СПбМКФ 2022: нам нужны свои национальные супергерои
28 сентября в рамках Санкт-Петербургского международного Контент Форума прошла дискуссия «Есть ли будущее у российского детского контента и анимации?», на которой спикеры обсудили необходимость создания контента с собственными национальными супергероями, главные задачи российского анимационного сектора и способы привлечь детскую аудиторию.
Участниками дискуссии стали генеральный директор анимационной студии КиноАтис, продюсер Вадим Сотсков, ведущий режиссер ГК Рики, продюсер Денис Чернов, главный редактор портала ПрофиСинема, доцент ВГИК им. Герасимова Нина Ромодановская, продюсер, режиссер, генеральный директор киностудии ЛенДок Алексей Тельнов, автор графических романов и комиксов, художник Александр Полторак, сценарист, продюсер, генеральный директор анимационной студии ЧБПродакшн Татьяна Белова. Модератор – продюсер, генеральный директор детских каналов Малыш и СуперГерои Игорь Шибанов.
С уходом с российского рынка студий-мейджоров у отечественных производителей появилась возможность полноценно выходить со своими фильмами на большие экраны. Однако самого контента для детей все еще недостаточно, тем более – качественного, тем более – с национальными супергероями, на которых молодому поколению захочется ориентироваться.
«В индустрии существует серьезный кризис идей. Российская история богата на супергероев в широком смысле этого слова, про них не снимают кино, не изображают в анимационных фильмах. Обратится прежде всего к нашим национальным героям, которые, я уверена, будут интересны аудитории – вот главная задача создателей отечественного контента», – отметила Нина Ромодановская.
Пока заменить супергероев Вселенной Marvel или лидеров мирового производства анимации практически невозможно, бюджеты проектов российских и голливудских студий несопоставимы. Однако, спикеры отметили, что перспективы у российского анимационного рынка есть, темпы производства продолжают расти, появляются новые студии и проекты, которые вызывают интерес зрителей и в России, и за рубежом.
«Франшиза про наших национальных супергероев Белку и Стрелку зарекомендовала себя как в России, так и за рубежом. Историю про российский собак-космонавтов, которые становятся настоящими героями для детей, полюбили во многих странах мира, кроме того, первую часть франшизы до сих пор показывают в США в музеях и планетариях как научно-популярный фильм. Ориентироваться на иностранные рынки создателям очень важно, так как проекты «добирают» именно за счет продаж за рубеж, – говорит Вадим Сотсков. – Наш недавний фильм про Кощея Бессмертного изначально был задуман как проект про супергероев, в нем несколько персонажей, идеально подходящих под это определение. Мы постарались «оживить» наших забытых сказочных героев, возродить интерес к ним. Надеюсь, история про Кощея перерастет во франшизу, которая выйдет и на мировой рынок».
Денис Чернов на панельной дискуссии поднял тему внутренней цензуры создателей контента: «Художественная составляющая в производимом продукте для зрителей должна быть первостепенной. Создателям необходимо стараться идти своим путем, создавать уникальный контент, а не «жвачку», которая сначала кажется сладкой, а потом становится по вкусу похожей на резину».
Сейчас в России меньше всего контента создается для подростков в возрасте 12-15 лет, так как этот сегмент аудитории воспринимается на рынке как самый сложный. Алексей Тельнов сказал, что студия Лендок пытается восполнить этот пробел, выпустив сериал «Реальные зайцаны», с героями которого современные подростки могли бы себя ассоциировать.
В анимационном секторе есть и другая проблема – кадровый «голод», хорошие специалисты сейчас на вес золота. Татьяна Белова отметила, что каждой студии стоит «сделать вклад в будущее» и обратить внимание на обучающие программы для аниматоров, которые потом смогут работать над будущими проектами компании.
Александр Полторак, создатель графического романа по произведению «Война и мир», рассказал, что не стоит обходить вниманием и рынок комиксов, которые затем могут стать экранизациями и очередным шагом вперед на пути к зрителю. Сейчас востребованность российских комиксов и графических романов на мировых рынках высокая, а самого рынка графических романов в России просто нет. По словам автора и художника комиксов, это связано с тем, что пока отечественные издатели не вкладываются ни в создание, ни в продвижение комиксов.
«Комикс – одна из самых удобных заготовок для создания анимационного фильма, практически недоделанный поэпизодник, у него уже есть своя аудитория, которая точно пойдет в кино на экранизацию», – отметил Полторак в конце встречи, высказав надежду, что «нужно быть оптимистами и супергерои все-таки обязательно всех спасут».