Канны 2019: одна «Жанна» хорошо, а две лучше
18 мая в рамках программы Особый взгляд на 72 Каннском кинофестивале прошла премьера фильма «Жанна» Брюно Дюмона. Современный классик французского кино представил жюри свою вторую картину о национальной героине Франции. Режиссер утверждает, что это самостоятельная работа, которая рассказывает классическую историю о жертве мученицы.
Брюно Дюмон - трижды лауреат и один из любимых режиссеров Каннского фестиваля, который привозил на Лазурный берег свои серьезные радикальные картины. Его дебютная лента «Жизнь Иисуса» была удостоена награды Золотая камера, а фильмы «Человечность» и «Фландрия» получили Гран-при киносмотра.
Кинематограф Дюмона - отдельная киновселенная, существующая вне жанров и законов кино: в своих фильмах он ловко жонглирует сюжетными клише и стереотипами. Предыдущий гротескный фильм-мюзикл о детстве Жанны д'Арк Дюмон привез на фестиваль в 2017 году, он был показан в рамках секции Двухнедельник режиссеров и принят критикой довольно неоднозначно.
По словам режиссера, «Жанна» не является продолжением фильма «Жанетт: Детство Жанны д'Арк»: несмотря на то, что главную героиню играет та же актриса Лиз Лепла Прудом. Фильм основан на пьесе Шарля Пегги «Мистерия о милосердии Жанны д'Арк». Действие ленты разворачивается в 15 веке, в разгар борьбы Франции и Англии за французский престол. Решив, что сам Бог сделал ее своей избранницей, юная Жанна возглавляет армию короля Франции. Посла попадания в плен героиня обвиняется в ереси.
Дюмон делает акцент на том, насколько была молода Жанна д'Арк во времена тех событий (ей было всего 19 лет) и снимает в ее роли десятилетнюю актрису: таким образом, он подчеркивает невинность своей героини на контрасте с нелепостью и жестокостью власти. Наглядно этот контраст прослеживается в одной из самых захватывающих сцен фильма - на суде: образы церковных старейшин, осуждающих Жанну - гротескны и чрезмерны, тогда как выражение лица главной героини остается спокойным и по-детски невинным, даже когда ей выносят смертный приговор. Здесь нужно особенно отметить актерскую игру юной Лиз Лепла Прудом, которой удалось создать образ одновременно нежной, воинственной и решительной Жанны д'Арк.
Как и в первой картине, в «Жанне» сочетается комедия, драма и мюзикл. Если на этот раз хэви-металла, не щадящего барабанные перепонки зрителей, куда меньше, то ничуть не меньше абсурда - вторая половина фильма строится на мучительно длинных экзистенциальных разговорах клерикалов, постепенно переходящих в их истеричные припадки. Вообще, как и в других фильмах автора, в «Жанне» слова намного важнее действия, поэтому боевые сражения в первой части ленты остаются за кадром, зато герои в деталях обсуждают военную тактику.
Новый фильм Брюно Дюмона вышел на тридцать минут длиннее первого и получил много неоднозначных отзывов в прессе. «Просмотр «Жанны» стал проверкой на прочность: сколько вы сможете выдержать? Один из священнослужителей в фильме прекрасно передает это ощущение: «Я должен сказать, что абсолютно не понимаю, что мы делаем на этом суде». Также как и мы», - опубликовало англоязычное издание The Playlist.