Торонто 2017: От Австралии до Кыргызстана
С 7 по 17 сентября 2017 года проходит 42-й Международный кинофестиваль в Торонто (Toronto International Film Festival / TIFF). Смотр открыт к кинематографистам из самых разных стран мира, и в этом году фестивальные программы изобилуют историями экзотических уголков Земли с их особым жизненных укладом, историями этнических групп и национальных общин. Кинематографическая экскурсия в совсем другую жизнь всегда интересна зрителю, но чаще всего авторы приглашают в этот тур, показывая, что жизненные ситуации и человеческие характеры универсальны и одинаковы в своих базовых принципах.
«Милая страна», Уорик Торнтон
«Милая страна» — историческая драма известного австралийского режиссера Уорика Торнтона («Самсон и Далила»). Обвиняемые в убийстве, австралийский абориген и его жена пытаются скрыться от полицейского отряда в суровых условиях практически необитаемых Северных территорий, так называемых, аутбэках.
Этакий аутбэк-вестерн, вдохновленный реальными событиями, «Милая страна» - типичная история про коренных жителей, снятая в пустынных панорамах Северных территорий Австралии. В фильме Торнтона соленая пустыня, красная земля, жара и пыль глуши аутбэка становятся действующими героями, схваченными камерой во всей своей суровой красоте.
Абориген Сэм Келли (Гамильтон Моррис) работает на земле доброго проповедника Фреда Смита (Сэм Нилл), живущего в почтительной, смиренной гармонии. Он уважает своих работников и относится к ним по-человечески. Но когда в город возвращается жестокий и много пьющий ветеран войны по имени Гарри Марч (Ивен Лесли), проблемы обостряются, и Сэм в целях самообороны вынужден застрелить агрессивно настроенного бывшего солдата, который в припадке бешенства пытается вломится к ним в дом с ружьем.
Потрясенный, испуганный и не надеющийся на беспристрастность властей в ситуации убийства белого человека аборигеном, Сэм вместе с женой Лиззи (Натассия Гори-Фербер), которую незадолго до этого Гарри Марч изнасиловал, бросаются в бега. Преследуемый отрядом во главе с сержантом Флетчером (Брайан Браун) и борцом с коренными жителями Арчи (Гибсон Джон), Сэм должен в конечном итоге решить, какую из зол ему выбрать: погибнуть от рук дикарей в пустыне или сдаться на милость властей и, скорее всего, быть приговоренным к повешению, потому что у белых всегда виноват абориген.
И хотя режиссер обнадеживает зрителя, и конкретная ситуация разрешается благополучно для Сэма, благодаря приехавшему из города справедливому судье, а в конце фильма, в этом забытом Богом уголке Земли, под руководством Фреда Смита поселенцы возводят церковь, многие проблемы колониализма в Австралии не разрешены до сих пор. Несмотря на то, что действие в картине происходит в 1929 году вопросы права и власти, взаимоотношений коренного населения и белых имеют резонанс и сегодня.
«Сулейман гора», Елизавета Стишова
Нетрадиционная семейная драма российского режиссера Елизаветы Стишовой, снятая в Кыргызстане, рассказывает о мужчине, который живет вместе с двумя своими женами, пьянствуя и промышляя мелким мошенничеством. Многоженство запрещено законодательством, но остается как традиция в республике. Связано это во многом с тем, что в семье обязательно должен быть мальчик — если женщина не родила наследника, то фактически дала мужчине право завести его с другой.
У главного героя две жены — одна красивая, молодая, а вторая старшая, непривлекательная, но родившая сына. Сына, который бесследно пропал.
Если обстоятельства жизни становятся слишком трудными, то вопиющая ложь может быть единственным средством для гармонии и счастья. После того, как его сын Улук внезапно вернулся в их жизнь, главный герой отправляется в путь на старом синем фургоне – доме на колесах со своими женами, обманывая всех, с кем они сталкиваются на своем пути. Но маленький Улук становится его личной строгой совестью.
Сулейман-Тоо — священная гора в городе Ош, через который когда-то пролегал древний Шелковый путь. Киргизы считают, что Сулейман-гора приносит счастье и исцеление, а также здоровых детей женщинам. На этом и зарабатывает старшая жена Карабаса, у которого на самом деле есть вполне традиционное имя – Болот, но вспоминается оно в редкие минуты жгучего стыда за свою никчемную жизнь.
В этой семье, как в зеркале отражаются современные проблемы Кыргызстана, а шире всех кочевых народов, некогда сорванных со своего традиционного уклада советской властью, но не успевших адаптироваться к новому. И возврата нет, и развития нет. И мечутся они по степи, как Болот в свои пятьдесят, неприкаянные, ищут себя. Ни новой работы, ни традиционного дела, только пьянство, да азартные игры.
«Сулейман гора» — дебютный полнометражный фильм Елизаветы Стишовой, которая прежде сняла короткометражную работу под названием «Чайка» в Кыргызстане.
Международная аудитория открыта к наблюдению за экзотическим жизненным укладом. Киргизская культура закреплена в мировом контексте благодаря шедевру нематериального наследия — эпосу «Манас». Тем не менее «Сулейман гора» не увлекается пейзажами, притчами и сказками — фильм показывает универсальную семейную драму людей, но в определенных, интересных и неизведанных для российского и, тем более, для западного зрителя обстоятельствах.
К сожалению, информации о дистрибьюторе и дате выхода фильма в России пока нет.