Венеция 2021: женщины бегущие, обманывающие, страдающие
Продолжается 78 Международный Венецианский кинофестиваль. На Лидо уже состоялись почти все самые громкие премьеры, из хитов остались разве что внеконкурсные показы очередной части франшизы «Хеллоуин» с Джейми Ли Кёртис и историческая драма Ридли Скотта «Последняя дуэль». ПрофиСинема рассказывает о самом интересном из того, что удалось посмотреть вне основной программы - во втором венецианском конкурсе Горизонты а также в параллельной секции Венецианские дни.
Горизонты
Ночь, женщина спит, ровно и спокойно дышит, звенит будильник, она просыпается, вскакивает и бежит. Весь фильм она будет бежать и пытаться везде успеть — отвести детей соседке-няне, на электричке попасть из дальнего пригорода в центр Парижа на работу в пятизвёздочный отель, где она старшая горничная, дозвониться до бывшего мужа, который не платит алименты и не хочет проводить время с детьми, подать резюме на новую, более престижную и высокооплачиваемую работу, ухитриться не вылететь с работы имеющейся, уговорить пожилую няню забрать детей из школы. Потом снова ночь, а утром забег повторится. Всё это на фоне забастовки транспортников, которая ей осложняет жизнь невероятно — везде успевать получается только если манипулировать окружающими, обманывать их, давая обещания, которые невозможно сдержать.
Это «A Plein Temps» («Полная занятость») французского канадца Эрика Гравеля, второй его полный метр, и синопсис вроде бы не обещал ничего экстраординарного, но это оказалось именно экстраординарное кино. Его хронометраж всего 85 минут, и просмотр убеждает в том, что идиома «на одном дыхании» может быть не фигурой речи, а чем-то вполне буквальным. После просмотра хочется перевести дух, такой грандиозный темп выдержал Гравель. Во многом эта удача — заслуга исполнительницы главной роли Лор Калами, французской актрисы, добившейся международного признания довольно поздно. Лишь к её сорока годам её работа в короткометражке Сесиль Дюкро La Contre-allée принесла ей спецприз жюри Сандэнса за актерское мастерство, а в этом году уже за полный метр, за комедию Каролин Виньяль «Ослик, любовник и я» она получила свой первый Сезар. Её тревожность на безупречных крупных планах в этой гонке со временем и обстоятельствами, её способность стремительно переходить от отчаяния к надежде превращают эту камерную драму в настоящий социальный триллер. Героине трудно не сопереживать, хотя порой она вызывает раздражение, способность Калами сохранять напряжение в фильме, в котором героиня перестилает постели в отеле, а дома готовит детям завтраки, делает эту картину одной из лучших в Горизонтах нынешнего года.
А вот «Il Paradiso del pavone» («Павлиний рай») Лауры Биспури в тех же Горизонтах скорее разочаровал. Его необычный синопсис внушал интерес: семья собирается на день рождения бабушки, но привезённый одной из родственниц в качестве домашнего питомца павлин внезапно влюбляется в нарисованного на ковре голубя. Что становится для собравшихся первым шагом к воспоминаниям о старых обидах и травмах.
Лаура Биспури - итальянская постановщица, обладательница национальной премии Давид ди Донателло, её предыдущие полнометражные фильмы («Клятвенная девственница» и «Дочь моя») попадали в конкурс Берлинале. Также она известна тем, что обожает снимать Альбу Рорвахер. Рорвахер есть и в «Павлиньем раю», и в целом тут хватает итальянских знаменитостей. А в роли бабушки вообще Доминик Санда, звезда 70-х, работавшая с Бертолуччи и Брессоном. Но фильм это не спасает, перед нами самая обычная история запутанных семейных взаимоотношений. Сын именинницы никак не может жениться на матери своего ребёнка. Дочь именинницы разошлась с мужем и родным об этом не говорит, а экс-муж внезапно изъявляет желание посетить праздненство, пока его новая подруга ждёт в машине. Бабушка, наконец, расскажет близким о своих отношениях с домработницей. Но семейное торжество как место и время расковыривания родственных болячек — кажется, эта тема, давно раскрыта примерно в каждой второй инди-драме. Персонажи не запоминаются, мотивации их не всегда ясны, как не ясен и общий смысл всего, что происходит на экране. А перспективная линия голубя и павлина — лишь минутный эпизод, не оправдавший надежд. Как, в общем, и фильм в целом.
Венецианские дни
Джудит (Виржини Эфира) ведёт двойную жизнь. В Париже она вхожа в высшее общество, живет в комфортабельной квартире с любящим мужем-дирижёром и двумя сыновьями. Её работа, как она говорит близким, связана с постоянными разъездами, потому Джудит часто уезжает в командировки. Но на самом деле возвращается в Женеву - тут она располагается явно ниже на социальной лестнице, живёт с другим мужчиной и маленькой дочкой. В какой-то момент эти две жизни случайно пересекутся. Однажды на авансцене появится мать героини (Жаклин Биссет). А в другой раз героиня представится кому-то как Марго. Да! Ведь есть ещё и третий мужчина.
«Madeleine Collins» («Мадлен Коллинз») Антуана Барро, показанная в секции Giornate degli Autori — это прежде всего актриса Виржини Эфира, которая только что блеснула в «Искушении» Пола Верховена, а здесь у неё богатейшие возможности сыграть человека с двумя лицами. Это психологическая драма, иногда пугающая, с интересным сюжетным ходом о двойной жизни, которую ведёт не мужчина, как это обычно бывало в кино, а женщина. Барро ловко решает проблему того, как героиня может скрыть беременность и рождение ребёнка в параллельной жизни от мужа в жизни парижской. Её взаимоотношения с женевской семьёй не так однозначны, какими сначала кажутся. Эпизод за эпизодом - история будет очищаться от умолчаний и загадок. Медленно кусочки головоломки будут складываться, подводя к разгадке, к тайне, которую представили зрителю в прологе, в самой первой сцене фильма. Постепенно станет очевидным, что это кино не о двух семьях, а об одной, родительской, а также почему оно вообще называется «Мадлен Коллинз», и фильм превратится в очень впечатляющий триллер.
Показанная в той же программе «Piedra noche» («Каменная ночь») аргентинца Ивана Фанда при многообещающем плоте выглядит разочарованием. Это тоже семейная драма, вернее трагедия. Пара живет в доме на побережье. Год назад их было трое, у них был сын, чудесный подросток, улыбчивый, доверчивый, развлекающийся игрой с кайдзю на своей приставке. Но однажды мальчик пошёл к морю гулять и не вернулся. Отец всё ещё уверен, что сын где-то рядом. Мать приглашает подругу из города помочь ей разобрать вещи в доме и подготовиться к его продаже. Неподалёку на берегу виднеется заброшенная каменная платформа, которую власти планируют превратить в туристическую достопримечательность. Местные жители говорят, что ночами из воды выходит неведомое живое существо, и отец им верит. На приставке сына иногда происходит странное, на ней вдруг сама собой включается игра с кайдзю.
Когда-то Фанд и известный аргентинский режиссер и сценарист Сантьяго Лоса сделали фильм «Губы» - его показали в «Особом взгляде» Канн и дали приз его актрисе за лучшую женскую роль. Лоса написал сценарий и нового фильма Фанда. Вдохновляли и самовозникающий кайдзю, и спилберговская тема ребенка и чудовища, и экологические мотивы (платформа была заброшена и пришла в упадок, так как когда-то стала причиной катастрофы в регионе). Но в итоге фильм распадается на части. Ни одна из линий толком никуда не выруливает и ничем не заканчивается. На втором плане в кадре зачем-то большой актёр Альфредо Кастро (звезда «Издалека», победителя Венеции 2015 года). Это не история про боль, не фантастика про монстра, не экологическая притча. Это что-то очень невнятное.
В основной конкурсной программе прессе только что показали фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал». А в ближайшие дни тут состоятся премьеры основанной на реальных событиях картины поляка Яна П. Матушинского «Не оставляй следов», политического триллера «На работе: Пропавшие 8» филиппинца Эрика Матти, драмы «Другой мир» француза Стефана Бризе с Венсаном Линдоном в одной из главных ролей. 78 Международный Венецианский кинофестиваль завершится уже в эту субботу, 11 сентября, когда жюри и возглавляющий его корейский режиссер Пон Чжун Хо огласят свое решение и объявят, кому достался Золотой Лев.