Много разговоров об актерах, мало значимых продаж: завершился Американский кинорынок
В воскресенье, 5 ноября, в Санта-Монике завершился североамериканский кинорынок American Film Market. Забастовка актеров, продолжающаяся более 100 дней, повлияла и на работу AFM. Многие проекты остались без поддержки звезд, и поэтому их продвижение на рынке существенно затруднилось.
Чем более амбициозным, дорогостоящим и масштабным является проект, тем острее эта проблема проявляет себя. Контент для байеров найдется всегда, другой вопрос, что любой прокатчик, из какой бы страны он ни прилетел, желает не просто получить в свои руки интересующий релиз, но и заработать на нем денег, а перспективных в коммерческом плане фильмов ни на одном кинорынке никогда не бывает много. Когда их становится еще меньше по причине обстоятельств, с которыми деловая площадка ничего сделать не в силах – это чувствуют все.
Тем не менее, даже в самый мрачный час индустрии всегда удавалось находить возможность для надежд и оптимизма, пускай и сдержанно. Так, например, одним из наиболее горячих тайтлов Американского кинорынка в этом году оказался оригинальный футуристический триллер «Падение империи» / «Civil War» от Алекса Гарленда с Кирстен Данст в главной роли. Номинированный на премию Оскар 53-летний британец долгие годы был почти постоянным сценаристом фильмов Дэнни Бойла, пока не ушел в свободное плавание, сняв к этому моменту три работы: «Из машины», «Аннигиляцию» и «Род мужской». Официальных подробностей сюжета «Падения империи» мы не знаем, однако в одном из интервью Гарленд описывал проект как «научно-фантастическую аллегорию на поляризованную и сложную картину нашего собственного мира». Неоспоримой ценностью проекта для кинорынка стало то, что фильм почти готов.
Незадолго до старта кинорынка было объявлено о том, что иностранным байерам будет предложен эпический вестерн «Горизонты: Американская сага» / «Horizon: An American Saga», состоящий из двух частей, выход которых в американский прокат запланирован студией Warner Bros. на лето 2024 года. Дилогия суммарной производственной стоимостью свыше $100 млн, значительную часть из которых режиссер-сценарист-продюсер-актер Кевин Костнер выложил из собственного кармана, была полностью отснята до начала забастовки актеров. Впрочем, это не означает, что она не создала для Костнера проблем: из-за нее ему пришлось отложить съемки третьей части. Режиссер позиционирует проект как новую киновселенную, которая должна поведать хронику многогранной 15-летней экспансии и заселения американского запада до и после Гражданской войны. Учитывая, что для Костнера это проект мечты, которому он посвятил больше двух десятилетий, и сенсационный успех, которого он добился с вестерн-сериалом «Йеллоустоун», есть значительный шанс, что «Горизонт» окажется удачен. Но есть вопрос, насколько он окажется интересен зрителям за пределами США. Тем более, когда речь идет о проекте с видимым расчетом на возрастную и консервативную аудиторию.
Другим громким тайтлом оказался перезапуск «Горца» / «Highlander», после долгих лет разработок впервые открытый студией Lionsgate для продаж на иностранные территории. По сути, мы говорим о единственном фильме прошедшего кинорынка, заявленный производственный бюджет которого улетает за $100 млн. Хайп усиливается, если учесть имя исполнителя главной роли, а именно Генри Кавилла, а также режиссера – Чада Стахелски, хорошо всем известного как соавтора франшизы о Джоне Уике. Главное, чтобы байеры поверили, что этот «Горец» действительно производится: Стахелски подписался на фильм еще в ноябре 2016 года, а Кавилл в мае 2021-го. Впрочем, как уже было сказано, ранее продажи проекта студия Lionsgate еще никогда не инициировала, а частота новостей о нем за последние недели явно намекает в пользу того, что дело движется. Пока что движется к съемкам: их старт намечен на начало 2024 года.
Главным, пожалуй, анимационным тайтлом прошедшего кинорынка оказалась экранизация «Высоко в облаках» / «High in the Clouds», впервые объявленная в прошлом месяце. Многообещающий проект сразу со всех сторон: один из основателей The Beatles Пол Маккартни спродюсирует, озвучит одного из центральных персонажей, а также напишет шесть оригинальных песен для перенесения на большой экран своей же детской приключенческой повести, изданной в 2005 году; соавтор второго «Паддингтона» Джон Крокер займется адаптацией сценария; обладатель премии Оскар Майкл Джаккино («Вверх», «Зверополис», «Головоломка») напишет саундтрек; Патрик Ханенбергер («Хранители снов», «ЛЕГО Фильм 2») выступит художником-постановщиком; и, наконец, Тоби Генкель («Изумительный Морис) займет место режиссера. По европейским меркам бюджет заявлен солидный – €28 млн.
«Иллюзия обмана» / «Now You See Me», популярный триллер об оптическом искусстве, две части которого в 2013 и 2016 годах в сумме заработали свыше $680 млн в мировом прокате, получит продолжение. Студия Lionsgate инициировала международные продажи прав. Сообщается, что режиссером выступит Рубен Фляйшер («Веном», «Анчартед»). Из актеров предыдущих частей свое согласие вернуться уже выразили Джесси Айзенберг, Вуди Харрельсон и Морган Фриман. Майкл Лессли («Кредо убийцы») продолжает работу над сценарием. Если забастовка актеров завершится в ближайшее время, то старт съемочного процесса предположительно следует ожидать во втором квартале 2024 года.
Востребованность триллеров, особенно оригинальных в сценарном и амбициозных в техническом планах, была ощутима со всех сторон, и еще одним подтверждением этого оказались горячие торги вокруг нового проекта Идриса Эльбы «Над нижним уровнем» / «Above the Below». Это история о сплоченной троице астронавтов, переживающих хаотическое и разрушительное возвращение на Землю по мере того, как их капсула вместо планового приводнения начинает тонуть и погружаться в неизведанные воды океана. Съемки пройдут на территории британской Pinewood Studios. Пока неизвестно сыграет ли Эльба одну из ролей, но он точно выступит одним из режиссеров.
Говоря о боевиках, наибольший интерес вызвала «Сделка Левона» / «Levon’s Trade» – новый режиссерский проект Дэвида Эйра, хорошо известного по «Отряду самоубийц» и «Ярости». В новом фильме постановщика главную роль уже получил Джейсон Стэтэм, недавно снимавшийся у Эйра в «Пчеловоде». Над сценарием работал Сильвестр Сталлоне. Проект позиционируется как потенциальный стартер для новой франшизы, поскольку речь идет об адаптации серии романов Чака Диксоне о детективе Левоне Кейде – бывшем оперативнике, который оказывается вынужден вспомнить свои профессиональные навыки ради спасения дочери своего босса. Съемки планируется начать в марте 2024 года.
Среди драматических историй в категории pre-sales наибольшее внимание получил новый режиссерский проект дважды оскароносного Рона Ховарда «Эден» / «Eden» – вдохновленный реальными событиями криминальный и мрачно комичный триллер о выживании и поиске смысла жизни на Галапагосских островах. Ранее проект носил название «Происхождение видов» / «Origin of Species». По причине наличия специального разрешения от SAG съемки стартуют уже в конце этого месяца. Основная часть съемок развернется в австралийском Квинсленде, а небольшую съемочную группу отправят на Галапагосы. Музыку к фильму напишет двукратный обладатель премии Оскар Ханс Циммер, для него это станет уже десятым по счету сотрудничеством с Ховардом. Режиссер не скрывает, что хотел перенести эту историю на большой экран около 15 лет. Главные роли сыграют Джуд Лоу, Ванесса Кирби, Сидни Суини, Даниэль Брюль и Ана де Армас.
После бедного кинорынка в Торонто многие рассчитывали, что к моменту ноябрьского AFM в Санта-Монике забастовка уже будет пройдена и активные продажи возобновятся. Этого не случилось. Теперь надежды на Берлин, запланированный на середину февраля 2024 года. Пока же высокий спрос демонстрируют хорроры, ведь они слабо зависят от больших актерских имен, недоступных в условиях забастовки. К тому же хорроров в меньшей степени коснулась тенденция сокращения производственных и закупочных бюджетов. В остальном AFM показал, что желание байеров приобретать фильмы на самых ранних производственных этапах остается сильным. Как и остается сильным желание дистрибьюторов иметь дело с более ясными стратегиями вывода фильмов в кинотеатральный прокат в условиях конкуренции со стриминговыми премьерами на разных территориях. И нельзя не отметить столь долгожданное для AFM возвращение китайских дистрибьюторов, которые отсутствовали на мероприятии с момента начала пандемии в КНР.