Online vs Offline на Российском кинобизнесе: окна не будет?
6 апреля в рамках деловой программы Второго Международного кинорынка и форума Российский кинобизнес прошел public talk на тему «Online\Offline. Конкуренция. Взаимодействие». Представители онлайн-платформ, кинотеатров, продюсеров и дистрибьюторов обсудили текущее положение в отрасли и возможные формы взаимодействия. Главной темой мероприятия и камнем преткновения стало кинотеатральное окно.
Спикерами выступили исполнительный директор IVI Originals Вадим Соколовский, директор по контенту IVI Иван Гринин, генеральный директор Megogo Виктор Чеканов, заместитель исполнительного директора фонда развития современного кинематографа Кинопрайм Вадим Потапов, продюсер и генеральный директор Марс Медиа Энтертейнмент Юлия Иванова, управляющий директор по кинопрокату сети кинотеатров Монитор Елена Полянская и директор по взаимодействию с индустрией компании Яндекс Ксения Болецкая. Модератором дискуссии стал ведущий телеканала Россия 24, руководитель редакции Индустрия кино Иван Кудрявцев.
С каждым годом между онлайн и офлайн сегментами рынка возникает все больше противоречий, усиливается борьба за внимание зрителя, прошлый год обострил еще один важный вопрос — каким должно быть кинотеатральное окно между релизом на большом экране и онлайн-премьерой (все мы помним, сколько негатива от кинопоказчиков обрушилось на компанию Warner Bros., когда та объявила, что будет выпускать свои фильмы одновременно в кинотеатрах и на стриминговой платформе).
За кинотеатры отвечала Елена Полянская, которая подчеркнула, что они придерживаются жесткой позиции — фильмы, вышедшие онлайн, в прокат брать не будут (например, как это было с «Феей» Анны Меликян), к тому же кинопоказчики настаивают на окне в 3 месяца. «Мы будем бороться за это право, — отметила Полянская. — Кинотеатры были очень долго закрыты, в Краснодарском крае период локдауна затянулся на 9 месяцев. Необходимо дать время на восстановление, и тогда мы снова начнем собирать большую кассу. Так что трехмесячное кинотеатральное окно считаю разумным и единственно возможным вариантом».
Однако продюсеры и представители онлайн-платформ настаивали на окне в 2-3 недели, максимум 6 недель. Вадим Соколовский заметил, что сейчас думать над длительностью кинотеатрального окна рано: «В первую очередь нужно думать о том, что удобно зрителю. А в настоящее время зрителям пока удобнее смотреть фильм, сидя дома в кресле, а не в кинотеатре. Но в итоге все должно вылиться в синергию – попытку объединить интересы кинотеатров, онлайн-платформ и, главное, зрителей».
Некоторые спикеры выступали за то, что сильной конкуренции между стриминговыми сервисами и кинотеатрами нет, потому как впечатления от двух разных видов просмотра различные, и те, кто обычно смотрят фильм на большом экране, останутся верны себе и пойдут в кино.
Сложно поспорить с тем, что онлайн-платформы меняют зрительские предпочтения, гарантируя удобство, приемлемую цену и качественный контент. В настоящее время идет обостренная борьба за время зрителя, но становится непонятно, смогут ли кинотеатры и стриминговые сервисы «поделить» зрителя между собой, договориться о приемлемом для всех варианте. «Онлайн-платформы сильно меняют потребительское поведение, они, действительно, «отъедают» время у эфирных телеканалов и кинотеатров, в свою очередь Youtube и TikTok, например, «отъедают» время у длинного профессионального контента, но я не согласна с тем, что одновременный выход на онлайн-платформе и в кинотеатре «убивает» кинотеатральный бизнес. Есть много очень удачных кейсов, когда одновременный выход онлайн и офлайн приносил фильму большую кассу. Например, «Годзилла против Конга» в США», — сказала Ксения Болецкая.
Юлия Иванова пояснила, что компания Марс Медиа Энтертейнмент придерживается традиционной схемы выхода масштабных фильмов в прокат и не рассматривают для многомиллионного блокбастера цифровой релиз. «По нескольким нашим проектам были предложения выпустить фильм онлайн и офлайн одновременно, но мы отказывались от такого варианта», — добавила Иванова.
Вадим Потапов и Вадим Соколовский подняли вопрос о том, что не все фильмы могут выходит в кинотеатрах. «Кино, показываемое в кинотеатрах сейчас, больше превращается в аттракцион. Чтобы собрать много зрителей, это должен быть событийный фильм, высокобюджетный блокбастер. Мы же даём возможность продюсерам и режиссерам реализовать себя у нас на площадках так, как они не смогут себя реализовать в кинотеатральном прокате», — сказал Соколовский. Но стоит заметить, что дело не только в бюджете и теме фильма, но и в хронометраже. Можно вспомнить недавно вышедшую на КиноПоиск HD «Лигу справедливости Зака Снайдера» длительностью более 4 часов, на такой фильм вряд ли бы пошли зрители в кино.
После сложного 2020 пандемического года и месяцев простоя кинотеатры, действительно, оказались в кризисном положении, из которого до сих пор выбираются. Но, без сомнения, они будут жить долго. Просмотр фильмов на онлайн-платформах все равно не заменит похода в кино, так как социализация для человека очень важна. Однако времена меняются, и силы на рынке перераспределяются, кинотеатрам в любом случае придется договариваться с платформами. Пока наладить диалог онлайн и офлайн сегментам рынка не совсем получается. По итогу встречи не удалось решить вопрос с кинотеатральным окном. Начать, наверное, надо с отказа «пугать» кинотеатры перспективой его сокращения до нуля.
P.S. Без четкого ответа остался еще один вопрос, поднятый на мероприятии, — когда же наконец онлайн-платформы начнут раскрывать статистику зрителей/просмотров. У стриминговых сервисов до сих пор нет единой системы измерения аудитории, и пока непонятно, когда она появится.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса