Питчинг сериалов на 32 Кинотавре: голод на оригинальные, аутентичные проекты
19 сентября в рамках деловой программы 32 Открытого российского фестиваля Кинотавр прошел во второй раз питчинг сериалов. В этом году было подано 700 заявок, в шорт-лист попали 10 проектов. Жюри, в которое вошли топ-менеджеры ведущих российских онлайн-платформ, победителем выбрало мистический проект «Станция» автора Виктории Зуевой.
Оценивали представленные проекты, как и в прошлый раз, те, кто сможет стать потенциальными заказчиками: в жюри питчинга сериальных проектов вошли креативный директор ivi originals Илья Бурец, креативный продюсер НМГ студия Жора Крыжовников, заместитель генерального директора видеоплатформы Premier Макар Кожухов, генеральный директор МТС медиа / онлайн-кинотеатра Kion Игорь Мишин, шоураннер Яндекс.студия Александра Ремизова, продюсер и шоураннер видеосервиса Start Ирина Сосновая, генеральный продюсер мультимедийного сервиса OKKO Джаник Файзиев.
Перед объявлением победителя члены жюри посетовали на то, что многие выступления были неподготовленными и невнятными, а проекты «сырыми».
«Многие представленные сегодня проекты опирались на референсы, но стоит запомнить, что референсы — это слабость. Онлайн-платформам как воздух необходимы оригинальные идеи, нам не хватает аутентичных проектов, и мы остро чувствуем этот голод», — подчеркнул Жора Крыжовников.
Проект-победитель «Станция», детективная драма с примесью научной фантастики, оказался наиболее проработанным. Сценарист Виктория Зуева рассказала, что написала историю на один сезон — 8 серий по 52 минуты. К презентации был готов расширенный синопсис, посерийный план и драфт пилота.
По сюжету кризисный психолог Валерия Стрелецкая приезжает на отрезанную от мира научную биологическую станцию в Белом море, где происходят странные и пугающие события. Она расследует исчезновение ученого Даниила Федоровича Фаустова, смерть его ассистента и причины необъяснимого «экспедиционного синдрома», участники экспедиции на судне «Аурелия» становятся заложниками необъяснимых событий. В сериале автор проекта обещает раскрыть главные тайны жизни и смерти. Безусловно, сильной стороной проекта стала не только интригующая мистическая тема, но и тщательная проработка персонажей. «За каждым героем – личные трагедии и потери, которые они мечтали бы стереть из памяти, но им придется пережить их заново», – отметила Зуева на презентации.
Мало кто из питчингующихся хочет снимать серьезные драмы, только с примесью комедии или мистики, или того и другого вместе. Жанровым лидером среди представленных проектов стало драмеди.
В чистом жанре драмы был только один проект – «Модель в хиджабе» автора Сабита Алиева. Сериал на 8 серий по 50 минут рассказывает про 15-летнюю девушку из строгой мусульманской семьи, которой выпадает шанс стать моделью и спасти семью от бедности. Представление проекта сошло на «нет», когда выяснилось, что пилотная серия не написана. «Если у автора нет написанной первой серии – значит, нет ничего. Это самое важное!» – жестко отрезал Жора Крыжовников.
Сразу несколько проектов были посвящены теме отношений и секса. Например, «Секспросвет», который представил Сергей Лагодин. В центре сюжета – 16-летний Максим Королев, ярый активист и комсомолец, который влюблен в Кристину Воронину, она его прямая противоположность. Проект оказался до боли похож на британский сериал «Сексуальное просвещение», третий сезон несколько дней назад вышел на Netflix. Однако автор отмечает, что история помещена в абсолютно другое время и обстоятельства – советскую действительность с запрещённым сексом. Но и этот сюжет не слишком оригинален.
Про секс расскажет и другая комедия автора Светланы Акуневич – «Правда-матка» про девушку Алену, которая молча переносит все невзгоды, избегая любых конфликтов, пока за нее не начинает говорить ее матка. Однако говорящая матка на 12 серий по 23 минуты – это как-то слишком много. Члены жюри справедливо заметили, что такая история тянет скорее на полный метр.
В центре еще одного сериала – девушка с проблемами в личной жизни. Трагикомедия «Лида тупит» (авторы – Михаил Тяжев, Дмитрий Рябиков, Елена Фонфрович) – «это история про Лиду, которая сама не знает, чего хочет, но все от нее чего-то хотят». Сериал рассчитан на 8 серий по 25 минут. В главной роли создатели видят Елизавету Гырдымову, известную как Монеточка. Сама певица уже выказала интерес к проекту. Главным отличием проекта от остальных представленных стала доскональная проработка плейлиста сериала: каждая композиция будет привязана к отдельному персонажу. Среди исполнителей – «Моя Мишель», «Золото», Луна, Sirotkin и другие.
Жанр драмеди оказался у трех проектов – «Лжецы», «Двигатель» и «Список».
Тимур Левченко представил драмеди на 10 серий «Лжецы» (авторы - Тимур Левченко, Зина Иткина). Здесь все оказывается весьма тривиальным: ложь как явление - главный драйвер истории, а в финале всем героям приходится расплачиваться за свой обман.
Проект «Двигатель» на питчинге представил не только один из авторов Савва Минаев (второй автор – Евгений Керов), но и продюсеры Павел Буриан и Максим Дашкин. Он получился достаточно интересным по теме и эстетике: это история об аферисте, который в политически яркое время – начало XX века – хотел остаться вне политики и заниматься предпринимательством и рекламой. Он был вынужден лавировать между интересами белого подполья и большевиками.
«Список» – проект, в котором к жанру драмеди примешивается мистика. Авторы проекта – Трофим Пустильник, Далер Рахимов, Артём Царегородцев, Никита Тамаров – уже работали над такими покорившими Youtube сериалами, как «Кошмары музыкантов» и «Последний рейв». «Мы проверили подход на Youtube – в итоге получили много положительных отзывов о наших проектах, 40 тыс. лайков и 20 млн просмотров», – рассказал Артем Царегородцев.
Сериал «Список» расскажет, как в руки 15-летнего школьника магическим образом попадает список людей, убивших его отца, и тихий подросток начинает расправу над головорезами. Каждая серия – новый кейс, шесть серий – шесть убийств.
На этом мистика не заканчивается: мистическая комедия «667» (автор проекта – Айнур Мубарова) посвящена демону 667 - нелюбимому сыну Вельзевула, который отправляется на Землю и начинает жить среди людей, но сталкивается со множеством проблем. 7 серий (по 25-30 минут) - 7 смертных грехов. По словам Мубаровой, уникальность проекта – в необычном представлении Ада и Рая, сатире на современность в российских реалиях.
Тема пандемии тоже не могла пройти мимо авторов, поэтому среди проектов оказался криминальный детектив «Затмение» Игоря Каграманова и Кирилла Заговорвы. Каграманов рассказал, что события сериала развиваются в 1960-е, когда в Москве происходит вспышка Черной оспы, в борьбу с возможной эпидемией вступает полковник КГБ Шилов, но «нулевого» пациента ему придется искать в глубинах преступного мира. По-видимому, поиски займут 8 серий по 50 минут.
Главный вопрос, который задавали члены жюри авторам проектов – почему они стремятся делать контент именно для онлайн-платформ, а не для телевидения? Участники явно не понимали, что онлайн-площадкам требуется не просто смелая история без цензурных ограничений, а оригинальный проект с драматической глубиной и проблемной темой в серцевине.