Канны 2019: «Малыш Джо» - не в цветах счастье
На 72 Каннском международном кинофестивале прошла премьера фантастического триллера «Малыш Джо» режиссера из Австрии Джессики Хауснер. Фильм, перед фестивалем включенный многими изданиями в список самых ожидаемых, встретил прохладную реакцию.
«Малыш Джо» - пятый полнометражный фильм Джессики Хауснер. Наиболее известен «Лурд» - ее третья картина, получившая в 2009 году приз ФИПРЕССИ на Венецианском фестивале. Работы Джессики ранее не были представлены в Каннах, но сама она дважды принимала участие в работе жюри параллельных секций: в 2011 году программы Cinéfondation, а в 2016 конкурса «Особый взгляд». Джессика Хауснер активно борется за гендерное равенство. Видимо, это обстоятельство, а также тема ответственности ученого за плоды своих экспериментов сыграли не последнюю роль во включении фильма в конкурсную программу Каннского фестиваля.
По сюжету квазинаучного «Малыша Джо» Алиса (Эмили Бичем), трудоголик-ученый, завершила работу над растением, выведенным с помощью генной инженерии, которое делает своего хозяина счастливым, если с цветком разговаривать, содержать в тепле и ухаживать.
Алиса разведена, у нее есть сын школьного возраста по имени Джо (Кит Коннор) и растение она называет в честь сына - «Малыш Джо». Героиня Эмили Бичем посещает психотерапевта. Среди ее коллег влюбленный в нее Крис (Бен Уишоу), и Белла (Керри Фокс), тоже генетик, только что оправившаяся от серьезной ментальной болезни, души не чающая в своем псе по кличке Белло, который не расстается со своей хозяйкой ни дома ни на работе. Пес Белло, ранее не отходивший от хозяйки, начинает странно себя вести, лаять на Беллу и даже кусает ее. Белла заявляет, что это пыльца цветка изменила пса, и Белло более не ее собака (после чего он исчезает из фильма).
«Малыш Джо» полон нестыковок и сюжетных костылей, которых можно было бы избежать на этапе сценария, и как результат, жанровое кино, где действия героев должны быть предельно четко мотивированы не убеждает зрителя, не увлекает его действием. Например, Алиса, ученый-генетик и мать, нарушая правила лаборатории, приносит растение, безопасность которого еще не подтверждена (!) к себе домой и дарит его сыну. Пес Белло спокойно разгуливает по лаборатории, в то время как сотрудники посещают зону с растениями чуть ли не в костюмах биологической защиты, и проходят специальные дезинфекционные процедуры. Визиты Алисы к психотерапевту нужны режиссеру только для того, чтобы вербализовать изменение отношения ученой к своему творению. Отсутствие мотиваций и сценарные противоречия досаждают, разрушают целостность фильма, не позволяют прочувствовать его, а местами и просто понять действия героев.
Визуально картина сделана практически безупречно. Лаконичные интерьеры лаборатории, выдержанная палитра. Необычные ракурсы, отличная графика.
«Малыш Джо» снят на английском, хотя Джессика Хауснер родилась и выросла в Австрии, что некоторые англоязычные издания посчитали ошибкой. Обозреватель The Guardian досадует: «Я разочарован первым фильмом Джессики Хауснер на английском. В сценах, где изменение поведения героев можно было бы выразить лингвистически, ничего не происходит, что неудивительно, у режиссера нет инстинктивного чувства языка».
Насколько впечатлит «Малыш Джо» жюри узнаем 25 мая. Впереди еще насыщенная фильмами и событиями неделя. Следите за новостями на ПрофиСинема.