Дневники Берлинале 2018: Другие берега. Литература и жизнь
Продолжается 68-й Берлинский международный кинофестиваль (15-25 февраля). Пока самым сильным остается впечатление от открывшего программу анимационного «Острова собак» Уэса Андерсона. У него и самые высокие оценки в рейтинге международной критики. Интересно, что в конкурсе и за его пределами довольно много историй, связанных с писателями и с литературой, и это не только «Довлатов» Алексея Германа-младшего, но и «Транзит» ключевого режиссера берлинской школы Кристиана Петцольда и «Ева» Бенуа Жако с Изабель Юппер и Гаспаром Ульелем.
Дела писателей
Самый очевидный «фильм про писателя» в берлинских программах, чье название на слуху – это, конечно, российский участник конкурса, «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Его приняли хорошо и критика и публика, у него довольно высокие оценки в рейтингах прессы.
В разделе спецпоказов состоялась европейская премьера «Счастливого принца», режиссерского дебюта Руперта Эверетта, заодно и сыгравшего тут главную роль, Оскара Уайльда в последние дни его жизни. Писатель провел некоторое время в тюрьме за «непристойное поведение», а затем был фактически изгнан из Великобритании. Он живет на материке и ощущает себя в подвешенном состоянии между миром, который оставил позади, и новой жизнью, которая его не устраивает и – он чувствует это – долго не продлится. Уже известно, что Sony Pictures Classics приобрела права на фильм для стран Северной и Латинской Америки. Кстати, нынешние боссы компании Майкл Баркер и Том Бернард когда-то были дистрибьюторами «Другой страны», первого полнометражного фильма, где сыграл Эверетт. Кстати, на пару с Колином Фертом, который также снялся и в «Счастливом принце» в роли друга и союзника Уайльда, журналиста Реджинальда Тёрнера.
«Транзит» одного из важнейших немецких режиссеров Кристиана Петцольда в Берлине ждали. Еще до открытия The New York Times называла его одним и фаворитов конкурса. Это адаптация одноименного романа Анны Зегерс о Европе времен Второй мировой, о недовольных гитлеровским режимом немцах, пытающихся сбежать из нацистской Германии, а затем и из оккупированной Франции. Речь тут не впрямую о писателях и литературе, но важнейшую роль в сюжете играет рукопись. Главный герой отправляется в гостиницу к некоему поэту, поэт мертв, но в его номере герой обнаруживает чемодан с бумагами. Там рукопись романа и письма к жене, прочитав которые герой одинаково увлекается и книгой и – заочно – женой мертвого поэта. Вскоре он встречает эту женщину в реальной жизни и становится частью запутанного любовного треугольника.
Петцольд дополнил и без того насыщенное повествование, заставив своих героев скитаться не только по Европе, но и по разным эпохам. То, что начинается в середине прошлого века, внезапно продолжается в наши дни, в кадре появляются современные полицейские, времена перетекают из одного в другое, превращая фильм в повествование о бегущем и преследующем в принципе. Но обилие всего и вся в сюжете делает фильм избыточным, слишком переполненным, и в общем и целом «Транзит» скорее разочаровывает.
Неприятные люди
Что интересно, новая экранизация романа Джеймса Хэдли Чейза «Ева», сделанная Бенуа Жако, тоже превращена исключительно в рассказ о писателе, вернее, о том, кто хотел бы им быть.
Роман уже был экранизирован в 1962 году Джозефом Лоузи, тогда в истории о роковой любви литератора к дорогой содержанке главную роль сыграла Жанна Моро. Бенуа Жако как-то очень неуловимо изменил настроение, и ни о какой любви речи тут уже не идет. Молодой герой (Ульель), ухаживая за пожилым когда-то знаменитым драматургом, узнает, что тот написал новую пьесу, в удобный момент дает старику умереть, крадет его рукопись и публикует ее под своим именем. Он получает славу и деньги, но от него ждут нового талантливого творения, а сам он ничего написать не способен. Когда жизнь сталкивает его с необычной женщиной, возрастной проституткой-доминантой (Юппер), он решает следить за ней и записывать, записывать, надеясь превратить свои наблюдения в пьесу. Украв у конкретного человека, теперь он решает украсть у самой жизни. Жизнь руками персонажа Юппер основательно его накажет. Главное, на что обращаешь внимание в ходе просмотра, это тот факт, что все персонажи тут – крайне неприятные люди. Тотальное отсутствие любви в сюжете мешает воспринимать историю как истинную трагедию. И даже блистательная работа Изабель Юппер ситуацию не спасает.
В другом конкурсном фильме, в «Недвижимости» шведов Манса Манссона и Акселя Петерсена герои также сделаны отвратительными, причем, сознательно и нарочито. По сюжету 68-летняя сухопарая женщина после смерти 94-летнего отца унаследовала многоквартирный дом, осознала, что жильцы там обитают «по-черному» и решила навести в бизнесе порядок. Она вступила в прямой конфликт с жильцами и управляющими, а закончилось все вообще откровенной уголовщиной. Да, вероятно, как и «Квадрат» Рубена Эстлунда, это кино есть критика родной авторам шведской демократии, но, в отличии от «Квадрата», тут чистая критика, злая, исполненная со всем презрением к персонажам. Вероятно, эта черная комедия задумывалась провокационной – в повествование включены очень натуралистичная сцена возрастного секса, занятия фитнесом, также не очень приятно выглядящие. Сочтет ли жюри это радикальным киноязыком и новой интересной темой, или раздраженно пройдет мимо – скоро узнаем.
Военные времена
Берлинале справедливо считается самым политизированным из числа крупнейших мировых кинофестивалей. Нынешний вполне оправдывает такую репутацию. Из всего обилия уже показанных актуальных фильмов особенно хочется отметить открытие документальной секции «Панорамы», ленту «Когда придет война» чеха Яна Геберта, кино важное для понимания процессов, которые, как полагает режиссер, происходят сегодня во многих европейских странах. Геберт снимал словацкую молодежную военизированную группировку и ее лидера Петера, выпускника школы, мальчика в хорошем костюме, мечтающего стать архитектором, но на досуге переодевающегося в камуфляж и отправляющегося с единомышленниками тренироваться в леса, чтобы в будущем защитить страну от нашествия мигрантов. Сначала они выглядят в целом довольно смешно. Потом их становится все больше и больше. Потом они решают зарегистрировать себя как политическое движение и реализуют этот план. В финальных кадрах они выступают на городской площади, и люди их слушают.
Герои этого фильма – люди с идеалами, энтузиасты своего дела, обычные парни, и в этом и заключается самое пугающее. «Когда придет война» - фильм о современном восстании «простого человека». Он не любит меньшинства. Никакие. Разочарован в демократических институтах и готов пожертвовать свободами и правами человека ради так называемого «порядка». Герой нашего времени со взглядами, которых раньше было принято стесняться, но сегодня их стесняться перестали. «Когда придет война» - это не только о войне, которую ждут и к которой готовятся герои фильма, но и о растущей опасности тоталитаризма в нынешней Европе, где все популярнее настроения, транслируемые в кадр главным героем фильма Петером.
Война в берлинских программах представлена и в историческом аспекте.
Вне конкурса показали крупный ирландский проект «Черный 47-й» Лэнса Дэйли, действие в фильме разворачивается на фоне голода в Ирландии 1845-1849 гг., вызванного гибелью картофельных посевов и унесшего жизни миллиона человек. Герой «Черного 47-го», дезертир из британской армии Мартин Финни, возвращается домой из Афганистана, но его дом разрушен, его мать умерла голодной смертью, брата казнили за неповиновение властям. Когда на его глазах погибают оставшиеся члены его семьи, герой решает действовать. И хотя многие его земляки отправляются через океан в Америку в поисках новой жизни, он выбирает другой путь. Молчаливо и с высоко поднятой головой он идет по инстанциям и по цепочке карает всех, кто виновен в смерти его близких и до кого он может дотянуться, от соседа в деревне до местного лорда. Причем, карает весьма изобретательно, в частности, может убить и обезглавить одну из жертв и приспособить к трупу свиную голову. В погоню за героем отправляется пестрая компания – молодой лощеный лейтенант, воевавший плечом к плечу с мстителем англичанин Ханна, вроде бы равнодушный ко всему юный оруженосец.
В ролях Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Джим Броадбент. А также Барри Кеоган, и именно после неожиданных перемен в его персонаже, казалось бы туповатом и равнодушном подростке, все герои начинают стремительно сбрасывать личины, меняя повествование. Из сюжета о мстителе фильм превращается в историю о том, что воевавшим плечом к плечу на настоящих войнах людям ближе они сами, чем их родственники по крови и соратники по политическим взглядам. А оборачивается все полноценным запрещенным приемом, главным героем оказывается персонаж Хьюго Уивинга, которому предстоит в финале сделать важный для себя выбор. В целом кино очень очевидное, довольно предсказуемое и недостаточно стильное для попадания в сетку одного из самых известных мировых фестивалей. Но оно с сильными персонажами, к тому же впечатляюще снятое. Наконец, это первая за многие годы полноценная главная роль Хьюго Уивинга, и уже хотя бы только этим «Черный 47-й» очень привлекателен.
68-й Берлинский международный кинофестиваль продлится до 25 февраля. Публике и профессионалам еще предстоит увидеть премьеры фильмов Гаса Ван Сента, Стивена Содерберга, Лава Диаса, Филипа Гренинга. Имена победителей нынешнего Берлинале на торжественной церемонии 24 февраля назовет международное жюри под руководством Тома Тыквера.
Следите за репортажами ПрофиСинема из столицы Германии - мы будем держать вас в курсе самых интересных новостей Берлинале и Европейского кинорынка.