Сандэнс 2020: Фильм «Добро пожаловать в Чечню» получил спецприз жюри
2 февраля 2020 года в Парк-Сити завершился кинофестиваль независимого кино Сандэнс. Ранее россиянка, студентка Пражской Академии искусств Дарья Кащеева получила награду в программе короткого метра — ее кукольный фильм «Дочь» был заявлен от Чехии. Теперь же спецприз жюри — за монтаж — ушел фильму американскому, но о России, «Добро пожаловать в Чечню» Дэвида Франса. Рассказываем об интересных тенденциях фестиваля и о его итогах.
Тихое кино
Традиционно самая популярная из конкурсных программ у публики в фестивальном Парк-Сити — Американская драма. В этой категории гран-при жюри достался трагикомедии Minari американца корейского происхождения Ли Айзека Чанга. То есть корейский торжественный сбор разнообразных кинонаград продолжается. Сейчас «Паразиты» Пона Джун-хо, в прошлом году выигравшие Канны, ждут оскаровской церемонии и претендуют на статуэтки сразу в шести номинациях. Но Minari - кино совсем иного рода, про добрых людей, пытающихся реализовать на новой родине американскую мечту. История о семье, перебравшейся с Западного побережья в трейлер на просторах Арканзаса с целью организовать на этой земле ферму. Но приезд из Кореи матери героини, старушки со своими продуктами, своими привычками и своими представлениями о воспитании 9-летнего внука, меняет их планы. Каждый персонаж нарисован автором с любовью (которой в «Паразитах» и не пахнет). Крайне забавный, но тихий и по сути грустный фильм унес сразу две важнейшие награды — гран-при жюри и приз зрительских симпатий.
Специальный приз жюри за неореализм в этом конкурсе получила также очень камерная драма Элизы Хиттман Never Rarely Sometimes Always. Содержание укладывается в одно предложение — две девушки-подростка едут из провинции в большой город, где одна из них сможет сделать аборт. Название — отрывок из беседы героини-пациентки с врачом клиники, варианты ответов на болезненные и травмирующие вопросы, каким бы ласковым и понимающим тоном их не задавали. Поразительное кино, при таком спартанском сюжете и негромкой актерской игре выглядящее как триллер - кто отец ребенка, на что придется пойти подруге забеременевшей девочки, чтобы помочь ей, какие у них на самом деле отношения? Наверное судьба этой ленты будет интересной, и наградой Сандэнса дело не ограничится - Never Rarely Sometimes Always уже вошла в основную конкурсную программу надвигающегося Берлинале.
Спецприз за режиссуру достался Раде Бланк за фильм The 40-Year-Old Version о чернокожей женщине-драматурге в кризисе среднего возраста, вдруг вспомнившей, как она любит рэп. Приз им. Уолдо Солта за сценарий - метафизическому кино Эдсона Оды Nine Days, амбициозной истории о некоей силе, выбирающей из душ-претендентов того, кто должен родиться на свет. Не сказать, что это тихие фильмы. Но они совсем не такие пышные, как, например, получившая спецприз жюри за авторский взгляд Shirley Джозефин Декер, ловкая ядовитая история столкновения характеров представителей образованного класса в университетском городке. И уж точно не такие страстные, как удостоенная спецприза жюри за актерский ансамбль лента Charm City Kings Анхеля Мануэля Сото о чернокожих подростках, увлекающихся байками и байкерами, вынужденных делать первые взрослые выборы.
Из других наград стоит отметить конечно же спецприз жюри программы американской документалистики за монтаж фильму Welcome to Chechnya об активистах, которые помогают бежать из Чечни членам ЛГБТ+-сообщества (фильм должен выйти на HBO летом). А также приз за режиссуру в программе мировой документалистики Ирине Цилык за фильм The Earth Is Blue as an Orange («Земля голубая, будто апельсин» - строчка из стихотворения Поля Элюара) о матери и четырех её детях, которые живут в донбасском селе, под постоянными обстрелами, снимают кино о себе, и кино становится для них терапией.
Были фильмы, очевидно понравившиеся всем, именно в их отношении совпали решения жюри и выбор аудитории. Это касается не только Minari, но и победителя в программе инновационного кино NEXT, фильма I Carry You With Me. Полнометражный дебют документалистки Хайди Юинг - трогательное повествование о мексиканце, начинающем шеф-поваре, женатом человеке и отце, который внезапно влюбился в мужчину, но вынужден был нелегально отправиться в США, пообещав и сыну и любимому, что он вернется. Оба этих безусловных фаворита и публики и жюри — истории о миграции, но не декларативные, а очень нежные и печальные.
На рынке и вокруг него
Интересно, что без наград остался фильм, вызвавший переполох на местном кинорынке. Palm Springs, полнометражный режиссерский дебют Макса Барбаков - комедия, творчески переосмысливающая идеи «Дня сурка», история о том, как в петле времени оказался не один, а сразу целая толпа персонажей. Фильм, как замечала западная критика, в наши времена ухитряющийся успешно пропагандировать моногамию. Palm Springs на паях купили Hulu и Neon, заплатив рекордную для Сандэнса сумму 17,5 млн. долларов и еще 69 центов. То есть на 69 центов перекрыли предыдущий рекорд от 2016г. «Рождения нации» Нэйта Паркера.
Сделка по Palm Springs интересна как раз тем, что фильм купили в партнерстве. Другая крупная сделка такого рода на нынешнем фестивале — покупка Boys State Джесси Мосса и Аманды Макбэйн, фильма, получившего в итоге гран-при жюри в программе Американской документалистики. Покупатели - Apple и A24. Сумма, согласно данным The Hollywood Reporter — 12 млн. долларов. И это крупнейшая фестивальная сделка по неигровому кино. Вроде бы Netflix и Hulu предлагали те же деньги, но в итоге права достались тандему стримингового сервиса и кинотеатрального дистрибутора.
Среди других крупных сделок - покупка Amazon Studios фильма Uncle Frank с Полом Беттани и приобретение Searchlight Pictures хоррора The Night House с Ребеккой Холл (обе — 12 млн. долларов).
Наконец, в день награждения стало известно, кто будет новым главой фестиваля. Джона Купера, руководившего Сандэнсом 11 лет, сменила Табита Джексон. Она известна как ценитель и знаток документального кино - на Channel 4 в Великобритании и затем шесть лет в Sundance Institute она курировала именно неигровые программы и в целом отдала документалистике четверть века. А также как человек, склонный смотреть в сторону рынка внимательнее, чем Купер. То, что ее наняли, интересным образом совпало с рекордной суммой, уплаченной за права на Boys State. Значит ли это, что при новом руководстве документальная секция усилит свои позиции? Узнаем в следующем году.
Статистика и полный список призеров
В этом году на фестивале показали 128 полнометражных и 74 короткометражных фильма, отобранных из более чем 15100 работ, представленных отборочной комиссии. В жюри разных секций были в том числе Изабелла Росселлини, Ди Риис, Итан Хоук, Родриго Гарсия, Хайфа Аль-Мансур, Альба Рорвахер, Грегг Араки. По итогам церемонии награждения из 29 призов, врученных 25 фильмам, 12 (48%) были сделаны одной или несколькими женщинами, 10 (40%) - одним или несколькими цветными, 2 (8%) - ЛГБТ+.
Полный список наград Сандэнса-2020
Гран-при жюри, Американская драма - Minary
Гран-при жюри, Американский док - Boys State
Гран-при жюри, Мировая драма - Yalda, a Night for Forgiveness
Гран-при жюри, Мировой док - Epicentro
Гран-при жюри, короткометражное кино - So What If the Goats Die
Премия Альфреда П. Слоуна - Tesla
Американская драма:
Приз за режиссуру - Рада Бланк, The 40-Year-Old Version
Премия Уолдо Солта за сценарий - Эдсон Ода, Nine Days
Спецприз жюри за актерский ансамбль - Charm City Kings
Спецприз жюри за авторский взгляд - Джозефин Декер, Shirley
Спецприз жюри за неореализм - Элиза Хиттман, Never Rarely Sometimes Always
Американский док:
Приз за режиссуру - Гарретт Брэдли, Time
Спецприз жюри за монтаж - Тайлер Уок, Welcome to Chechnya
Спецприз жюри за инновации в неигровом сторителлинге - Кирстен Джонсон, Dick Johnson Is Dead
Спецприз жюри формирующемуся кинорежиссеру - Артур Джонс, Feels Good Man
Спецприз жюри за кинопроизводство социальной направленности - Элиза Штейнберг, Джош Кригман и Эли Десперс, The Fight
Мировая драма:
Приз за режиссуру - Мэймона Дюкоре, Cuties
Спецприз жюри за актерское мастерство - Бен Уишоу, Surge
Спецприз жюри за визионерство - Лемоан Джереми Мозес, This Is Not a Burial, It’s a Resurrection
Спецприз жюри за сценарий - Фернанда Валадес и Астрид Рондеро. Identifying Features (Sin Señas Particulares)
Мировой док:
Приз за режиссуру - Ирина Цилык, The Earth Is Blue as an Orange
Спецприз жюри за монтаж - Мила Аунг-Твин, Сэм Соко и Райан Маллинс, Softie
Спецприз жюри за операторскую работу - Мирча Тополану, Раду Чорничу, Acasa, My Home
Спецприз жюри за креативный сторителлинг - Бенджамин Ри, The Painter and the Thief
Премия программы NEXT - I Carry You With Me
Призы жюри короткометражного кино:
Анимация - Daughter
Международный игровой фильм - The Devil’s Harmony
Неигровой фильм - John Was Trying to Contact Aliens
Американский игровой фильм - Ship: A Visual Poem
Спецприз за режиссуру - Майкл Аркос, Valerio’s Day Out
Спецприз жюри за актерское мастерство - Садаф Асгари, Exam
Призы зрительских симпатий:
Американская драма - Minari
Американский док - Crip Camp
Мировая драма - Identifying Features (Sin Señas Particulares)
Мировой док - The Reason I Jump
Программа NEXT - I Carry You With Meу
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса