22 февраля 2012 12:56
«Россия 2020» рассуждает о СРО и «русском коде»
Пятая конференция Всероссийского форума киноиндустрии «Кино России 2020», на которой представители ведущих кинокомпаний, научно-исследовательских и прокатных компаний решили уяснить для себя смысл объединения в саморегулирующиеся организации (СРО), прошла 21 февраля 2012 года в прямо-таки невыносимо буржуазном месте – элитном отеле «Ритц Карлтон», что красуется возле метро «Охотный ряд» в Москве.
Кинематографическая элита в элитном отеле рассуждает о потенциально элитном качестве российского кино? А собственно, почему нет, тем более на волне достижений отечественного кинематографа, зафиксированных в ходе недавней встречи с журналистами в агентстве «РИА-Новости».
Нелишне будет заметить: Федеральный закон Российской Федерации № 315-Ф3 «О саморегулирующихся организациях» был принят 1 декабря 2007 года, то есть четыре с небольшим года назад. C тех пор СРО успешно осуществляют свою деятельность в сфере строительства; теперь вот очередь дошла и до кинематографа. С содержанием закона во всех подробностях можно ознакомиться в официальных источниках; нас же сейчас интересуют только некоторые пункты. Итак,
«Статья 2. Понятие саморегулирования
1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
2. Саморегулирование... осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
3. ...под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие... предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности – физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность...»
Статья 3. Саморегулируемые организации
1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
2. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.
3. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", только при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований помимо установленных в части 1 настоящей статьи относятся:
1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации...»
Переводя с законодательного русского на русский обычный, отдельные коммерсанты или коммерческие фирмы и некоммерческие организации объединяются с отдельными кинематографистами – вот вам и новоиспечённая СРО. Среди «отдельных кинематографистов» может быть кто угодно – актёры, режиссёры, художники-аниматоры... Главное, чтобы дело у объединяющихся было общее: коммерсант даёт деньги на кинематограф, а профессионалы разумно финансы используют.
Самое интересное в процитированных пунктах – это строки о стандартах и правилах. Вообще, по словам Олега Иванова, генарального директора компании «Movie Research”, регулирование в кинематографической отрасли делится на три вида: государственное (выдача прокатных удостоверений), рыночное (цены на билеты) и собственно саморегулирование (СРО отвечают за стандарты обслуживания, то есть качество услуг, сервиса – качественного донесения качественного конечного продукта до того зрителя, которому это продукт действительно нужен).
Практически все выступающие на конференции говорили, что конструктивный диалог с государством приветствуется, но пусть государственная деятельность на прокатных удостоверениях и ограничилась бы. На Министерство культуры, как уверяет Сергей Сельянов, председатель Ассоциации кино- и телепродюсеров, в условиях динамично изменяющегося рынка надеяться нельзя. Представителей государственной власти, кстати, на конференцию решили не приглашать.
C завышенными ценами на билеты тоже всё ясно, да и электронный билет надо вводить повсеместно.
Серьёзная борьба предстоит с так называемыми «слепыми лампами» и «мёртвыми зонами» в кинотеатрах. Не секрет (чему и ваш покорный слуга был неоднократным свидетелем): качество показа в наших кинотеатрах зачастую оставляет желать лучшего. Для «цифры», а особенно для 3D и IMAX (IMAX 3D) необходима высокая яркость изображения (в полтора раза выше обычной). В реальности, одевая 3D-очки, надо быть готовым к тусклой картинке со смехотворным количеством так необходимых для эстетики просмотра нюансов. Конечно, качество изображения в кинотеатрах зависит от владельцев этих кинотеатров; знают они стандарты, применительные к современным форматам кинопоказа — значит, дело уже наполовину в шляпе.
Кинематографическая СРО, если она зарегистрирована в качестве союза, способна заниматься несколькими вещами, в том числе разработкой кодекса профессиональной этики и экспертизой качества фильмов. Вновь всплыл «кодекс Хейса», о котором был разговор на прошлогоднем совещании с Путиным (знаменитый исторический документ в двух редакциях опубликован в декабрьском номере газеты Союза кинематографистов России «СК-Новости»). Участники конференции заявили, что к российским реалиям этот кодекс не применим, и надо придумать что-то своё, имеющее основание в национальной традиции, «русском коде» (да, если верить Александру Евменову, ректору СпбГУКиТ, есть, оказывается, и такой). Было предложено (Элмуродом Расулмухамедовым, директором Фонда поддержки и развития авторского фильма) составить список вещей, которые нельзя пропагандировать в кино даже исходя из чисто коммерческих соображений. Неплохая, в общем, идея нуждается в очень тонкой настройке, ибо, стремясь к положительному, легко перегнуть палку и скатиться в жёсткую цензуру. Cкептически к написанию «морально-этической» хартии отнеслись Сэм Клебанов и Михаэль Шлихт.
Что же касается экспертизы фильмов, то и здесь не всё просто: если российское кино оторвано от реальной жизни, оно теряет доверие зрителя и посещаемость данного сегмента резко падает; а начни оно рассматривать острейшие, кровоточащие проблемы современности, если кодекс будет принят, вступит с ним в неминуемое противоречие.
Реклама