Российский кинобизнес 2021: Якутия в фокусе программы Project in search
5 апреля в рамках деловой программы Второго Международного кинорынка и форума Российский кинобизнес прошла презентация Project in search. Независимые продюсеры, а также представители киношкол и региональных кинематографий рассказали о своих проектах дистрибьюторам и кинопоказчикам.
Всего было презентовано 17 работ, из них 8 — от якутских авторов, которым организаторы выделили отдельный блок внутри общей программы.
В первой половине встречи публика ознакомилась с материалами проектов, созданных в Ялте, Красноярске и Екатеринбурге; при Высшей школе кино А.Р.К.А и Академии Н.С.Михалкова; кинокомпанией Vita Aktiva Production, а также с игровым дебютом режиссера анимации Сергея Серегина.
Спикеры стремились акцентировать внимание на оригинальных и привлекательных сторонах своих фильмов. Так режиссер Елизавета Трусевич, представлявшая картину «Гены Гены» от Академии Н.С.Михалкова, сообщила, что лента сделана наподобие «Веревки» Альфреда Хичкока: действие разбито на семь частей, каждая из которых снята без единой монтажной склейки. Генеральный продюсер ВШК А.Р.К.А Вячеслав Ширяев сказал, что в комедии «Операция "8 МАРТА"» много поцелуев и добавил: «у фильмов с большим количеством поцелуев, как правило, хороший «сарафан»». Режиссер Сергей Серегин утверждал, что в его драме «Анимация» нет однозначно отрицательных персонажей; а представительница студии Веда фильм, наоборот, заявила, что в ленте «Блеф» не будет персонажей однозначно положительных — каждый будет преследовать собственные корыстные цели.
Также аудитории был представлен проект из Луганска — военная драма «Ополченочка», повествующая о судьбе женского танкового экипажа. Представитель студии Лугафильм подчеркнул, что бюджет ленты — 20 млн рублей — сформирован из народных пожертвований.
Перед якутским блоком выступил Олег Иванов. Он отметил, что якутское кино имеет две целевые аудитории — жителей самой республики и весь мир.
«Может у них и были мысли выйти в федеральный прокат, но по большому счету они быстрее оказались на мировых площадках и международных рынках. Сегодня происходит уникальное событие – не для Якутии, а именно для России, когда национальное кино, которым может гордиться вся страна и весь мир, оказалось на отечественном кинорынке».
Спикерами якутской секции стали директор Якутской республиканской киносети Петр Чиряев, исполнительный директор Якутского международного кинофестиваля Ирина Энгелис, режиссер и продюсер Степан Бурнашев, режиссер Дмитрий Кольцов, а также продюсер Сардана Саввина.
Некоторые из представленных в этом блоке проектов уже выходили в местный прокат. Например, военная драма «Рядовой Чээрин» Дмитрия Кольцова о якутском снайпере Великой отечественной войны. Авторы, заметим, отдают дань уважения не только защитникам Родины, но и собственной кинотрадиции: в нулевые годы якутские военные драмы «Снайпер Саха» и «Журавли над Ильменем» Никиты Аржакова стали локальными кинобестселлерами. Последняя была показана по федеральному телеканалу Культура за полтора десятилетия до того, как региональное кино пробило дорогу в общероссийское инфополе.
Крупнобюджетный байопик «Тыгын Дархан» стартовал 4 ноября и собрал 11,2 млн рублей. По словам Петра Чиряева, ленту выпустили именно осенью, чтобы спасти кинотеатры от краха после пандемии. Дальнейшая судьба картины обсуждается с компанией КароАрт. Здесь Чиряев допустил, что прокат регионального кино на федеральном уровне может длиться меньше обычного.
«Я думаю, что региональное кино не обязательно прокатывать стандартные 2-4 недели. Достаточно нескольких дней, но именно в это время нужно работать со зрителями, которые интересуется такими фильмами, и приглашать их на показы», - сказал директор Якутской республиканской киносети.
На волне фестивальных успехов последних лет картины из самой большой республики страны привлекли к себе особый интерес киносообщества. В презентациях то и дело звучали уже известные на общероссийском уровне имена. Триумфаторы смотров Кинотавр и Окно в Европу – Дмитрий Давыдов и Степан Бурнашев – стали авторами трех работ, представленных на встрече. Эти фильмы заслуживают упоминания хотя бы потому, что они раскрывают своих создателей с новой, неизвестной фестивальной публике стороны.
Степан Бурнашев победил в Выборге с суровой драмой «Черный снег», а до этого успел сделать несколько популярных хорроров. Лента «В погоне за завтрашним днем» о разводе семейной пары демонстрирует, как этот же автор способен работать с лиричным, мелодраматическим материалом. Проект позиционируется как «поэтическая драма о любви, рассказанная в самом холодном городе мира». Кадры заснеженных, скованных льдом улиц станут ключевой составляющей художественного решения картины и выразят душевное состояние персонажей. Натурные съемки велись в экстремальных условиях: порой температура воздуха опускалась до -58 градусов. Для работы над проектом был приглашен оператор из Москвы — Данила Горюнков. Режиссер хотел, чтобы за визуальное решение отвечал человек, не привыкший к местному зимнему пейзажу и способный запечатлеть его свежим взглядом: «Для него весь этот холод и туман стали открытием. А для нас эти деревья в инее уже обычное дело». Картину планируют завершить к началу июня.
Дмитрий Давыдов вслед за мистической драмой «Пугало» (победившей на Кинотавре) бросает себе творческий вызов: он собирается рассказать грустную историю «о потерянном времени и уходящей молодости» под хулиганский саундтрек якутского рок-н-ролла. Главный герой трагикомедии «Эдэр Саас» / «Молодость» спустя долгие годы возвращается из города в родную деревню — к уже заколоченному дому родителей. Картина позиционируется как «жанровый эксперимент в скандинавском духе» — среди референсов присутствует лента «Песни со второго этажа» Роя Андерссона. Создатели считают, что жанр музыкальной трагикомедии заключает в себе «широкий зрительский потенциал».
Наконец, Степан Бурнашев и Дмитрий Давыдов общими усилиями поставили альманах «Ыт», который рассказывает «семь деревенских историй о добрых и злых соседях». Это не первая их совместная работа – ранее Бурнашев не раз выступал режиссером монтажа на проектах Давыдова. Теперь же оба автора заявлены в качестве постановщиков одной ленты. Несомненно, кроссовер двух наиболее медийных якутских режиссеров 2020 года – удачный маркетинговый ход, вне зависимости от того, было это намеренным или спонтанным решением.
В основном, бюджеты фильмов варьировались в диапазоне от 3 до 5 млн рублей. По словам Олега Иванова, в прошлом году глава Якутии принял решение выделять 80 млн рублей ежегодно на поддержку кинематографа. По причине пандемии в 2020 из этих денег было распределено только 20 млн
Из 8 представленных работ 7 были сделаны независимыми продюсерами, одна — при участии государственной кинокомпании Сахафильм и частной студии Хики Филмз. Исторический блокбастер «Холодное золото» представила продюсер Сардана Саввина. Она охарактеризовала проект как истерн с якутским колоритом. Сюжет ленты, основанной на реальных событиях, развернется в годы Второй мировой войны и расскажет о противостоянии между группой чекистов и бандой местных головорезов. В команде фильма встречаются уже известные по российским фестивалям имена. Режиссером выступил Петр Хикки – его дебют, хоррор «Проклятый хомус», вошел в программу 41 ММКФ 2019 года. Над сценарием работала Любовь Борисова – в том же году ее лента «Надо мною солнце не садится» была показана на основном конкурсе ММКФ и получила Приз зрительских симпатий.
По итогам презентации сложилось впечатление, что якутская кинематография смогла сформировать определенное «медийное ядро»: в республике уже есть ряд имен, известных за ее пределами и придающих дополнительную ценность продвигаемым проектам. Не случайно Сардана Саввина, представляя «Холодное золото», подчеркнула, что оператор картины постоянно работает с Дмитрием Давыдовым. Имя Любови Борисовой в качестве сценариста, равно как и трейлер картины, помогает столичным байерам точнее оценить уровень проекта и составить о нем предварительное суждение. Совместный проект режиссеров-победителей прошлогодних Кинотавра и Окна в Европу уже привлекает внимание одним фактом своего существования - кстати, в трейлере это подчеркивается. Их предстоящие сольные фильмы непохожи на те, что принесли им всероссийскую известность: это вызывают любопытство - какие они, Дмитрий Давыдов и Степан Бурнашев, в иных жанрах?
Судя по тем упоминаниям, которые спикеры делали в процессе своих выступлений, по отсылкам и примечаниям на их промо-материалах, якутская киноиндустрия правильно распоряжается фестивальными успехами последних лет, умело создает инфоповоды, интригует аудиторию, а значит – движется в нужном направлении.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса