, наверное, могла бы быть иной, если бы Совет появился чуть раньше. И, кстати, речь в ней как раз о евреях и афроамериканцах. Ромком «Что за люди» / You People после премьеры в конце января нынешнего года быстро стал номером один на Netflix с 55,6 млн часов просмотра. Это вольный ремейк комедии Стэнли Крамера «Угадай, кто придет к обеду?» со Спенсером Трэйси, Кэтрин Хепберн и Сидни Пуатье в главных ролях. «Что за люди» рассказывает историю о случайной встрече еврея Эзры (брокера) и чернокожей мусульманки Амиры (дизайнера), их романе и знакомстве с родителями друг друга, после которого все и началось. Фильм был очень популярен у публики, средненько принят критикой, а претензии к юмору и вообще к идее посыпались от представителей обоих сообществ.
Евреи обиделись на то, что в фильме собрано слишком много стереотипов о них, холокост сравнивался с рабством, а еврейские родители показаны типичными извиняющимися за все либералами, белыми привилегированными расистами, тогда как в афроамериканской семье просто суровый папаша. Афроамериканцам не понравилось, что слишком много стереотипов об афроамериканцах, а режиссер Кенья Беррис, полукровка, помешан на своей собственной идентичности, потому главная героиня (ее играет Лорен Лондон) слишком светлая для дочери таких слишком темных родителей (Эдди Мерфи и Ниа Лонг. И на то, что они в кадре выглядят как глупые упрямцы в отношении межрасовых отношений. Кстати, Black Twitter, сообщество афроамериканцев в этой соцсети, отверг саму идею «Что за люди» еще летом 2021 года.
Фильм полон отличных актеров — кроме вышеупомянутых в нем снимались Дэвид Духовны, Джулия Луи-Дрейфус и Джона Хилл (последний был еще и продюсером, и соавтором сценария, ну и сыграл главную роль). Совсем неплох, определенно смел, но отчаянно неуклюж. Потому и наступил на больные мозоли всех, до кого смог дотянуться. Для борьбы с подобной неуклюжестью и пригодится новый Совет. «Нам нужны неудобные разговоры, сатира играет тут важную роль, но фильм не является точным отражением отношений чернокожих и евреев, отношений, которые жизненно важны и не должны быть мишенью тривиальных шуток, - говорит Гринблатт. - Но ошибаются люди с самыми лучшими намерениями. Наша работа — помочь им сделать все правильно. Я не верю в культуру отмены, но я верю в культуру консультирования» (игра слов cancel culture / counsel culture — прим. ПрофиСинема).
Из тени
Если же говорить о втором варианте, то это очень тонкие материи, с которыми трудно работать. Они связаны с расхожим штампом «евреи контролируют Голливуд» (подвидом еще более расхожего штампа о том, что евреи контролируют вообще все). В начале XX века действительно в основном евреи-мигранты из Восточной Европы создали киноиндустрию. Потому что их не брали на другую работу (продолжение европейских традиций о владении землей, запрете на некоторые профессии, чертах оседлости и др. и пр.). Важные юридические компании не брали евреев, и те создали свои собственные. Лучшие больницы не брали врачей-евреев и те открыли свои клиники. Серьезные театры не нанимали евреев, и евреи стали доминировать в водевилях, а в конце концов и в зарождающейся киноиндустрии, которая, как и водевили, считалась слишком вульгарной для доброго христианина. Карл Леммле (Universal), Адольф Цукор (Paramount), Уильям Фокс (Fox), Луис Б. Майер (MGM), Бенджамин Уорнер (Warner) — они и основали Голливуд. Но с тех пор индустрия сильно изменилась, а студии вообще были поглощены корпоративными гигантами. «Евреи по-прежнему активны в Голливуде в самых разных ролях, но нельзя сказать, что они сейчас управляют им, - считает американский журналист и кинокритик Нил Гэбрел, автор книги «Своя собственная империя: Как евреи изобрели Голливуд».
С самого начала Голливуд сталкивался с антисемитизмом, сначала со стороны националистов, христианских групп, а затем и антикоммунистов. Знаменитый цензор Джозеф Брин обвинял «евреев» в продвижении на экран секса, насилия и всяческой моральной испорченности. А в 50-е годы сенатор Джо Маккарти и его советник Рой Кон (потом он станет наставником молодого Дональда Трампа) клеймили еврейский Голливуд как рассадник коммунизма. Потому студийные боссы старались приглушить еврейскую тематику и характеры в своих фильмах. И если они сами оставляли свои имена, то многие режиссеры и актеры/актрисы предпочитали псевдонимы. Так Эмануэль Голденберг стал Эдвардом Робинсоном, Бэтти Перски превратилась в Лорен Бэколл, а Иззи Данилович — в Кирка Дугласа. И пусть все изменилось, но привычка быть в тени осталась. Потому авторов просят делать их персонажей не такими «еврейскими». Замечательная актриса Сара Сильверман не единожды говорила, что ей отказывали в роли именно с неформальной формулировкой «слишком еврейская».
Как со всем этим многолетним опытом жизни в тени, к тому же в ситуации роста антисемитизма в стране будет бороться новый Совет — это пока не очень ясно.