Форум ко-продукции: Круглый стол «Европейский шанс для России»
В рамках работы первого дня Форума ко-продукции 20 июня 2009 года в зале «Петровский» гостиницы «Националь» состоялся Круглый стол «Европейский шанс для России». Уникальность прошедшего мероприятия состояла в том, что в одном месте собрались представители ведущих Европейских рынков ко-продукции. Они были готовы познакомить российских продюсеров со специальными программами, помогающими найти партнеров для совместного производства. Модерировала дискуссию директор Софийских встреч (Болгария) Мира Сталева.
Во время Круглого стола «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения», который открыл работу Форума ко-продукции, несколько раз поднималась проблема того, что зачастую продюсеры из разных стран не могут найти общий язык, договориться о совершенно элементарных вещах в силу того, что их профессиональный уровень очень разнится. С 1989 года в Европе существуют специальные обучающие программы для продюсеров. О некоторых из них рассказал исполнительный директор компании European Audiovisual Enterpreneurs (EAVE) Алан Фонтейн.
Когда страны Европы объединились в Европейский Союз, возникла программа «Media», ставшая для продюсеров своеобразной мастерской. Она предполагала достаточно длительное обучение. Постепенно возникли более краткосрочные программы: на три недели и на четыре дня. Последняя представляет собой курс по эффективному маркетингу. Существует программа – форум по кинофинансированию, в рамках которой продюсерам объясняются аспекты финансирования кинопроизводства в Европе. В течение последних трех лет компания EAVE решила сменить политику и начать работу за пределами Европейского Союза. Так возникли программы для арабских и азиатских продюсеров. Сейчас компания EAVE преследует цель объединить продюсеров из разных стран. Выделяются стипендии для продюсеров, которые могут приехать на программу со своим собственным проектом или без него. В рамках трехнедельной программы EAVE Producers Workshop, продюсеры получают знания во всех необходимых областях: с ними говорят о развитии проекта, о финансировании, о маркетинге, питчингах, юридических аспектах и так далее. Кульминацией трехнедельного курса становится приезд «людей с деньгами» - дистрибьюторов, инвесторов и пр., которые общаются с продюсерами, знакомятся с их проектами и отбирают сорок-пятьдесят человек для дальнейшей работы. Смысл участия в EAVE Producers Workshop состоит в развитии проекта, восполнении лакун в знаниях и, наверное, самое главное – в коммуникациях. По окончании программы образуется целая сеть партнеров, проверенных людей, с которыми можно легко сотрудничать в будущем. Программа «Media International» была организована компанией EAVE специально для налаживания сотрудничества между странами Европы и других частей света.
Мартина Блайс представила Рынок ко-продукции, проходящий во время Берлинале. Цель этого мероприятия состоит не столько в знакомстве продюсеров друг с другом, сколько в предоставлении информации об источниках финансирования в разных странах, о существующих в Европе ресурсах. «Где-то проект могут снять за четыре недели, где-то это просто невозможно» - рассказала Мартина Блайс и, тем самым, подчеркнула важность данных, которые продюсеры могут получить на Берлинском Рынке ко-продукции, существующем уже шесть лет. Ежегодно в нем принимают участие четыреста пятьдесят-пятьсот проектов, тридцать пять из которых отбираются для реализации. В Берлинском Рынке ко-продукции некогда участвовали продюсеры российских картин «Солнце» Александра Сокурова, «Монгол» Сергея Бодрова. «Они смогли найти партнеров. Для российских проектов это большое достижение» - сказала Мартина Блайс. Берлинский рынок ко-продукции сотрудничает с другими подобными организациями, в частности с Синемартом, организуемым во время Роттердамского фестиваля. На Берлинском Рынке ко-продукции обсуждаются высокобюджетные проекты, в то время как Синемарт больше ориентирован на авторское кино бюджетом от $100 тыс. до $5млн. На Берлинале также работает Кампус – обучающая программа для ограниченного числа продюсеров. По результатам пребывания в Кампусе образовываются связи и крепкие партнерские отношения. Срок подачи заявок на участие в следующем Берлинском рынке ко-продукции истекает 21 октября 2009 года.
Симона Бауманн рассказала о Рынке копродукции в Коттбусе, который ориентируется на кино Восточной Европы. За пять лет мероприятие обрело формат питчингов. До 24 июля 2009 года можно подать заявку на ближайший Рынок ко-продукции в Коттбусе, имея длинный синопсис или сценарий картины. Обычно в программе участвует сорок-шестьдесят проектов, из которых отбирается двенадцать лучших. На Рынок ко-продукции в Коттбусе приезжает множество людей из различных фондов, представители телеканалов, дистрибьюторы. Существует также специальная стипендиальная программа. По словам Симоны Бауманн, Рынок ко-продукции в Коттбусе очень заинтересован в проектах из России. Для участия в коттбусовском питчинге приглашаются двое: продюсер и режиссер (или сценарист).
Эстонскую программу Baltic Event, приглашающую к сотрудничеству продюсеров из России и стран Восточной Европы, представила Риина Сильдос. Она сообщила, что в Эстонии ежегодно снимается от четырех до восьми фильмов, и почти все из них – результат ко-продукции. По ее словам, Прибалтика очень заинтересована в совместном производстве с Россией. Программа Baltic event, проходящая в начале декабря, может стать платформой для будущего сотрудничества. Через тренинги развиваются проекты, завязываются контакты, находятся инвесторы и приходит понимание, в правильном ли бизнесе оказался участник программы.
Стефан Китанов рассказал о Софийском Международном кинофестивале, в рамках которого существуют специальные программы для дебютантов и тех, кто создает свою вторую картину. Победителями кинофестиваля становились такие российские фильмы как «Бумажный солдат» Алексей Германа младшего и «Русалка» Анны Меликян. В этом году Софийский Международный кинофестиваль установил связи с кинофестивалем в Сараево. В задачи мероприятия, поддерживаемого программой «Media International», входит укрепление сотрудничества между различными странами.
В Европе существуют специальные программы не только для продюсеров, но и для сценаристов и режиссеров. Одна из них – Туринская кинолаборатория (Италия), о которой подробно рассказал Мэттью Даррас. Круглый год программа поддерживает дебютантов и режиссеров второго фильма с самого начала работы над проектом – с момента написания сценария и начала съемок. Выделяются гранты суммой от пятисот до двух тысяч евро. Изначально Туринская кинолаборатория была задумана как специальная программа для сценаристов, длящаяся десять месяцев. Ежегодно для участия в ней отбирается около двадцати проектов. Сценаристы работают в группах. По итогам программы обычно бывает написан первый вариант сценария, который презентуется во время Туринского фестиваля, проходящего в ноябре.
Анна Качко, выпускница программы EAVE Producers Workshop, отметила, что продюсерам, заинтересовавшимся открывающимися перед ними возможностями, должны четко понимать, что все обучающие программы и Рынки ко-продукции очень разные и работают каждый в своем направлении. Прежде чем, подавать заявку на участие, нужно представлять, какую пользу продюсеры хотят из этого извлечь. Безусловно, самое главное, что приобретается по результатам участия в той или иной программе, – это связи.
Первый Форум ко-продукции, состоявшийся 20 июня 2009 года, безусловно, очень важен для развития российской киноиндустрии, так как открывает диалог между участниками кинопроцесса разных стран. Вместе с тем следует отметить, что первый масштабный опыт общения обнаружил неготовность большинства российских продюсеров, присутствовавших на форуме, к адекватной оценке перспектив и преимуществ механизма совместного производства. Между спикерами и гостями Форума возникло некоторое недопонимание. Первые ждали конкретных вопросов о возможностях ко-продукции, вторые – мастер-класса. В полной мере не случилось ни того, ни другого.
Так или иначе, значим и подобный результат. Что будет дальше – покажут новые дискуссии и Круглые столы на данную тему.