Кинорынок в Торонто: Одна из важнейших площадок по продвижению российского кино
С 10 по 18 сентября 2015 года на кинорынке Международного кинофестиваля в Торонто (TIFF) российский кинематограф был представлен на объединенном стенде RUSSIAN CINEMA. Организаторами стенда выступили Фонд кино при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в сотрудничестве с компанией РОСКИНО. К участию в кинорынке в рамках объединенного стенда RUSSIAN CINEMA было заявлено 43 российских картины.
Третий год подряд на одном из ключевых мировых кинорынков открывается стенд RUSSIAN CINEMA. Второй раз, вслед за Каннами, RUSSIAN CINEMA работает в сотрудничестве с РОСКИНО.
В годовом цикле мероприятий по продвижению российского кино Торонто стоит между Каннами и AFM, поддерживая интерес североамериканских байеров к отечественному кино.
Александра Модестова, глава компании Экспоконтент, выступающей оператором стенда, считает, что для успешного продвижения российского кино на международной арене, нужно присутствовать на всех ключевых мировых кинорынках и мероприятиях: «Только так можно наработать необходимые для этого связи и контакты. Посмотрите на Unifrance: их представительство всегда есть на любом значимом кинособытии, в какой бы точке земного шара оно ни проходило. Ну и, конечно, важна согласованная политика – чтобы в России была выработана единая система международного продвижения и все, кто этим занимается, понимали, что делают общее дело».
Кинофестиваль в Торонто (а в этом году у него юбилей – 40 лет) не менее важное культурное событие для Северной Америки, чем Венецианский кинофестиваль для Европы в период конца лета, начала осени. Венеция всегда зависит от дат проведения фестиваля в Торонто, который в свою очередь «привязан» к Labor Day (первый понедельник сентября). В Торонто проходят североамериканские премьеры фильмов из конкурсных программ, в первую очередь, Венецианского, Каннского и Берлинского фестивалей. А также проводятся премьеры и показы картин, которые становятся основными претендентами на «Оскар» и «Золотой глобус» в текущем году. Можно сказать, что все «умное кино» североамериканской киноиндустрии показывается в первую очередь в Торонто.
Для кинобизнеса это не менее важное событие, потому что фестиваль в Торонто, в отличие от других крупнейших мировых киносмотров – зрительский. Подавляющее число показов фильмов (а их в 16 различных программах более 250) проходит в рамках фестиваля (рыночные скрининги занимают не больше 5-7%). Байеры смотрят, как правило, кино вместе со зрителями и получают бесценную возможность оценить реакцию зала, фактически бесплатную фокус группу. По некупленным фильмам реальный зрительский интерес определяет интерес коммерческий, цена фильма может измениться после показа. А по купленным на ранних стадиях проектам профессионалы оценивают потенциал и корректируют маркетинг выпуска фильма на своей территории.
В этом году на фестиваль был отобран по сути один российский полнометражный фильм - в программу новых картин в жанре экшен, ужасов и фэнтези Midnight Madness вошла картина «Хардкор» режиссера Ильи Найшуллера, продюсера Тимура Бекмамбетова с Данилой Козловским в одной из главных ролей. На TIFF состоялась мировая премьера ленты.
В программе Masters показан новый фильм Александра Сокурова ««Франкофония». Россия в производителях этой картины не числится. Только Франция, Германия и Нидерланды. Но поскольку режиссер российский и язык фильма по преимуществу русский, то мы не можем обойти ее вниманием.
О прокатных перспективах этих картин на Профисинема выйдет отдельный материал.
Кроме того, в короткометражной программе Международного кинофестиваля в Торонто приняла участие короткометражка Марии Гуськовой «Возвращение Эркина», обладатель награды одной из престижных программ Каннского кинофестиваля Cinefondation.
К сожалению, в этом году на кинорынке в Торонто многие компании принимают участие заочно. Однако это не мешает зарубежным закупщикам знакомиться со всеми главными отечественными киноновинками и масштабными проектами на стадии производства.
В рамках работы стенда RUSSIAN CINEMA организаторы общаются с посетителями, интересующимися представленными в каталоге российскими проектами и осуществляют коммуникацию байеров и дистрибьюторов с представителями нужных им российских компаний.
Фильмы, отобранные компаниями для представления на рынке в приоритетном порядке, вошли в каталог RUSSIAN CINEMA. Основу лайнапа составляют проекты из библиотеки Planeta Inform, Wizart Animation и Russian World Vision.
С точки зрения кинобизнеса, наибольшим потенциалом международных продаж на сегодняшний день обладает российская анимация. Но ситуация меняется и сейчас к анимации добавились фильмы ужасов - не высокобюджетные, но свежие с точки зрения художественных приемов. Так, например, большой энтузиазм в Торонто вызвала картина Ильи Найшуллера «Хардкор», продюсируемая Тимуром Бекмамбетовым. У фильма отличная критика, а фестивальный скрининг продемонстрировал зрительский интерес к картине. Учитывая успех на американском рынке спродюсированного Бекмамбетовым хоррора «Убрать из друзей», повышенное внимание к «Хардкору» вполне закономерно.
С коммерческими фильмами, представленными на стенде, все идет по плану: пресейлы сделаны, за рубежом уже ждут анимацию «Волки и овцы», в Китае - «Викинга», Wizart начал предпродажи «Снежной Королевы 3». Флагман каталога RUSSIAN CINEMA, сформированного для кинорынка в Торонто – фильм Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…». Впервые картина была представлена зарубежным закупщикам в мае на Каннском кинорынке, в рамках стенда RUSSIAN CINEMA. К настоящему моменту права на показ ленты уже проданы в несколько стран, включая Китай, где с августа фильм идет в широком прокате. Также североамериканским покупателям представлены высокобюджетные российские проекты на стадии производства – «Викинг» Андрея Кравчука, «Экипаж» Николая Лебедева, «Коловрат» Олега Степченко и «Мафия» Сарика Андреасяна.
Что касается анимационного контента, у организаторов стенда RUSSIAN CINEMA большие планы относительно участия в рынке MIPCOM в октябре в Каннах.