Торжество технологий и политики: завершился кинофестиваль Сандэнс
30 января закончился фестиваль независимого кино Сандэнс. По его итогам вполне можно сделать выводы о том, что он постепенно отбирает звание «главного по политике» у Берлинале. Его призеры имеют отношение к актуальным проблемам не только Америки, но и мира. Отметили наградами и все участвовавшие в программах фильмы, связанные с ситуацией в России и в Украине.
Показы Сандэнса в этом году в связи с пандемией и распространением омикрона проходили не в традиционном доме фестиваля Парк-Сити, штат Юта, а почти исключительно онлайн (фильмы в рамках трехдневной программы Satellite Screens можно было посмотреть и в некоторых артхаусных заведениях в других штатах). Также на специальной виртуальной платформе можно было не только увидеть проекты экспериментального раздела New Frontier (для этого была нужна специальная гарнитура), но и создать себе аватар, общаться в чатах с коллегами и социализироваться онлайн, попытаться испытать некий коллективный опыт виртуального посещения фестиваля.
Победители — те, кто получил Гран-при жюри в четырех основных конкурсных программах. В Американской драме лучшей была признана «Няня» Някиту Джусу, мистическая драма о мигрантке из Сенегала, которая работает на богатую белую пару в Нью-Йорке и видит призраков, по сути история о колониальном отношении истеблишмента к прибывшим из стран третьего мира нянькам, уборщикам, консьержам, обслуживющим истеблишмент. В Американском доке Гран-при ушел «Изгнанникам» Вайолет Коламбус и Бена Кляйна о политэмигрантах из Китая.
В Мировой драме победила картина бразильца Алехандро Гризи «Утама» об умирании коренных культур в современном мире, а в Мировом доке — «Всё, что дышит» индийца Шонака Сена о братьях из Дели, пытающихся спасти пару птиц из множества тех, что буквально падают с неба в этом городе с ужасающими экологическими проблемами.
Среди других призеров «мировых» программ, в частности — «Территория» Алекса Прица о борьбе коренных жителей Бразилии за свою землю с большим бизнесом (этот же фильм получил и приз зрительских симпатий Мирового дока). В Американском доке наградами отмечены «Афтершок» Полы Эйселт и Тони Льюис Ли и «Потомок» Маргарет Браун, посвященные проблемам расизма в Соединенных Штатах. И это проистекает не из желания фестиваля выделить и отметить наградами важные с общественной точки зрения и с позиции сегодняшнего момента фильмы. Это значит лишь, что такого рода кино много в программе, было из чего выбирать.
Наградами были отмечены и оба участвовавшие в конкурсах фильма, связанные с событиями в Украине. В Мировом доке показывали «Дом из обломков» датчанина Симона Леренга Вильмонта — кино совместного производства Дании, Финляндии, Швеции и Украины рассказывает о жизни в Лисичанском центре социально-психологической реабилитации детей недалеко от линии фронта на Востоке Украины. А в Мировой драме — «Клондайк» Марины Эр Горбач, фильм совместного производства Украины и Турции о муже и жене, живущих в Донецкой области неподалеку от границы с Россией и очень по-разному относящихся к тому, как стоит жить дальше. Оба этих фильма получили награды за режиссуру в своих конкурсах. Между прочим, у «Клондайка» уже великолепно складывается фестивальная судьба — его европейская премьера скоро состоится в программе Панорама Берлинского кинофестиваля.
Кроме того, включенный в программу уже во время фестиваля документальный «Навальный» канадца Даниэля Роэра, ставший фильмом-сюрпризом Американского дока, выиграл не только приз зрительских симпатий конкретно в этом конкурсе, но и награду Festival Favorite Award, определяющую главный фильм всего Сандэнса с точки зрения публики (в этом году аудитория голосовала онлайн).
Ну и о фильмах, которые можно будет увидеть в России. Пока известно о покупке в наш прокат драмы «Двойная» Райли Стернса с Карен Гиллан («Стражи галактики») и Аароном Полом («Во все тяжкие») в ролях, а также двух хорроров из секции Полночь — «Скрежета» финки Ханны Бергхольм и «Не говори никому» датчанина Кристиана Тафдрупа. Но большое количество сделок на фестивале заключалось со стриминговыми сервисами или их партнерскими дистрибьютерами, и купленные ими проекты также могут быть доступны в России.
Интересно, что пока это в основном неигровое кино. У Netflix права на документальную «Трилогию Канье» о Канье Уэсте, на обладателя спецприза в конкурсе американской документалистики «Потомок», созданный компанией Барака и Мишель Обама фильм о последнем корабле с рабами, в середине XIX века прибывшем в Америку. А также на еще один документальный фильм «Крах: дело против Boeing» Рори Кеннеди, громкую премьеру фестиваля о коррупции и обмане внутри компании в связи с безопасностью полетов её самолётов. Apple TV+ купила Cha Cha Real Smooth Купера Рэффа, фильм, получивший приз зрительских симпатий Американской драмы. А сотрудничающая с ней A24 — режиссерский дебют Джесси Айзенеберга «Когда закончишь спасать мир» с Джулианной Мур в главной роли. На Amazon Prime выйдут документальная биография Люсиль Болл и Деси Арназа «Люси и Деси» от Эми Полер и два участника Американской драмы — «ЧП» Кэри Уильямса и «Мастер» Мариамы Диалло, оба о расовых проблемах в США, пусть и в разных жанрах («ЧП» это все же комедия). Наконец, у HBO Max (чьи продукты появляются на Амедиатеке) — документальные драмы «Джейн» номинанток на Оскар и Эмми Тии Лессин и Эммы Пилдс (о подпольной группе активисток, помогавшей женщинам с абортами в Чикаго конца 60 годов прошлого века), «Принцесса» Эда Перкинса (о Леди Ди) и «Свободу Чхоль Су Ли» Джули Ха и Юджина И (о паназиатском активизме в США и одной из самых известных судебных ошибок).
Кинофестиваль независимого кино Сандэнс проходил онлайн с 20 по 30 января. Полный список призеров и церемонию их объявления можно посмотреть на сайте фестиваля.