4 июня 2012 11:58
Крис Додд: «Не надо романтизировать воровство»
29-30 мая 2012 года Москву с кратким рабочим визитом посетили Крис Додд (Christopher Dodd), глава Американской ассоциации кинокомпаний (Chairman and CEO, Motion Pictures Association of America (MPAA)) и президент МРА ЕМЕА Крис Марсич. За это время они провели ряд встреч с различными государственными чиновниками, депутатами Государственной Думы и бизнесменами, в том числе приняли участие в заседании Координационного совета по защите интеллектуальной собственности, который прошел в штаб-квартире компании «Система Масс-медиа». Портал ПрофиСинема стал единственным профессиональным внутриотраслевым СМИ, приглашенным на это мероприятие.
На встрече с российской стороны присутствовали Евгений Савостьянов (председатель Координационного совета по защите интеллектуальной собственности, старший вице-президент ОАО «СММ»), продюсеры Сергей Сельянов и Александр Акопов, Дмитрий Казуто (исполнительный директор некоммерческого партнерства «Киноальянс»), директор Национальной федерации производителей фонограмм Леонид Агронов, юридический советник ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Семёнов, а также руководители и юристы различных государственных и общественных организаций.
Во вводном слове Евгений Савостьянов сказал, что несоблюдение авторских прав в интернете отражает конфликт двух цивилизаций «традиционной» и «новой высокотехнологичной виртуальной», часть представителей которой отрицает понятие частной собственности на интеллектуальные произведения. Однако, по мере развития интернета этот конфликт в любом случае разрешится в пользу защитников авторского права, подобно тому, как при развитии цивилизации от стихийного первобытнообщинного строя само понятие «частной собственности» и необходимость ее уважения и защиты возникло далеко не сразу. Так что решение этого вопроса – дело времени.
Александр Акопов согласился с ним, заявив:
«Последние годы Правительство России было подвержено влиянию лоббистов из IT и телекоммуникационной индустрий. Но ситуация меняется и в решении задач защиты интеллектуальной собственности нашими партнерами могут стать недавние оппоненты. Этому может способствовать желание крупных игроков выйти на IPO (первичное публичное размещение акций на фондовой бирже – прим. ред.). У нашей страны появился реальный шанс выйти из аутсайдеров в лидеры защиты авторских прав».
Он добавил, что в последнее время наметилась тенденция легализации ряда «пиратских организаций», до некоторых пор убежденных противников копирайта. Важно дать возможность пользователям легально смотреть весь отечественный и голливудский контент в интернете.
Сергей Сельянов добавил, что бизнес-модель по разделению дохода от просмотра легального контента в интернете, аналогично разделению дохода при кинотеатральном прокате, находит все больше сторонников, однако голливудские студии должны быть более активными и предоставлять такие права на свои произведения, так как без заокеанских партнеров «вся эта затея не имеет смысла».
Дмитрий Казуто начал свою речь с того, что полностью согласился с предыдущими выступающими, и рассказал, что «Киноальянс» всеми силами борется с камкордерами в кинотеатрах. Но был неожиданно прерван Евгением Савостьяновым. (Приводим эту часть полностью):
Евгений Савостяьнов.
«Дмитрий, я очень часто слышу от продюсеров о том, что в российских кинотеатрах происходит сокрытие выручки. Как Вы, представитель «Киноальянса», можете это прокомментировать»?
Дмитрий Казуто.
«Это мнение некоторых продюсеров, однако, со стороны американских коллег к нам не возникает вопросов. Возможно, существует незначительное количество небольших независимых кинотеатров, которые занимаются этим, но проблема сильно преувеличена».
Евгений Савостьянов.
«А что думают наши американские коллеги»?
Крис Додд.
«Мы не знаем о существовании подобной проблемы, но находим, что вопрос требует дополнительного изучения».
После этого диалога, несколько оживившего ход дискуссии, слово взял представитель Российской Антипиратской организации. Он призвал «Киноальянс» более активно помогать бороться с камкордерами. «Съемка с экрана возможна только при недостаточном контроле за этим со стороны кинотеатров. Некоторые владельцы пренебрегают этим, что приводит к появлению нелегальных копий. Сейчас это больше похоже на борьбу с ветряными мельницами – выгнали из одного кинотеатра, злоумышленники перешли в другой. Прогнали из Казани, они перебрались в Пермь. Это устойчивый и хорошо организованный криминальный бизнес».
Ольга Валигурская (генеральный директор «Веб-контроль») начала свою речь почти цитатой из фильма «Не бойся, я с тобой»:
«Российский рынок – это не наш рынок, это ваш, американский рынок. А знаете ли вы, что каждый американский блокбастер в течение месяца незаконно скачивают 2,5 миллиона раз. Умножьте эту цифру на цену билета в 10 долларов, и вы получите грандиозные убытки по каждой картине». Далее она сообщила, что «никто из американских мэйджоров не занимается сбором такой статистики», и есть «только одна компания в России, у которой есть подобные данные». При этом существует проблема незаконных скачиваний российских фильмов на территории других стран, и, в частности, в США.
Американские коллеги достаточно скептически отнеслись к названным цифрам. «Очень важно быть точными и аккуратными в цифрах – если ваши оппоненты обнаружат ошибки – вся ваша деятельность будет уничтожена» - сказал Крис Додд. Он согласился с тем, что необходимо обмениваться информацией, посетовав при этом, что интернет глобален, и если удается добиться успеха в одной стране, нелегальный контент тут же появляется в другой, с более мягкими законами.
На встрече очень много говорилось о том, что существующее законодательство недостаточно защищает авторов, и совершенствование законодательства – это один из приоритетов работы Координационного совета.
Сергей Семенов рассказал о том, что в Государственную Думу удалось внести две группы поправок, принятие которых значительно облегчит защиту прав. Прежде всего это поправка, вводящая ответственность интернет провайдеров за нелицензионный контент, что значительно облегчит работу правообладателей, а также поправка об обеспечительных мерах. (Обеспечительные меры выражаются в запрете совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт, транспортировку, хранение, владение и иное использование) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они являются нелицензионными. - Прим. ред.)
Важным достижением антипиратской коалиции стало и то, что принятие обновленной 4-й части ГК удалось перенести на осень, а значит, появилось дополнительное время для работы.
На заседании присутствовали представители не только киноиндустрии, но также книжной отрасли и музыкальной индустрии. Ассоциация книгоиздателей столкнулась с проблемой незаконного использования книг в интернете сравнительно недавно, после широкого распространения электронных ридеров. Причем в книгоиздании все гораздо сложнее, так как тиражи бумажных изданий значительно сокращаются с каждым годом, а отследить нелицензионное распространение текстов в интернете в силу объективных обстоятельств гораздо сложнее, чем аудиовизуальных произведений.
Музыкальная индустрия столкнулась с вопросами защиты авторских прав значительно раньше киноиндустрии и накопила за это время немалый опыт. Леонид Агронов сообщил о том, что возглавляемая им федерация выбрала путь судебного преследования основных нарушителей. Это привело к результатам – «ВКонтакте» суд обязал выплатить значительную компенсацию правообладателям. Другой интернет-холдинг Mail.Ru Group будет выплачивать Gala Records гарантийные платежи за прослушивание музыки пользователями социальных сетей "Мой мир" и "Одноклассники". Для посетителей ресурсов прослушивание останется бесплатным, но при желании они смогут скачать композиции по цене в 20 рублей за трек. К подписанию аналогичного соглашения с Mail.Ru Group близка компания Universal Music.
В завершение встречи слово передали гостям. Крис Додд сделал несколько очень интересных замечаний: «Во время встречи все время идет речь о том, что кто-то теряет деньги. Это неправильно. Не нужно говорить о том, что теряют бизнесмены, нужно говорить о том, что теряют потребители. Нужно заботиться о потребителях.
Во время слушаний по законопроектам PIPA и SOPA было одобрение 50% Сената. Однако аргументы строились на том, что отрасль теряет рабочие места, а мы теряем деньги. Наши противники, например Google, выдвинули аргументы о правах личности и свободе слова – это, конечно, фальшивые аргументы, но они привели к тому, что избиратели за несколько дней прислали 8 миллионов писем сенаторам. В результате, многие законодатели отозвали свои подписи, законы были направлены на доработку, мы были вынуждены отступить.
Важен сбалансированный подход, нельзя действовать только методом кнута. Если преследовать и наказывать 15-16 летних подростков, ничего хорошего не получится. Те люди, которые имеют гаджеты – это не противники. По статистике активные пользователи интернета в 3 раза чаще ходят в кинотеатры, чем телезрители. Мы полагаем, что студии должны работать с лицензиями по предоставлению легального контента в интернете.
25% трафика в США приходится на нелегальный. Конечно, это не только фильмы, но и другой контент. Так что это проблема глобальная, она относится к США и другим странам, также как и к России, необходимо предпринимать меры по защите интеллектуальной собственности. В Америке статья о защите авторских прав была принята еще в 1776 году. Так что мы не первое поколение, которое решает эту проблему».
Уже в самом конце заседания Александр Акопов попросил прокомментировать заявление главы Time Warner Джеффа Бьюкса о том, что окно между кинотеатральным прокатом и выходом на других носителях должно быть минимальным, поскольку это позволит сократить пиратство.
Крис Додд ответил: «Подобные предложения периодически появляются, однако сейчас сократить окно невозможно, поскольку это убивает кинотеатральный бизнес. Время для подобных действий еще не пришло».
После окончания встречи во время неформального общения ваш покорный слуга попросил Криса Додда прокомментировать его слова об интересах потребителей. Он сказал следующее: «Если нам удастся убедить людей пользоваться легальным контентом, это значит, что за счет полученных средств продюсеры смогут снимать больше фильмов, они будут более зрелищными. Чем больше людей будут пользоваться легальным продуктом, тем дешевле он будет стоить для каждого. В этом и состоит интерес пользователей. Лицензионный продукт, как правило, качественнее нелицензионного. Нужно объяснять людям, что нелегальное скачивание аморально. Это обычное воровство, не нужно называть его пиратством и романтизировать.
Не важно, где человек смотрит фильм, в кинотеатре или на экране монитора, важно чтобы он получил от этого удовлетворение, тогда он захочет сделать это еще не один раз».
На встрече с российской стороны присутствовали Евгений Савостьянов (председатель Координационного совета по защите интеллектуальной собственности, старший вице-президент ОАО «СММ»), продюсеры Сергей Сельянов и Александр Акопов, Дмитрий Казуто (исполнительный директор некоммерческого партнерства «Киноальянс»), директор Национальной федерации производителей фонограмм Леонид Агронов, юридический советник ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Семёнов, а также руководители и юристы различных государственных и общественных организаций.
Дайте нам самые широкие права на все ваши произведения
Во вводном слове Евгений Савостьянов сказал, что несоблюдение авторских прав в интернете отражает конфликт двух цивилизаций «традиционной» и «новой высокотехнологичной виртуальной», часть представителей которой отрицает понятие частной собственности на интеллектуальные произведения. Однако, по мере развития интернета этот конфликт в любом случае разрешится в пользу защитников авторского права, подобно тому, как при развитии цивилизации от стихийного первобытнообщинного строя само понятие «частной собственности» и необходимость ее уважения и защиты возникло далеко не сразу. Так что решение этого вопроса – дело времени.
Александр Акопов согласился с ним, заявив:
«Последние годы Правительство России было подвержено влиянию лоббистов из IT и телекоммуникационной индустрий. Но ситуация меняется и в решении задач защиты интеллектуальной собственности нашими партнерами могут стать недавние оппоненты. Этому может способствовать желание крупных игроков выйти на IPO (первичное публичное размещение акций на фондовой бирже – прим. ред.). У нашей страны появился реальный шанс выйти из аутсайдеров в лидеры защиты авторских прав».
Он добавил, что в последнее время наметилась тенденция легализации ряда «пиратских организаций», до некоторых пор убежденных противников копирайта. Важно дать возможность пользователям легально смотреть весь отечественный и голливудский контент в интернете.
Сергей Сельянов добавил, что бизнес-модель по разделению дохода от просмотра легального контента в интернете, аналогично разделению дохода при кинотеатральном прокате, находит все больше сторонников, однако голливудские студии должны быть более активными и предоставлять такие права на свои произведения, так как без заокеанских партнеров «вся эта затея не имеет смысла».
Воруют ли кинотеатры, или Давайте прогоним камкордеров.
Дмитрий Казуто начал свою речь с того, что полностью согласился с предыдущими выступающими, и рассказал, что «Киноальянс» всеми силами борется с камкордерами в кинотеатрах. Но был неожиданно прерван Евгением Савостьяновым. (Приводим эту часть полностью):
Евгений Савостяьнов.
«Дмитрий, я очень часто слышу от продюсеров о том, что в российских кинотеатрах происходит сокрытие выручки. Как Вы, представитель «Киноальянса», можете это прокомментировать»?
Дмитрий Казуто.
«Это мнение некоторых продюсеров, однако, со стороны американских коллег к нам не возникает вопросов. Возможно, существует незначительное количество небольших независимых кинотеатров, которые занимаются этим, но проблема сильно преувеличена».
Евгений Савостьянов.
«А что думают наши американские коллеги»?
Крис Додд.
«Мы не знаем о существовании подобной проблемы, но находим, что вопрос требует дополнительного изучения».
После этого диалога, несколько оживившего ход дискуссии, слово взял представитель Российской Антипиратской организации. Он призвал «Киноальянс» более активно помогать бороться с камкордерами. «Съемка с экрана возможна только при недостаточном контроле за этим со стороны кинотеатров. Некоторые владельцы пренебрегают этим, что приводит к появлению нелегальных копий. Сейчас это больше похоже на борьбу с ветряными мельницами – выгнали из одного кинотеатра, злоумышленники перешли в другой. Прогнали из Казани, они перебрались в Пермь. Это устойчивый и хорошо организованный криминальный бизнес».
О важности быть точными в цифрах.
Ольга Валигурская (генеральный директор «Веб-контроль») начала свою речь почти цитатой из фильма «Не бойся, я с тобой»:
«Российский рынок – это не наш рынок, это ваш, американский рынок. А знаете ли вы, что каждый американский блокбастер в течение месяца незаконно скачивают 2,5 миллиона раз. Умножьте эту цифру на цену билета в 10 долларов, и вы получите грандиозные убытки по каждой картине». Далее она сообщила, что «никто из американских мэйджоров не занимается сбором такой статистики», и есть «только одна компания в России, у которой есть подобные данные». При этом существует проблема незаконных скачиваний российских фильмов на территории других стран, и, в частности, в США.
Американские коллеги достаточно скептически отнеслись к названным цифрам. «Очень важно быть точными и аккуратными в цифрах – если ваши оппоненты обнаружат ошибки – вся ваша деятельность будет уничтожена» - сказал Крис Додд. Он согласился с тем, что необходимо обмениваться информацией, посетовав при этом, что интернет глобален, и если удается добиться успеха в одной стране, нелегальный контент тут же появляется в другой, с более мягкими законами.
У нас будут новые законы
На встрече очень много говорилось о том, что существующее законодательство недостаточно защищает авторов, и совершенствование законодательства – это один из приоритетов работы Координационного совета.
Сергей Семенов рассказал о том, что в Государственную Думу удалось внести две группы поправок, принятие которых значительно облегчит защиту прав. Прежде всего это поправка, вводящая ответственность интернет провайдеров за нелицензионный контент, что значительно облегчит работу правообладателей, а также поправка об обеспечительных мерах. (Обеспечительные меры выражаются в запрете совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт, транспортировку, хранение, владение и иное использование) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они являются нелицензионными. - Прим. ред.)
Важным достижением антипиратской коалиции стало и то, что принятие обновленной 4-й части ГК удалось перенести на осень, а значит, появилось дополнительное время для работы.
О книгах и музыке.
На заседании присутствовали представители не только киноиндустрии, но также книжной отрасли и музыкальной индустрии. Ассоциация книгоиздателей столкнулась с проблемой незаконного использования книг в интернете сравнительно недавно, после широкого распространения электронных ридеров. Причем в книгоиздании все гораздо сложнее, так как тиражи бумажных изданий значительно сокращаются с каждым годом, а отследить нелицензионное распространение текстов в интернете в силу объективных обстоятельств гораздо сложнее, чем аудиовизуальных произведений.
Музыкальная индустрия столкнулась с вопросами защиты авторских прав значительно раньше киноиндустрии и накопила за это время немалый опыт. Леонид Агронов сообщил о том, что возглавляемая им федерация выбрала путь судебного преследования основных нарушителей. Это привело к результатам – «ВКонтакте» суд обязал выплатить значительную компенсацию правообладателям. Другой интернет-холдинг Mail.Ru Group будет выплачивать Gala Records гарантийные платежи за прослушивание музыки пользователями социальных сетей "Мой мир" и "Одноклассники". Для посетителей ресурсов прослушивание останется бесплатным, но при желании они смогут скачать композиции по цене в 20 рублей за трек. К подписанию аналогичного соглашения с Mail.Ru Group близка компания Universal Music.
Принципиально другой подход. PIPA и SOPA. Не говорите, что вы теряете бизнес!
В завершение встречи слово передали гостям. Крис Додд сделал несколько очень интересных замечаний: «Во время встречи все время идет речь о том, что кто-то теряет деньги. Это неправильно. Не нужно говорить о том, что теряют бизнесмены, нужно говорить о том, что теряют потребители. Нужно заботиться о потребителях.
Во время слушаний по законопроектам PIPA и SOPA было одобрение 50% Сената. Однако аргументы строились на том, что отрасль теряет рабочие места, а мы теряем деньги. Наши противники, например Google, выдвинули аргументы о правах личности и свободе слова – это, конечно, фальшивые аргументы, но они привели к тому, что избиратели за несколько дней прислали 8 миллионов писем сенаторам. В результате, многие законодатели отозвали свои подписи, законы были направлены на доработку, мы были вынуждены отступить.
Важен сбалансированный подход, нельзя действовать только методом кнута. Если преследовать и наказывать 15-16 летних подростков, ничего хорошего не получится. Те люди, которые имеют гаджеты – это не противники. По статистике активные пользователи интернета в 3 раза чаще ходят в кинотеатры, чем телезрители. Мы полагаем, что студии должны работать с лицензиями по предоставлению легального контента в интернете.
25% трафика в США приходится на нелегальный. Конечно, это не только фильмы, но и другой контент. Так что это проблема глобальная, она относится к США и другим странам, также как и к России, необходимо предпринимать меры по защите интеллектуальной собственности. В Америке статья о защите авторских прав была принята еще в 1776 году. Так что мы не первое поколение, которое решает эту проблему».
Уже в самом конце заседания Александр Акопов попросил прокомментировать заявление главы Time Warner Джеффа Бьюкса о том, что окно между кинотеатральным прокатом и выходом на других носителях должно быть минимальным, поскольку это позволит сократить пиратство.
Крис Додд ответил: «Подобные предложения периодически появляются, однако сейчас сократить окно невозможно, поскольку это убивает кинотеатральный бизнес. Время для подобных действий еще не пришло».
После окончания встречи во время неформального общения ваш покорный слуга попросил Криса Додда прокомментировать его слова об интересах потребителей. Он сказал следующее: «Если нам удастся убедить людей пользоваться легальным контентом, это значит, что за счет полученных средств продюсеры смогут снимать больше фильмов, они будут более зрелищными. Чем больше людей будут пользоваться легальным продуктом, тем дешевле он будет стоить для каждого. В этом и состоит интерес пользователей. Лицензионный продукт, как правило, качественнее нелицензионного. Нужно объяснять людям, что нелегальное скачивание аморально. Это обычное воровство, не нужно называть его пиратством и романтизировать.
Не важно, где человек смотрит фильм, в кинотеатре или на экране монитора, важно чтобы он получил от этого удовлетворение, тогда он захочет сделать это еще не один раз».
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Борьба с пиратством
20.11.2023
Роскомнадзор будет блокировать и пиратов за ЛГБТ*-пропаганду
13.10.2023
Аналитика ПрофиСинема: кинотеатральный рынок – рост или падение?
04.08.2023
«Барби» – самый кассовый фильм женщины-режиссера
26.07.2023
Пиратские копии «Барби» и «Оппенгеймера» доберутся до России не раньше осени
22.06.2023
Минцифры прорабатывает послабления для пиратских видеосервисов
Другие статьи по теме Американская ассоциация кинокомпаний / MPAA
07.11.2024
Американская ассоциация кинокомпаний поздравила Трампа с победой на выборах
15.03.2022
Глобальная индустрия медиаразвлечений оправляется от ковида
20.10.2021
«Матрица: Воскрешение» получила взрослый рейтинг R в США
19.03.2021
Мировой бокс-офис в 2020 году упал на 72%
25.05.2020
Коронавирус и индустрия: Голливуд хотят наказать за уступки Китаю
Реклама