Канны 2018: «Лето» на Лазурном берегу
9 мая на 71 Каннском международном фестивале одной из первых была показана картина Кирилла Серебренникова «Лето». Эта одновременно и легкая (как будто не под домашним арестом режиссером доделывалась) и глубокая ностальгическая картина однозначно трогает за сердце тех, чья юность и молодость пришлась на непростую эпоху перемен и перестроек. Но, впрочем, герои фильма в начале 80-х еще очень молоды, влюблены и только начинают задаваться вопросами о смысле жизни вообще и в СССР в частности. И в этом им помогает музыка.
Даже вернее сказать, музыка играет в фильме главную роль. Приобщаясь к современному им западному рок-н-роллу, советские молодые музыканты открывают для себя иные (запретные) миры, стремятся переосмыслить их и проявляют изрядную долю конформизма, чтобы адаптироваться в существующей действительности. Легендарный ленинградский рок-клуб пока разрешает рок только с залитованными текстами.
Музыка становится отправной точкой фильма. Что естественно, скажете вы, ведь фильм про музыкантов. Да, но что же стало поводом показать картину о неизвестных русских рок-музыкантах в основном конкурсе Каннского фестиваля? Не извечная же фига в кармане западного общества российскому руководству (как может показаться на первый взгляд). Кирилл Серебренников мастерски создает многоуровневую музыкальную драматургию, которая захватывает знаменитый Гранд театр Люмьер и заставляет очень разных людей, затаив дыхание, смотреть и слушать.
Но мы абсолютно убеждены, что все слышат в этом фильме разное. Те, кто рожден в СССР, безусловно, в первую очередь, музыку и стихи Виктора Цоя – ярчайшей звезды, блеснувшей в 80-е и сгоревшей в один миг. Майка Науменко, как доказательство философского тезиса, что у всякого следствия есть причина, - наставника героя. И по большей части безымянный музыкальный фон того времени.
Для иностранцев, не очень улавливающих советский контекст 80-х, на первый план выходят музыкальные западные хиты, ставшие питательной почвой для русского рока Led Zeppelin, Дэвид Боуи, Роллинги и т.д. и т.п.
Но настоящей находкой стали четыре музыкальных вставки с графикой-графити поверх изображения. Эти номера-фантасмагории с композициями Дэвида Боуи, Игги Поппа, Talking Heads и Лу Рида, органично вплетенные во вполне себе реалистичный сюжет, и снабженные для верности надписью: «Ничего этого не было», становятся ключом к пониманию единого культурного пространства, частью которого мы-таки стали, в том числе благодаря и первым рок-музыкантам, пробивавшим брешь в железном занавесе всеми доступными им «гитарами».
Музыка и изображение удивительно органично сливаются на экране в единый художественный образ во многом благодаря визуальному решению, за которое отвечал Влад Опельянц. Черно-белая картинка технологически современная, создающая атмосферу, но не стремящаяся к стилизации. А чтобы зритель не заскучал в монотонности монохрома, кроме музыкальных номеров на экран врываются цветные вставки с качеством 16-ти миллиметровой камеры, тоже как примета времени. Похожие записи можно найти на YouTube.
Самое сложное, пожалуй, в картине – это образы героев. Это по поводу них еще на стадии сценария разгорелся скандал. Ныне здравствующие мэтры, прочитав сценарий, так не узнали себя, что стали запрещать использовать свои имена в фильме (то есть требовать выкинуть слова из песни). И можно лишь догадываться, что послужило поводом к такому решению. Самым удачным в кастинге, безусловно, стал Рома Зверь, фронтмен группы «Звери» в роли Майка Науменко. Роман впервые играл в кино, но не только сценический опыт делает его персонажа весьма достоверным. Музыкант оказался драматически одаренным актером. Жену Майка Науменко, Наталью, мемуары которой легли в основу сюжета фильма, сыграла Ирина Старшенбаум. А главного героя – Виктора Цоя воплотил южнокорейский профессиональный актер Тео Ю, к которому больше всего вопросов. Но что поделаешь, где взять актера равного по харизме музыканту?
Тот уровень художественного обобщения и переосмысления, которого Кирилл Серебренников достиг в фильме, по праву позволяет говорить о «Лете», как об одном из лучших его фильмов.