Кинорынок в Торонто: Международные продажи
20 сентября 2015 года завершился 40-й Международный кинофестиваль в Торонто (Toronto International Film Festival). Помимо фестивальных показов в рамках смотра для профессионалов индустрии традиционно организуется обширная деловая программа, ядром которой является кинорынок.
По итогам кинорынка на различные территории были проданы права на показ 36 фильмов. Так, дистрибьюторами на территории США обзавелись такие картины, как «Аномализа» / «Anomalisa» (Paramount), «Всевидящее око» / «Eye in the Sky» (Bleecker Street), «Заброшенный» / «Forsaken» (Momentum Pictures), «В лесу» / «Into the Forest» (A24), «Ма Ма» / «ma ma» (Oscilloscope), «Мистер Правильный» / «Mr. Right» (Focus), «Программа» / «The Program» (Momentum) и «Песня заката» / «Sunset Song» (Magnolia).
Количество зарегистрированных участников деловой программы Industry Office в этом году составило 5,450 человек из 80 стран, что на 7% превышает аналогичный показатель 2014 года. Среди территорий, рост делегатов от которых оказался наиболее значительным, оказались Африка (прирост 33%), Европа (25%) и Австралия и Новая Зеландия (13%).
Как отмечает арт-директор кинофестиваля в Торонто Кэмерон Бейли: «С точки зрения продаж этот год выдался для фестиваля невероятным! Именно благодаря сильной деловой программе сюда съезжаются байеры со всего мира. Каждый год TIFF Industry Office обеспечивает профессионалов киноиндустрии, заинтересованных в заключении сделок, беспрецедентными возможностями для реализации своих целей и расширения бизнеса. Это способствует тому, что год от года количество участников деловой программы растет».
«Кинофестиваль в Торонто примечателен тем, что здесь просто удивительная публика с очень точным «радаром» для определения картин с наибольшим потенциалом как в коммерческом смысле, так и с точки зрения интереса со стороны различных премий. Это делает ленты, представленные здесь, интересными для международных байеров. В этом году заключен рад сделок – на разные территории проданы несколько очень сильных независимых фильмов, не говоря уже о пресейлах», - отмечает Кэтлин Драмм, директор деловой программы Industry Office.
Другого мнения придерживается Screen – как отмечает издание, в нынешнем году на фестиваль в Торонто привезли большое количество престижных проектов, которые уже обзавелись дистрибьюторами, поэтому сделок на кинорынке было заключено сравнительно мало, да и те не слишком крупные. Первые дни кинорынка Screen оценивает как откровенно вялые.
Дистрибьюционная компания Bleecker Street заплатила за американские права на британский триллер «Всевидящее око» («Eye in the sky») режиссера «Игры Эндера» Гэвина Худа. Сюжет фильма крутится вокруг военных беспилотников, главные роли в картине сыграли Хелен Миррен, Аарон Пол и Алан Рикман.
Momentum Pictures сделала ставку на вестерн «Заброшенный» с Деми Мур, Кифером и Дональдом Сазерлендами, а также биографическую драму «Программа» («The Program») Стивена Фрирза, повествующую о журналистском расследовании, призванном разоблачить велогонщика Лэса Армстронга в применении допинга.
Тем временем компания Lionsgate предложила купить североамериканские права на новый документальный фильм каннского лауреата Майкла Мура – картину с говорящим названием «Куда бы еще вторгнуться» («Where to Invade Next»), на которую также имеет виды Netflix.
Paramount заинтересовалась «Флоренс Фостер Дженкинс» («Florence Foster Jenkins») Стивена Фрирза с Мерил Стрип в главной роли (проект находится на стадии постпродакшена) после закрытого скрининга для байеров.
EuropaCorp и FilmNation объявили, что будут вместе работать над политическим триллером «Мисс Слоан» («Miss Sloane») с Джессикой Честейн. Проект находится на стадии препродакшена.
Показанный байерам микробюджетный хоррор «Тишина» («Hush») Майкла Флэнегана, режиссера фильма ужасов «Окулус», снискал одобрение, однако предложений по сделкам пока не поступало.
Netflix оказался среди тех, кто интересуется многострадальным документальным фильмом об американской певице Арете Франклин «Amazing Grace». У картины непростая судьба – фильм, снятый Сидни Поллаком еще в 70-х, не был завершен из-за технических проблем. Перед смертью Поллак отдал футэдж продюсеру ленты Алану Эллиоту, который несколько лет доделывал фильм. Однако теперь против выпуска картины выступает сама Франклин, которая настаивает на том, что продюсер использует материал без ее разрешения. Певице удалось добиться судебного запрета на фестивальные показы фильма, однако в Торонто состоялся секретный скрининг картины для байеров.
Компания CAA продвигала в Торонто несколько пакетов, включающих, в числе прочего, находящийся на этапе пост-продакшена шпионский триллер «Раскрытый» («Unlocked») с Нуми Рапас и Орландо Блумом, а также байопик о жизни американского писателя Джерома Сэлинджера «Бунтарь во ржи» («Rebel in The Rye») с Николасом Холтом. Проект находится на этапе написания сценария, а международными продажами картины занимается компания Bloom. Сделка по американской территории, скорее всего, состоится только через несколько недель – после того, как будет объявлен основной каст картины, однако сооснователь Bloom Алекс Уолтон подчеркнул важность присутствия проекта в Торонто, где материал по фильму был представлен профессионалам рынка.
На российском стенде интерес у закупщиков вызвали высокобюджетные проекты на стадии производства – «Викинг» Андрея Кравчука, «Экипаж» Николая Лебедева, «Коловрат» Олега Степченко.
Среди анимационных проектов по-прежнему высоким спросом пользовались полнометражные анимационные фильмы производства компании Wizart Animation, мультсериал и полный метр на стадии производства «Алиса знает, что делать» из пакета Bazelevs Disribution и полнометражный мультфильм «Крякнутые каникулы» анимационной студии «Рим», также находящийся в производстве.
В самом конце кинорынка стало известно, что американская производственная компания STX Entertainment, которая недавно создала собственное прокатное подразделение, покупает через агента по продажам – компанию WME Global, выступающую от лица продюсеров, права на международную дистрибьюцию фильма «Хардкор» Ильи Найшуллера. Если сделка состоится (сумма по неподтвержденным пока данным составляет $10 миллионов), это будет самая большая продажа кинорынка в Торонто.