Международный питчинг MIPFormats: в поисках зрительской любви
6 и 7 апреля, перед стартом Международного рынка телевизионного контента MIPTV, традиционно прошел рынок-спутник MIPFormats – для всех, кто заинтересован в телевизионных креативных форматах. Главным событием субботы, 6 апреля, стал Международный питчинг MIPFormats, победитель которого получил финансовую поддержку от компании La Fabrique des Formats и банка Natixis.
Авторитетное жюри оценило 6 финалистов, которые приняли участие в очной защите и представили свои форматы. Питчинг нескриптованных развлекательных форматов ставит целью найти свежие идеи. Наибольшее внимание уделяется качеству контента и его креативности. Поэтому участникам пришлось максимально оригинально подойти к презентации своих проектов.
Финалисты питчинга представляли разные страны и культуры, и это сильно отразилось на содержании и целях проектов, объединяло их лишь стремление максимально вовлечь зрителей в шоу или вывести на эмоции.
В состав жюри вошли: Джо Уоллес, выпускающий редактор BBC; Тьерри Вентурас, глава отдела развлекательных шоу Radio Television Suisse; Джина МакКарти, вице-президент Lifetime Unscripted и глава отдела программирования A+E Networks; Крейгг Орр, вице-президент MTV International; Франсуа Трон, генеральный менеджер по контенту RTBF.
Победу присудили проекту «Change my mind», который представляли Кристи Фуллер и Эми Паркс - генеральный директор и продюсер компании 1440 Productions. В рамках телевизионного шоу планируется выполнить амбициозную, практически нерешаемую задачу – изменить убеждения и мнение человека по тому или иному вопросу всего за 48 часов. Можно сказать, что «миссия невыполнима», но создатели шоу считают иначе. В качестве участников предлагают ввести детей с уже сформировавшейся жизненной позицией и взрослых людей, устоявшиеся взгляды которых требуется изменить по правилам проекта. Отношение к гендерному равенству, вегетарианству, ношению оружия – перечень тем для передач неисчерпаем.
«В некоторых эпизодах мы будем возвращаться к тем героям, которые изменили свои убеждения, через полгода. Необходимо проверить, насколько серьезны и правдивы они были в своих поступках. Мы поговорим с ними и семьями о переменах, которые произошли в их жизни с момента принятия важного решения по изменению своих убеждений», - ответила Кристи Фуллер на волнующий всех вопрос о том, что же будет с героями, поменявшими свои взгляды.
По решению комиссии финансовую поддержку получил еще один представленный формат, который решили не оставить без внимания – «The Van». Тьяго Суарес, автор идеи, и Витор Маркес, его ассистент, оказались настолько убедительны, что будущий проект получил одобрение, даже несмотря на то, что реалити-шоу – формат достаточно традиционный.
«Наш проект – не просто реалити-шоу, это – реалити-шоу в движении!» - говорит Витор Маркес, и он прав. За пятью участниками шоу ведется постоянное наблюдение 24/7, но они не заперты в четырех стенах, как в небезызвестном шоу «Большой брат», а находятся в постоянном движении внутри небольшого фургона. В течение месяца они должны в прямом смысле слова скрываться от зрителей, которые могут вычислить их местоположение. Чем больше человек нажмут кнопку на капоте машины – тем меньше окажется финальный денежный приз. Каждый зритель не является сторонним наблюдателем, а может внести изменения в ход игры, - в этом и заключается «соль» проекта.
По признанию Витора Маркеса, идея для шоу пришла неожиданно, когда они с Тьяго Суаресом путешествовали на фургоне: «С Тьяго мы давно дружим и какое-то время путешествовали, наблюдали в дороге за людьми, их привычками, особенностями. А потом он вдруг озвучил идею – а что если собрать в фургоне 5 абсолютно разных незнакомцев, которые будут не просто делить друг с другом территорию небольшого фургона, но и пытаться выиграть приз, избегая при этом других людей, которые попытаются им помешать».
Зрительские симпатии оказались на стороне проекта «The wall project», который соединяет в себе стрит-арт и благие намерения. Это своего рода конкурс среди талантливых уличных художников, который будет рушить стены между творцом и публикой. В то же время на ничем не примечательных стенах домов будут создаваться настоящие произведения искусства. Основная цель шоу – с помощью граффити изменить внешний вид здания, делая его достопримечательностью не только для туристов, но и для местных жителей. А зрители будут выбирать победителя не голосами, а фотографиями, отмеченными геолокациями, в социальных сетях.
Нилуфер Куел, соучредитель и директор Lusid Dream Entertainment, которая представляла «The wall project», рассказала о его важности и перспективности: «В проекте будут задействованы мировые звезды, поэтому он может привлечь аудиторию во всех странах и разных возрастов, включая молодых зрителей, которые не привыкли смотреть телевизионные передачи. Важность программы не только в этом. Создавая внушительные художественные проекты, мы сможем менять историю мест, сближать людей. Проект может стать событием мирового масштаба».
В каждом сезоне шоу планируется 7 эпизодов, среди участников – 8 художников и 4 знаменитости, которые будут вести их к финалу.
Большое обсуждение среди жюри вызвало шоу «Remember me», которое необычным способом предлагает почтить память умершего родственника. В финале каждого выпуска участник проекта поет песню с голограммой своего родного человека, ушедшего в мир иной. Формат оригинальный, но, по признанию большинства членов жюри, достаточно необычный и непривычный.
«Герой программы пишет эссе об умершем родственнике, - рассказывает о новом формате шоу Чжан Бин, директор Shanghai Hey U Media. - помощью известного певца письмо адаптируют в текст популярной песни. Техническая команда делает голограмму родственника по фотографиям и запись песни по голосовым сообщениям. Из этого складывается финальное выступление».
Должен ли финальный номер вызывать грустные эмоции у зрителей или радость у близких людей умершего человека? В формат развлекательного шоу это совсем не вписывается.
В век онлайн-знакомств и гиперпопулярности приложения Tinder «The love experiment», представленный продюсером Ребеккой Барри и директором Media Stockade Шинед МакДевитт, точно найдет свою аудиторию. Двух незнакомцев оставляют в комнате наедине и они отвечают на 36 вопросов, которые могут заставить их влюбиться друг в друга.
«Не так давно я рассталась с парнем, с которым была вместе 7 лет, - признается в своем выступлении Шинед МакДевитт. – После нескольких неудачных попыток знакомства онлайн я была расстроена и не могла понять - куда же испарилась настоящее человеческое общение? Ведь должен же быть какой-то другой путь найти любимого человека. Тогда я и открыла для себя психологический эксперимент доктора Артура Арона, который состоял из 36 вопросов, заданных друг другу двумя незнакомцами в течение 45 минут».
Но и у заведомо популярного шоу есть свои минусы. И главный – креативности здесь не много: шоу формата свиданий уже было на телевидении достаточно. Заявленные 36 вопросов от выпуска к выпуску не будут меняться. Скорее всего, данный факт будет напрямую влиять на количество постоянных зрителей.
Проект «Thanks for watching», представленный Ициар Базтаррика, международным контент-менеджером Grupc Secuoya, вызвал сомнения по поводу его актуальности на телевидении. Идея шоу заключается в том, что 10 участников будут выполнять 6 челленджей от известных youtube-блогеров. Победителя ждет награда – запись вирусного видео со звездным блогером. Член жюри Джо Уоллес справедливо поинтересовалась о целесообразности проекта на телевидении, учитывая наличие того же самого контента на канале Youtube.
«Наше шоу превращает популярные челленджи на Youtube, которые отлично работают в сети, в гигантское реалити, - ответила Ициар Базтаррика. – Это уже не просто игра-вызов, а нечто большее».
Питчинг форматов из года в год стремится представить на международной арене самые инновационные и многообещающие форматы, обладающие наибольшим потенциалом и способные выйти на международные рынки. В конечном итоге успешность телевизионного шоу все равно определяет зритель. То, что в этом году участники питчинга сделали в своих проектах ставку на вовлеченность аудитории, интерактивность и эмоциональность жанров, о многом говорит. Современный зритель перестает быть сторонним наблюдателем, он желает стать участником процесса или, по крайней мере, чувствовать свою сопричастность.
MIPFormats ежегодно собирает ведущих мировых продюсеров, сценаристов, покупателей контента и дистрибьюторов, в этот раз рынок форматов объединил 850 участников из 251 компании и 340 байеров со всего мира.