Берлинале 2018: Пятнадцать премьер фестиваля
15 февраля 2018 года открывается 68-й Берлинский международный кинофестиваль. В конкурсе в этом году 24 фильма, из которых 19 будут бороться за награды. В том числе драма Гаса Ван Сента «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» и необычный вестерн братьев Зеллнеров «Девица» с Мией Васиковской и замечательным Робертом Паттинсоном, их премьеры состоялись на кинофестивале Sundance. Из всех программ Берлинале-2018 «ПрофиСинема» выбрала еще пятнадцать фильмов, самых интригующих мировых премьер нынешнего Берлинале. В целом – в сравнении с программами последних лет – нынешняя выглядит скромно. Но и в ней есть то, на что стоит обратить внимание.
«Остров собак» (Isle of Dogs), Уэс Андерсон (Основной конкурс, фильм открытия)
Впервые в истории фестиваля его откроет анимация. «Остров собак» Уэса Андерсона анонсирован как история о собаках японского Мегасаки-Сити, которых специальным указом выслали на огромную мусорную свалку, и о мальчике, который отправляется в путь, чтобы найти своего питомца. Фильмы Андерсона трижды участвовали в берлинском конкурсе: «Семейка Тененбаум» в 2002-ом, «Водная жизнь» в 2005-ом и «Отель «Гранд Будапешт» в 2014-ом. Последний также был фильмом открытия и получил тогда Гран-при жюри. «Я очень рад, что Уэс Андерсон снова откроет Берлинский конкурс», - сказал директор Берлинале Дитер Косслик. Интересно, что исполнительными продюсерами этого анимационного фильма числятся люди из высшего руководства немецкой студии «Бабельсберг». «Остров собак» выйдет в российский прокат 3 мая (дистрибьютор – «Двадцатый Век Фокс СНГ»).
«Время Дьявола» (Ang Panahon ng Halimaw), Лав Диас (Основной конкурс)
В Берлинский конкурс возвращается и Лав Диас, 59-летний филиппинец, один из самых радикальных кинорежиссеров современности. Его восьмичасовая «Колыбельная скорбной тайне» два года назад получила в Берлине премию Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве. «Время дьявола» черно-белый фильм, по меркам Диаса не очень длинный (всего три с половиной часа), он анонсируется как рок-опера, действие которой происходит в эпоху военного времени в далекой филиппинской деревне, которую терроризируют солдаты. Продюсер фильма Бьянка Бальбуэна в социальных сетях назвала это кино «антимюзиклом».
«Довлатов», Алексей Герман мл. (Основной конкурс)
Российский участник Берлинского конкурса, фильм Алексея Германа-мл. о Довлатове и нескольких днях его жизни в начале 70-х. В главной роли сербский актер Милан Марич. Алексей Герман мл. – скорее любимец Венецианского фестиваля, где показывали почти все его фильмы, где он получал награды Луиджи де Лаурентиса («Последний поезд»), режиссерского «Золотого Льва» («Бумажный солдат»), он участвовал в создании юбилейного фестивального альманаха «Венеция 70: Перезагрузка будущего». В 2015-ом Герман впервые оказался в берлинском конкурсе с фильмом «Под электрическими облаками» и получил «Серебряного Медведя» за выдающиеся художественные достижения. «Довлатов» был отобран в конкурс одним из первых. В России фильм выходит в прокат 1 марта (дистрибутор – WDSSPR).
«Ева» (Eva), Бенуа Жако (Основной конкурс)
Очередной фильм с Изабель Юппер, мимо которого не стоит проходить. Это интерпретация важного нуар-романа Джеймса Хедли Чейза о литературе и роковой любви. Роман уже был перенесен на экран в 1962г., Еву там сыграла Жанна Моро. Бенуа Жако считает тот фильм плохим и говорит, что давно думал сделать собственную экранизацию: «Я прочитал книгу, когда мне было 13 или 14 лет, в те времена, когда я уже определился с выбором профессии. И всегда думал о «Еве» как о фильме, несколько раз заикался об этом, но продюсеров эта идея долго не привлекала». «Ева» - шестой проект Бенуа Жако с Изабель Юппер. В главной мужской роли – Гаспар Ульель, с ним режиссер работает впервые. В российском прокате «Ева» с 8 марта (дистрибьютор – «Экспонента»).
«Моего брата зовут Роберт, и он идиот» (Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot), Филип Грёнинг (Основной конкурс)
Немец Филип Грёнинг, оригинальный режиссер и обладатель уникального авторского почерка, работает с конца 80-х, но заявил о себе, пожалуй, лишь в 2005-ом поразительным документальным «Великим безмолвием» о монашеском ордене, где практикуется обет молчания. В 2013-ом его игровая «Жена полицейского» стала настоящим прорывом (оценки критики колебались в диапазоне от «шедевр» до «претенциозный») и получила спецприз жюри Венецианского кинофестиваля. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» анонсируется как фильм, снятый под влиянием философии Хайдеггера, драма о близнецах, между которыми, как и положено близнецам, есть особая связь, но их пути со временем начинают расходиться.
«Недвижимость» (Toppen av ingenting), Манс Манссон, Аксель Петерсен (Основной конкурс)
«Недвижимость» Манса Манссона и Акселя Петерсена – история 68-летней женщины, которая унаследовала дом покойного отца, но вместо стабильной ренты получила множество приключений на свою голову. Мы решили, что это будет «темная лошадка» нашего списка: этот фильм шведский, а после «Квадрата» Рубена Эстлунда на современное шведское кино хочется обращать внимание; это первый шведский фильм в основном конкурсе Берлинале после «Мамонта» Лукаса Мудиссона (2009 г.); наконец, у «Недвижимости» эффектный официальный трейлер с бабушкой, которая палит из автомата и выглядит как Патти Херст.
«Человек, пространство, время, снова человек» (Inkan, gongkan, sikan grigo inkan), Ким Ки Дук («Panorama»)
Свой новый фильм в немецкую столицу привозит и Ким Ки Дук, южнокорейский классик, неоднократный участник конкурса Берлинале и обладатель режиссерского «Медведя» за «Самаритянку». На этот раз его фильм во втором по значению берлинском конкурсе «Панорама». «Человек, пространство, время, снова человек» - аллегорическая история об оказавшихся на старом военном корабле очень разных людях (политик и его семья, проститутки, грабители, обычные супружеские пары, таинственный старик). Они выстраивают в этом ограниченном пространстве жесткое патриархальное общество, демонстрируя, каким зверем может быть человек.
«Профайл» (Profile), Тимур Бекмамбетов («Панорама»)
В числе спецпоказов «Панорамы» - новый режиссерский англоязычный фильм Тимура Бекмамбетова. «Профайл» совместного производства США, Великобритании, Кипра и России расскажет о деятельности британской журналистки, работающей под прикрытием и через интернет-каналы проникающей в пропагандистскую сеть ISIS, где занимаются вербовкой молодых женщин из Европы. Проводя свое расследование, она начинает испытывать опасную симпатию к человеку, который ее вербует. В главной роли – Валин Кэйн («Изгой-один: Звёздные войны. Истории»).
«Предчувствие» (Yocho), Киёси Куросава («Панорама»)
Новый фильм в «Панораме» покажет и Киёси Куросава, японский мастер фильмов ужасов и фантастики, одновременно наследующий Андрею Тарковскому и Стэнли Кубрику, автор, работающий на грани эзотерического артхауса и массового кино. «Предчувствие» - снова, как и предыдущий фильм режиссера («Пока мы здесь», показанный в прошлом году в «Особом взгляде» Канн) – о вторжении на Землю инопланетян и о том, что людям кажется, будто настал конец света. Первоначально он был сделан как телесериал для японского телевидения, но в конце 2017г. был переработан в полный метр.
«Пикник у Висячей скалы» (Picnic at Hanging Rock), Лариса Кондрацки, Майкл Раймер, Аманда Бротчи (Berlinale Series)
Сериал в списке «ПрофиСинема». «Пикник у Висячей скалы» будет показан в Берлине в рамках отдельной секции Berlinae Series. Это новая интерпретация классического австралийского готического романа Джоан Линдсей о мистическом исчезновении трех учениц мельбурнского колледжа и их строгой учительницы математики, которое случилось в день св. Валентина в самом конце XIX в. Знаменитую полнометражную адаптацию в 1975г. сделал Питер Уир. В новой версии роль учительницы сыграла Натали Дормер (Маргери Тирелл из «Игры престолов»). Формально это не мировая, а международная премьера – мировая предназначена для телевидения, права на показ проекта в США принадлежат Amazon.
«Черный 47-й» (Black 47), Лэнс Дэйли (Вне конкурса)
Большой ирландский проект, посвященный страшному для страны времени, Великому голоду 1845-1849гг., спровоцированному массовым заражением картофельных полей. Герой возвращается домой в 1847-ом, дезертировав со службы в британской армии, и обнаруживает, что его семья была выброшена из собственного дома и погибла. Он решает отомстить, и не только за своих близких, но за всех жертв этого страшного времени, добившись для них правосудия. Остановить кровавого мстителя должен британский офицер, когда-то служивший вместе с ним в Афганистане. В главных ролях – ирландская звезда Мо Данфорд («Викинги», «Тюдоры», «Игра престолов»), а также Хьюго Уивинг, Джим Бродбент, Стивен Ри, Барри Кеоган.
«Не в себе» (Unsane), Стивен Содерберг (Вне конкурса)
Обладатель «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Канн, последние годы делящий свои симпатии между кино и телевидением, Стивен Содерберг покажет в Берлине психологический хоррор «Не в себе». Анонс фестиваля гласит, что это история о молодой женщине, которая покидает родной город, чтобы начать новую жизнь. Когда ее помещают в психиатрическую клинику, и она сталкивается со своим самым жутким страхом, ей надо решить, это реальность или лишь плод ее фантазии. На самом деле о фильме известно довольно мало: известно, что он почти целиком снят на iPhone, а в главных ролях Клер Фой и Джуно Темпл. Этот фильм также куплен в наш прокат, дата российского релиза – 29 марта (дистрибьютор – «Двадцатый Век Фокс СНГ»).
«Утойя 22 июля» (Utøya 22. juli), Эрик Поппе (Основной конкурс)
В тематическом смысле Берлинале – самый политизированный из мировых кинофестивалей, потому в список «ПрофиСинема» вошло несколько важных лент на актуальные темы, и мы объединили их в один блок. «Утойя 22» - крупный норвежский национальный проект, посвященный теракту в Норвегии 22 июля 2011 года, расстрелу Андерсом Брейвиком молодежного лагеря на острове Утойя. Игровой фильм о тех событиях сейчас также снимает для Netflix Пол Гринграсс, над сериалом и документальным проектом работает и норвежское телевидение. Фильм Эрика Поппе выходит на экраны первым из них. «Утойя 22 июля» основана на реальных свидетельствах и фактах, но главные персонажи вымышлены. Прежде чем лента выйдет в национальный прокат, будут организованы закрытые показы для выживших и для близких погибших, на показах будут присутствовать медики и психологи. Ну а пока премьера фильма состоится в основной конкурсной программе Берлинале, и с 1951 г. это всего восьмой норвежский фильм, появившийся в основном конкурсе фестиваля.
«Когда придет война» (Až přijde válka), Ян Геберт («Panorama Dokumente», фильм открытия)
Еще один важный политический проект. «Когда придет война» откроет документальную секцию «Панорамы», и если этот фильм оправдает ожидания, то может стать сенсацией. Автор фильма Ян Геберт на примере своего наблюдения за полувоенизированной группировкой Slovenski Branci снял фильм о националистических движениях в Восточной Европе, которые появились еще до кризиса беженцев, в какой-то мере поддерживаются правящими элитами и фактически представляют собой базу для появления тоталитарных режимов в Европе. О молодежи, разуверившейся в демократии и либерализме Европы, восхищающейся современной Россией и даже ностальгирующей по Советскому Союзу, которого они лично не помнят. По его мнению, эти настроения наблюдаются во всем регионе, и не стоит думать, будто такие организации финансируются извне, не стоит недооценивать энтузиазм этих молодых людей в их стремлении к битве за благородное дело. Геберт – молодой чешский журналист и документалист. Фильм создан в сотрудничестве с HBO Europe.
«Молчание других» (The Silence of Others, Альмудена Карраседо, Роберт Бахар («Panorama Dokumente»)
Наконец, третий фильм из нашего «политического блока», картина об испанцах, пытающихся добиться справедливости в отношении родственников, погибших во времена Франко. Они ищут возможности эксгумировать кости своих близких из общих могил и нормально захоронить их, а также пытаются добиться того, чтобы палачи, виновные в гибели тысяч людей в стране, понесли наказание. Но не могут сделать этого. В Испании в 1977 г. был принят закон об амнистии, согласно которому не только выпустили всех политических заключенных, но и запретили преследование за преступления, совершенные во времена Франко. На самом деле тема этого американо-испанского фильма кажется шире, чем история преступлений режима Франко. Эта лента даже не только о все еще расколотой своим прошлым Испании. Она – о том, что если страна не разобралась с прошлым, предпочитая забыть о старых грехах и о справедливости ради так называемого национального примирения и согласия, то она обречена жить без примирения и без согласия. Авторы испано-американского «Молчания других» - стипендиаты Sundance и обладатели «Эмми» за свой первый фильм «Made in L.A».
68-й Берлинский международный кинофестиваль пройдет в немецкой столице с 15 по 25 февраля, победителей определит жюри во главе с Томом Тыквером.