Канны 2017: Роман Полански снова в Каннах
27 мая 2017 года внеконкурсным показом нового фильма «Основано на реальных событиях» Романа Полански завершился юбилейный 70-й Каннский кинофестиваль. Четыре года назад мастер представлял на Лазурном берегу свою предыдущую работу - «Венеру в мехах», также вне конкурса. Его новая картина – экранизация французского бестселлера писательницы Дельфин де Виган, получившего пару лет назад престижную литературную премию Ренодо. Сценарий написал Оливье Ассайас, а в главных ролях – Ева Грин и жена Полански Эммануэль Сенье.
Популярная писательница Дельфина (Эммануэль Сенье) проводит автограф-сессию по случаю выхода в свет своего нового романа. Устав от нескончаемых, приторных и назойливых улыбок и уверений в гениальности от своих поклонниц, она просит своих помощниц завершить встречу с читательницами. Когда, как нам кажется, все уже вышли из зала, словно неоткуда перед Дельфиной возникает улыбающаяся, обворожительная незнакомка, с просьбой подписать книгу. В этот же вечер, на вечеринке у издателя она снова встречает незнакомку, которая представляется как Она (Elle на французском). Она (Ева Грин) говорит романистке: «Иногда мне кажется, что все свои книги вы пишете только для меня». Выясняется, что Она, как и Дельфина, писательница, но работает «литературным негром», пишет автобиографии за знаменитостей и никогда не публикует произведения под своим именем.
Между женщинами завязывается дружба. Через некоторое время муж Дельфины уезжает в длительную командировку в Штаты, а она начинает получать странные и угрожающие письма. Пользуясь отсутствием близких людей и играя на страхе, новая подруга постепенно занимает все свободное пространство в жизни писательницы, начинает ею манипулировать, писать от имени последней письма ее помощницам, решает за нее, что Дельфин должна писать.
Триллер «Основано на реальных событиях», как почти все фильмы режиссера – имеет литературную основу и поставлен по книге знаменитой французской писательницы Дельфин Де Виган. Как рассказал Роман Полански на пресс-конференции после показа, исполнительница главной роли Эммануэль Сенье принесла ему роман со словами: «Это может быть фильмом». Режиссера в книге заинтересовала необычность истории – манипуляция, доминирование, реальность и игра разума, история отношений, конфликта между двумя женщинами: «Я много снимал про отношения между мужчиной и женщиной, снимал и про мужчину и мужчину, но никогда еще не затрагивал тему взаимоотношений двух женщин».
Загоревшись сделать экранизацию, в 2016 году, на 69 Каннском международном фестивале, Полански договорился с продюсером Вассимом Беджи, у которого были права на книгу, о работе над фильмом. Режиссер сказал, что для него было очень важно сделать кино максимально сохраняющее фабулу, героев и атмосферу книги Дельфин Де Виган. Для этого он не раз встречался с писательницей и обсуждал работу над фильмом, и даже в марте этого года провел досъемки сцен на Парижской книжной ярмарке, где происходила реальная встреча с читателями.
Чтобы лучше передать взаимоотношения двух женщин, в качестве соавтора сценария был приглашен Оливье Ассайас: «Оливье понимает женские характеры, два последних его фильма были о женщинах. Кроме того, он загорелся идеей и у него был четкий план по превращению 500 страничной книги в сценарий», - сказал Роман Полански.
Съемочный период длился 12 недель. Режиссер сообщил, что больше всего времени при работе над фильмом уделил проработке деталей: «В фильме масса сцен, когда главная героиня Дельфин одна, и было важно, чтобы она держала внимание зрителя. Мы это сделали благодаря множеству мелких деталей, обстановки, интерьера и образа героини».
Самым сложным при работе над проектом было создать персонаж Евы Грин: «Нам была важна определенная двусмысленность, но такая, чтобы до самого конца зритель не только не знал точного ответа на вопрос – Она это вымысел, плод воображения Дельфины или реальность, но и даже не задавал такого вопроса, чтобы все открылось лишь в финале».
В фильме, по выражению самого Полански, была собрана «команда мечты», это и оператор Павел Эдельман, и Оливье Ассайас, и Александр Деспла: «Когда вы работаете с людьми много лет, вы говорите на одном языке, и каждый точно знает, чего ожидать. Наши разговоры носят чисто технический характер, так как некоторые вещи очевидны для нас. Как например, с Павлом Эдельманом мы практически не обсуждали визуальное решение, а Александру Деспла я дал сценарий, описал свое видение фильма и все».
И можно, конечно, упрекать Полански в повторах и самоповторах, только 84-хлетний режиссер снимает такое мастерское и талантливое кино, о котором другие могут только мечтать.
В России картину выпустит компания ЦПШ, дата релиза будет объявлена в ближайшее время.