Канны 2019: «Матиас и Максим» - от друзей детства до любовников один шаг
22 мая в рамках основного конкурса на 72 Каннском кинофестивале показали фильм Ксавье Долана «Матиас и Максим». Новая работа каннского любимчика претендует на главную награду смотра, приз за лучший сценарий и ЛГБТ-премию «Квир-пальма». Режиссер не смог сдержать слез под нескончаемую овацию зала и бросился обниматься со своими артистами.
Десять лет назад дебютная работа двадцатилетнего Ксавье Долана «Я убил свою маму» выиграла награду Regaurds Jeune. С тех пор молодой канадский автор, уже вошедший в высшую лигу мировой режиссуры - постоянный гость Каннского кинофестиваля. Лента «Мамочка», также повествующая об отношениях матери и сына, получила приз жюри, а фильм «Это всего лишь конец света» - Гран-при жюри и приз экуменического жюри, однако, как и его следующая работа «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», картина была принята критикой достаточно прохладно. И, хотя Долан зарекался больше в Канны «ни ногой», все же он приехал на фестиваль со своей уже восьмой по счету картиной.
Новую работу Ксавье Долана пресса называет «глубоко личной». В ней режиссер возвращается в родной Квебек и сам появляется в одной из главных ролей. Картина повествует о двух закадычных друзьях, живущих в Монреале. Они соглашаются помочь сестре своего приятеля. Героям предстоит принять участие в съемках короткометражного студенческого фильма и сыграть в провокационной сцене с поцелуем. В итоге, этот эпизод изменит многое в их жизни.
В фильме, обещавшим стать настоящим откровением, Долан исследует привычные для себя темы и размышляет над тем, как двое мужчин на рубеже тридцатилетия приходят к осознанию своей гомосексуальности. Однако сама предпосылка картины после таких фильмов, как «И твою маму тоже» Альфонсо Куарона, «План Б» Марко Бергера и предыдущих работ самого Долана, исследующих истоки гомосексуальности - кажется слишком робким и, в некоторой степени, устаревшим высказыванием.
В фильме Долан акцентирует внимание на инаковости своего киношного прототипа. Максим одевается в шорты, работает в баре, живет с матерью-алкоголичкой. Особенность героя-аутсайдера, который не может приспособиться к жизни, лишний раз подчеркивает и родимое пятно, портящее его прекрасное лицо. По сюжету, Матиас и Максим - друзья детства. На противопоставлении с персонажем Долана показан его лучший друг - амбициозный Матиас, работающий в солидной фирме и живущий с симпатичной девушкой.
В начале ленты Долан намекает на особую, интимную связь этих непохожих друг на друга мужчин, но не тратит время на объяснения и не раскрывает в полной мере историю их дружбы и близости. Вместо этого он показывает на экране череду утомительно долгих тусовок, на которых оказываются герои.
Наутро после съемок сцены поцелуя, который зритель так и не увидит, персонажи оказываются в одной постели. И если Максим, кажется, не переживает по этому поводу, то Матиас испытывает настоящий шок. После ночи, проведенной вместе, герои отстраняются друг от друга, и на протяжении остальной части картины пытаются разобраться в своих чувствах. Для этого у них есть совсем немного времени - через пару недель Максим улетит из Канады в Австралию.
Эта тайна о мужской близости, которой Долан хотел поделиться со зрителями, могла бы быть очень глубокой, личной и провокационной, но настоящего откровения так и не произошло. Режиссер не раскрыл историю связи персонажей, которая заставила бы эмоционально сопереживать им. Тем не менее, автору, как одному из немногих, удалось точно уловить и передать на экране сомнения и неуверенность в будущем молодых людей на рубеже их тридцатилетия.
В этом плане «Матиас и Максим» - действительно личная картина, в которой режиссер подвел черту одному из этапов своей жизни.
В российский прокат фильм выйдет в ноябре 2019 года, дистрибьютор Русский репортаж.