В кругу друзей: Как инициативы власти консолидируют киносообщество
В рамках проходящих в Сочи 103 Кинорынка и фестиваля «Кинотавр» прошел, ставший уже традиционным, деловой завтрак компании «Невафильм». Основная тема встречи – обсуждение инициатив регулирования российской киноотрасли, а сверхидеей стала необходимость консолидации киносообщества для самостоятельного определения путей успешного развития киноиндустрии. По традиции модератором мероприятия выступил Олег Березин.
Формальным поводом для разговора стали многочисленные инициативы чиновников Министерства культуры, одна «чудесатее» другой, в том числе квотирование, дополнительный сбор в 5 миллионов рублей с кинофильмов, выходящих в российский кинотеатральный прокат, и совсем свежий почин – ограничение доли сеансов одного фильма в кинотеатре до 35%.
Новации столь взбудоражили рынок, что на мероприятие пришло небывалое число посетителей. На деловом завтраке обсудили большое количество проблем и болевых точек российской киноотрасли – от распределения дат релизов и давления дистрибьюторов на кинотеатры при росписи крупных проектов до возрастных ограничений и прокатных удостоверений.
Олег Березин начал свое выступление с небольшой справки по истории развития кинематографических профессиональных объединений в России и далее передал слово представителям различных сегментов российской кинематографии («стейкхолдеров» по определению Олега Березина): Алексей Рязанцев представлял крупных дистрибьюторов; Сергей Сельянов, присутствовавший на рынке заочно, студии-лидеры; Елена Костюкович небольшие кинотеатры; Анастасия Сергеева независимых дистрибьюторов; Владислав Пастернак независимых продюсеров; а Ольга Зинякова крупные кинотеатральные сети. Жоэль Шапрон в конце мероприятия сказал несколько слов о том, как своеобразно трактуют французский опыт в российском Минкульте.
По некоторым проблемам позиции участников были близки, по другим не очень, но стороны продемонстрировали свое желание договариваться. Например, когда зашла речь о распределении дат релизов, все сошлись на том, что необходимо договариваться заранее, минимум за три месяца, для того, чтобы качественно выпустить фильм в прокат. При этом Елена Костюкович призвала дистрибьюторов при росписи ослабить давление на малые и муниципальные кинотеатры, занимающиеся кроме кинопроката еще и другой деятельностью.
Сергей Сельянов, с которым организаторы записали видеоинтервью, пояснил свое отношение к предложению Минкульта ввести сбор в 5 миллионов. Продюсер сказал, что изначально это была его идея, состоявшая в том, чтобы очистить российский прокат от «мусора». Сбор предполагалось вводить только для релизов, выходящих в прокат тиражом более 200 копий, что не затронуло бы фестивальное кино. В трансформированном виде, когда обязанность платить возникает у всех, Сельянов инициативу не одобряет.
Алексей Рязанцев поддержал Сергея Сельянова, сказав, что вопреки общему мнению, для дистрибьюторов проектов крупных голливудских студий эта мера вовсе не безболезненна. В случае, если сбор в 5 миллионов за прокат одного фильма будет принят, расходы в год у дистрибьюторов мейджоров могут увеличиться более чем на $2 млн. Реакция студий может быть очень резкой, вплоть до объявления моратория на прокат своих картин в России на несколько месяцев. Такое развитие событий очень больно ударит по кинопоказчикам.
Анастасия Сергеева указала, что, если закон будет принят, большинство независимых дистрибьюторов прекратят свое существование, это ударит по всей отрасли, серьезно сократит жанровое и репертуарное разнообразие. Присоединившийся к дискуссии Матвей Ромодановский добавил, что первые ростки регионального кино, про развитие которого так много говорилось в последнее время, тоже оказались под угрозой. Программный директор кинорынка Екатерина Бордачева согласна с негативной оценкой экспертов инициативы Минкульта, однако предложила дистрибьюторам задуматься о качестве фильмов, выходящих в прокат.
Не будем останавливаться на подробном изложении речей всех участников, лучше всего ознакомиться с мероприятием, посмотрев запись.
Олег Березин: «Деловой завтрак «Невафильм» – это прямой внутрирыночный диалог, так как общаться посредством официальных писем или через СМИ занятие не самое продуктивное. Киносообщество наконец начинает понимать, что если ничего не делать, то правила игры будут придуманы за нас. Тренд последнего времени – потрясающая активность чиновников, эффективных менеджеров от кино, считающих, что только они знают, как все нужно устроить, как нужно жить. По их мнению, киносообщество не думает о государственных задачах, мешает зрителям, желающим смотреть российское кино. На самом деле, давно известно, что зрителю не важно, российское кино или нет, он хочет хорошее кино.
А деньги, за которые радеют чиновники, вовсе не абстрактные государственные, а налогоплательщиков, и мы имеем право влиять на их распределение, и будем влиять. Важно, что объединение не против кого-то, а за развитие, за рост российской киноотрасли такой, какую мы желаем оставить своим детям. За последние несколько месяцев, благодаря в том числе и инициативам власти, появилось движение снизу в сторону консолидации, определения актуальных проблем и методов их решения.
Например, встречи собственников кинотеатров, на которых мы обсуждаем вопросы давления мейджоров по росписи, привлечения зрителей в кинотеатры, потребительского экстремизма и конкуренции между кинотеатрами. Мы выделили проблемы, определили цели и наметили первые шаги по их решению.
Наблюдается, если не объединение, то диалог и в других «стейкхолдерах». Собираются и обсуждают общие проблемы независимые дистрибьюторы. Важно теперь сделать так, чтобы представители разных сегментов слушали и слышали друг друга. Понимали проблемы и задачи другой стороны».
Жоэль Шапрон: «Во-первых, во Франции невозможна ситуация, когда какое-либо ведомство публично объявляет об инициативе без согласования с профессиональным сообществом и внутренних согласований с другими ведомствами. То есть сначала идет обсуждение в профессиональных кругах, затем с другими ведомствами проверяется юридическая возможность принятия закона, и только затем публичное объявление. Во-вторых, во Франции уже довольно давно существует такой институт, как омбудсмен. Когда у сторон возникают разногласия, они идут к нему и после того, как все выскажутся, омбудсмен принимает решение, юридически обязательное для исполнения. Каждый год издается отчет, чтобы все игроки рынка видели, какие могут быть проблемы. Но чаще всего проблемы даже не доходят до омбудсмена, а решаются за столом переговоров.
Если говорить об отличиях в регулировании, то их очень много. Во Франции нет «расчистки дат». Наша система настроена таким образом, чтобы отрегулировать рынок, но не так, как его многие понимают, не в пользу французского кино, а в пользу разнообразия. В России выходит в прокат около 400 картин, но они выходят только в Санкт-Петербурге и Москве, а у нас 700 по всей Франции. Ограничение в 30% сеансов направлено не в пользу французского кино, а на то, чтобы мультиплексы показывали как можно больше фильмов. У нас нет такой протекционистской меры, как большой сбор за прокатное удостоверение. Сбор един для всех и составляет 0,82 евро за минуту фильма, за двухчасовую картину сбор составляет 98 евро. Чиновники российского Министерства культуры ссылаются на «французский опыт», но такой, который к Франции не имеет никакого отношения.
Во Франции существует множество профессиональных гильдий внутри киносообщества. Гильдии сначала обсуждают проект решения внутри, затем передают в СNC, чтобы это стало законом, например. Представители СNC участвуют в обсуждениях, могут высказать свое экспертное мнение, напоминают правила игры, говорят, возможно или невозможно то или иное решение юридически, но не вмешиваются».
Деловой завтрак компании «Невафильм» наглядно продемонстрировал новый тренд в развитии киноотрасли – потребность в саморегулировании, желание отстроиться от инициатив государственных чиновников, которые под лозунгами поддержки российского кино решают свои внутренние задачи, зачастую довольно далекие от интересов как киноиндустрии, так и зрителей, а иногда и попросту им противоречащие.
По обещанию организаторов доброе дело развития отрасли руками профессионалов будет продолжено 18 сентября 2017 года. В Санкт-Петербурге планируется провести стратегическую сессию по формированию дорожной карты развития российской кинематографиии Форсайт-Кино на период до 2025 года, профессионалов приглашают присоединиться к участию в экспертных группах.