Сандэнс 2019: 15 премьер фестиваля. Выбор ПрофиСинема
24 января в Парк-Сити, штат Юта, начинается кинофестиваль независимого кино Сандэнс. При взгляде на программы этого года глаза разбегаются, но дело не только в этом. Сам фестиваль на этот раз в каком-то смысле этапный. Связно это с назначением нового программного директора Ким Ютани. Рассказываем об интересной ситуации в Парк-Сити, а также о самых ярких фильмах этого года.
О фестивале
Сандэнс обожает педалировать свою статистику, то, что в его программах хватает творчества женщин-режиссеров. Да и вообще на лицо разнообразие. В этом году, например, в «Американской драме» половина снята женщинами, 41% цветными, 18% - теми, кто идентифицируют себя как ЛГБТ+. В «Американском доке» из 16 фильмов пять сняты женщинами, один – сразу двумя женщинами, еще два – разнополым дуэтом. 39% и 23% - соответственно цветными и ЛГБТ+.
Но дело не только в отобранном. Надо еще иметь ввиду, что из общего числа поданных в комиссию только полнометражных фильмов 35% сняты одной или несколькими женщинами, 45% - цветными, 13% - ЛГБТ+. А ведь есть еще короткий метр, сериалы, экспериментальная секция New Frontier. Проценты в разных программах разные. Но смысл именно в том, что в общей массе соотношение поданного и отобранного более или менее соответствует друг другу. Так что Сандэнс открывает всю статистику. Какие-то фестивали тоже пропагандируют идею «больше женщин», но не рассказывают о том, сколько чего было представлено отборочным комиссиям, проверить их трудно. Другие ничего такого даже не пропагандируют, про Канны, например, в этом контексте вообще лучше не вспоминать.
Почему так? Директор Сандэнса Джон Купер объясняет все тем, что его фестиваль ориентирован на фильмы, а не на имена создателей, не на пул авторов, а на интересное кино. Ориентация на авторов исторически снижает шансы женщин.
Разнообразие культивируется в Парк-Сити не только на экранах.
Команда тех, кто формирует сегодня программу – это 12 мужчин и 12 женщин. Даже при аккредитации журналистов фестиваль закладывает больше полномочий для, извините, небелых негетеросексуальных немужчин. Когда аккредитуешься, то постфактум проходишь опрос, в котором и спрашивают в том числе о расе и сексуальной самоидентификации. Говорить о том, что это слишком, не хочется до тех пор, пока в индустрии не будет реального равенства возможностей.
Еще в линейке много продукции Netflix и HBO. Тут Джон Купер обычно отвечает так: но ведь это свидетельство политики упомянутых компаний по поддержке самого разного перспективного кино, а мы лишь кураторы, мы помогаем фильмам найти зрителя, не более.
Самая же важная вот какая деталь. Сандэнс сильно заинтересован в загранице. Фестиваль в Юте начинался именно как смотр независимого американского кино. Сдвиг на международное направление не начался, но окончательно закрепился тут с назначением в мае прошлого года нового программного директора Ким Ютани, чья карьера «программиста» в Сандэнсе началась в 2006г. Ей около сорока, она стала первой цветной женщиной-программным директором фестиваля такого уровня. До того она трудилась на ниве именно международного развития Сандэнса - продвигала бренд по всему миру, работала над отношениями фестиваля с иностранной индустрией, способствовала созданию «Сандэнс-Гонконг», последние пять лет ежегодно ездит в Берлин еще и в рамках сотрудничества фестиваля с European Film Market.
Ее первый Сандэнс в новом статусе нацелен на международное более, чем когда либо – в программе фильмы из Ирландии, Великобритании, Австралии, Норвегии, Германии. Все это - следствие медленных, но неуклонных усилий по привлечению международного кино, для неё это было главной целью уже десять лет. Она собрала команду программеров с разными взглядами, потому кино обещает разное, с разными историями и идеями, отличающимися от традиционных историй Сандэнса.
Без ложки дегтя не обойтись. Её называют ориентированной именно на фильмы, не на авторов? Хорошо. Но свои любимчики у нее имеются. Ей приписывают открытие Дезире Акхаван. В 2014г. именно Ким инициировала попадание в конкурс «Соответствующего поведения». А позже, когда девушки уже подружились, когда Акхаван думала об адаптации романа Эмили Данфорт Miseducation of Cameron Post, она отправила подруге копию романа. И в итоге получился фильм с Хлоей Грейс Морец, который и выиграл «Американскую драму» в прошлом году. Хотя, честно говоря, были конкурсанты и поинтереснее.
Карьера Ким Ютани в кино началась в университете Лос-Анджелеса – она написала работу о творчестве Грегга Араки, ее профессор посоветовал встретиться с предметом ее исследования, она встретилась и произвела на него впечатление. Когда вскоре Араки приступил к работе над «Поколением игры Doom», в помощники он позвал именно Ким Ютани. Это была ее первая работа в индустрии. Вместе с фильмом и с Араки она оказалась в Парк-Сити. В тот год тут показали «Деток» Ларри Кларка, «Спасение» Тодда Хейнса. В общем, из Парк-Сити она отбыла с внутренним вопросом «Как бы ездить сюда каждый год?».
И вот теперь она возглавила команду программеров фестиваля. И voilà – в «Спец. Событиях» заявлен «Now Apocalypse» Грегга Араки от продюсера Стивена Содерберга. С другой стороны, Араки+Содерберг – это и правда событие. Независимо от биографии нового программного директора.
О фильмах
Сначала несколько слов об очевидном, что после анонсирования сразу привлекло внимание. В «Мировой драме» это «The Souvenir» с Тильдой Суинтон и ее дочерью Онор Суинтон Бирн в ролях матери и дочери. Режиссер - Джоанна Хогг, когда-то снявшая малоизвестную тогда Суинтон в своем выпускном «Капризе».
Самая россыпь интересного – в «Премьерах». «Official Secrets» Гэвина Худа – драматическая история переводчицы британских разведслужб Кэтрин Ган с Кирой Найтли в главной роли. «Velvet Buzzsaw» с Джейком Джилленхолом и Рене Руссо – триллер о мире современного искусства от оскаровского номинанта Дэна Гилроя. «Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile» Джо Берлингера с Заком Эфроном, Джоном Малковичем и Лили Коллинз – реальная история серийного убийцы Теда Банди («Красивый, плохой, злой» в российском прокате, дистрибьютор Cinema Prestige, дата релиза - 18 апреля). «Late Night» Ниши Ганатры с Эммой Томпсон в роли телеведущей, которая не очень любила работать с женщинами, но в итоге вынуждена была нанять одну (кстати, именно в финансировавшую это кино 30West ушел работать бывший программный директор фестиваля Тревор Грот). Наконец, в «Премьерах» же – «The Report» Скота Бёрнса с Адамом Драйвером (член сената расследует действия ЦРУ и практику пыток подозреваемых в терроризме), «After the Wedding» Барта Фрейндлиха с Мишель Уильямс и Джулианной Мур (переосмысление творчества Сюзанны Бир) и полнометражный режиссерский дебют Чиветеля Эджиофора «The Boy Who Harnessed the Wind».
Три документальные ленты, обещающие стать хитами разной степени скандальности - это «The Inventor» Алекса Гибни об Элизабет Холмс, «Untouchable» Урсулы МакФарлен о Харви Вайштейне и конечно же проект «Leaving Neverland» Дэна Рида о Майкле Джексоне и двух мальчиках, которые сегодня выросли и рассказали о своих с ним отношениях.
Выбор ПрофиСинема
Ну и теперь наши 15 фильмов. Они, может быть, менее очевидные, чем все вышеуказанное, но на них определенно стоит обратить внимание.
«Native Son», Рашид Джонсон (U.S. Dramatic)
Молодой афроамериканец устраивается на работу во влиятельную белую семью, это решение изменит его жизнь, будут жертвы. Фильм открытия фестиваля – дебют в кино модного американского художника, сценарий написала лауреат пулитцеровской премии Сьюзен Лори-Паркс, в главной роли – актер из «Лунного света» Эштон Сандерс. Экранизация бестселлера 40-х Ричарда Райта. Джонсон, как отмечается в релизе фильма, основательно переработал роман и перенес действие в наши дни.
«Honey Boy», Альма Харель (U.S. Dramatic)
История отношений мальчика и его отца на разных этапах их жизни – мальчик делал карьеру телезвезды, его отец был алкоголиком и в целом непростым человеком. Фильм снят по автобиографическому сценарию Шайа ЛаБафа, он сам и сыграл своего отца. Режиссер - Альма Харель, автор «Бомбейского пляжа». В 2016 она фигурировала в топе Indiewire «12 женщин, готовых снимать блокбастер».
«Luce», Джулиус Она (U.S. Dramatic)
Супружеская пара уже десять лет растит сына, усыновленного из Эритреи, очень довольна его школьными успехами. Но вот его педагог делает неприятное открытие, и теперь всем надо понять, кто на самом деле этот парень. Интересен не только звездный каст (Наоми Уоттс, Октавия Спенсер, Тим Рот), но и режиссер. Это третий полный метр Джулиуса Она, автора «Парадокса Кловерфилда», протеже Спайка Ли.
«The Sound of Silence», Майкл Тибурски (U.S. Dramatic)
Питер Сарсгаард играет человека интересной профессии. Клиенты обращаются к герою, если их что-то беспокоит, а он анализирует их жилище и находит звук, которые помогает им обрести душевное равновесие. Но однажды он сталкивается с клиенткой (Рашида Джонс), которой никак не может помочь. Режиссер превратил в полный метр собственную короткометражку, которая в 2013 получила спецприз жюри в Парк-Сити. Filmmaker называет Тибурски одним из 25 лиц нового независимого кино.
«Them That Follow», Бриттани Поултон и Дэн Мэдисон (U.S. Dramatic)
Поултон была сценаристкой «Профайла» Тимура Бекмамбетова, а теперь представляет в Парк-Сити свой режиссерский дебют с Оливией Колман в главной роли. Пятидесятническая секта, чьи последователи используют ядовитых змей во время служения, пытается спасать морально разложившихся. А именно - дочь своего пастора. Колман играет сурового лидера сообщества, в роли девушки, заведшей роман с «неверным» - Элис Энглерт, дочь Джейн Кэмпион.
«Hail Satan», Пенни Лейн (U.S.Documentary)
Фильм посвящен интересной тенденции – всплеску популярности организации The Satanic Temple в Соединенных Штатах. Её соучредитель - Люсьен Гривс, общественный деятель, сторонник религиозной свободы и борец с христианскими привилегиями, которые, по его мнению, мешают истинной свободе, а также инициатор проекта для школьников After School Satan. Да, и Пенни Лейн – это настоящее имя режиссера.
«The Last Tree», Шола Аму (World Cinema Dramatic)
Маленький британский нигериец Феми счастливо живет в Линкольншире у приемной мамы. Но вот появляется мама настоящая и увозит его в свою лондонскую квартирку. Почти не привязанный к родной матери, оставшийся без друзей, Феми делает нечто несусветное. Фильм снял британец Шола Аму, очередной выдвиженец Британского Института Кино (BFI) из художественных кругов. Вообще в списке ПрофиСинема фильмы более или менее известных авторов с популярными актерами. «The Last Tree» – исключение. Но это практически официально тёмная лошадка фестиваля, по словам Ким Ютани, скрытый шедевр. Это нельзя не учитывать.
«Stieg Larsson – The Man Who Played With Fire», Хенрик Георгссон (World Cinema Documentary)
Режиссер шведского сериала «Мост» Хенрик Георгссон снял документальный фильм о реальности того мира, в котором жили Лисбет Саландер и Микаэль Блумквист. «Мужчина, который играл с огнем» - документальный портрет Стига Ларссона как борца с правым экстремизмом. Получив доступ к личному архиву журналиста и писателя, общаясь с его близкими, Георгссон, как пишут у него на родине, снял фильм о темных сторонах своей страны и о человеке, для которого борьба с нацизмом превратилась в навязчивую идею.
«Paradise Hills», Элис Ваддингтон (Next)
Ума просыпается на странном острове под названием «Парадиз», тут же действует привилегированный интернат для девушек. И это, конечно, совсем не рай. В главных ролях разные замечательные актрисы – Милла Йовович, Эмма Робертс, Аквафина, Даниэль МакДональд, Эйса Гонсалес. Для Ваддингтон этот фантастический триллер - дебютный полный метр. Сценарий она писала совместно с автором «Моя девушка - монстр» Начо Вигалондо а также с писателем и сценаристом Брайном ДеЛиу.
«The Death of Dick Long», Дэниэл Шайнерт (Next)
Шайнерт – половина дуэта Daniels, авторов «Человек-швейцарский нож» с Полом Дано и Дэниэлом Рэдклиффом. Новый фильм – снова какая-то диковиная и умеренно провокационная история: в маленьком городке Алабамы один из человек умирает в ходе совместного времяпрепровождения с товарищами, а тем очень хочется скрыть его смерть от родных и близких.
«The Wolf Hour», Алистер Бэнкс Гриффин (Next)
В этом психологическом триллере зрителю обещана удивительная Наоми Уоттс в роли иконы контркультуры. Это история о женщине на грани нервного срыва в мире, находящемся на грани краха. В дверь героини постоянно кто-то звонит, а город этим жарким летом 1977 пребывает в панике из-за преступлений сына Сэма, его последних преступлений.
«I Am Mother», Грант Спуторе (Premieres)
Фантастический триллер о том, как роботесса с голосом Роуз Бирн и с функциями восстанавливать человечество после уничтожения вырастила в подземном бункере девочку. А потом явилась героиня Хилари Суонк, вся в крови, и робот-мать забеспокоилась. Сценарий Майкла Ллойда Грина был в «черном списке» Голливуда в 2016г. Режиссер – Гранд Спуторе, дебютант в игровом кино, известный рекламщик и призер «Каннских львов».
«Now Apocalypse», Грегг Араки (Special Events)
Сандэнс покажет три эпизода этого сериала. Соавтором сценария была Карли Шортино колумнистка Vogue и секс-блогер (в честь нее названа и одна из героинь). Улисс и его друзья путешествуют по Лос-Анджелесу, балансируя между серьезными обсуждениями отношений и сюрреалистическим сексуальными приключениями. Канал Starz заказал Содербергу (он на проекте исполнительный продюсер) десять эпизодов, в сети премьера сезона запланирована на март.
«Wounds», Бабак Анвари (Midnight)
Лауреат BAFTA британский иранец Бабак Анвари адаптировал новеллу Натана Баллингруда, один из самых запоминающихся и гротескных хорроров последних лет. Арми Хаммер и Дакота Джонсон в истории о бармене в Нью-Орлеане, который подобрал после драки в баре чей-то телефон. На телефон стали поступить странные сообщения, и жизнь бармена изменилась.
«The Lodge», Вероника Франц и Северина Фиала (Midnight)
Алисия Сильверстоун, Райли Кио и Ричард Армитедж в триллере Вероники Франц и Северина Фиала (первая – жена, соавтор и кастинг-директор Ульриха Зайдля, второй – его племянник). Снова, как и в «Спокойной ночи, мамочка», речь о семье, о том сверхъестественно страшном, что может происходить между родителями и детьми. На сей раз в фокусе – брат, сестра и их потенциальная мачеха, оказавшиеся в ловушке в занесенной снегом деревне.
P.S.: И не забываем, что в программе Сандэнса бывает еще и фильм-сюрприз. Что-то сравнительно выдающееся. В прошлом году тут показали «Талли» Джейсона Райтмана. Что покажут на этот раз, скоро узнаем