«Край Света»: Истории женщин и о женщинах
Сегодня, 9 сентября 2016 года открывается года Шестой Сахалинский международный кинофестиваль «Край света». В конкурсную программу смотра вошли 15 фильмов из 15 стран мира, с которыми «ПрофиСинема» знакомит своих читателей. Можно сказать, что «Край света» в этом году гнёт феминистическую линию: в центре внимания оказываются женские истории — нелёгкие судьбы героинь и женщины-авторы.
Тяжёлый путь одинокой эмигрантки в грузинской картине «Жизнь Анны», положение женщины в иранском обществе в ленте «Рай», история взросления девушки-подростка в чилийском фильме «Растения», физическое насилие над женщинами в Африке на примере судьбы героини «Айша» и чувственный альманах российских женщин-режиссёров «Петербург. Только по любви».
Сила надежды
10 сентября российский зритель впервые увидит грузинский фильм «Жизнь Анны», снятый при поддержке Национального центра кинематографии. Мировая премьера ленты прошла в начале 2016 года в Швеции на Гетеборгском международном кинофестивале. С тех пор картина была показана на разных зарубежных площадках и удостоилась престижных наград.
«Жизнь Анны» – дебют в полнометражном игровом кино режиссера Нино Басилия, нашедшей поддержку опытного продюсера Жанны Сардлишвили. Нино о своем фильме, сценарий к которому написала сама, говорит так: «У меня было желание создать игровой фильм, отражающий жизнь и мечты живущей в Грузии молодежи, которая делает все возможное для улучшения условий своего существования. Картина повествует о проблемах молодой матери-одиночки, ее оптимизме и бедности, ее преданности своему больному ребенку и отчаянии, о сложных лабиринтах, через которые ей приходится проходить».
«Жизнь Анны» рассказывает о трудной судьбе одинокой женщины, которая в надежде хоть как-то улучшить свой быт и жизнь своего ребенка, страдающего аутизмом, решает уехать на заработки в США. Мечта становится недостижимой, когда американское посольство отказывает ей в визе, но неожиданно появляется последняя надежда: знакомый ее близкой подруги обещает решить все проблемы, но просит за услугу огромные деньги. Отчаявшаяся женщина идет на риск…
Режиссер постепенно загоняет свою Анну в угол, толкая хорошего, доброго и честного человека на отчаянные поступки. Суровая реальность и скудность быта героини показаны без излишней эмоциональности, просто и потому трогательно до слез: молодая женщина перебивается на нескольких работах. Объедки с барского стола становятся для посудомойки и уборщицы праздничным ужином, который она несет сыну в интернат. Понятно, что при таком образе жизни она не имеет возможности сама воспитывать аутичного сына, не способного дать матери столь необходимого ей любви и тепла. На протяжении всего действия Анна несколько раз оказывается перед выбором; в эти моменты пытливая камера приковывает зрительский взгляд к героине, долго размышляющей над поступком, способным перевернуть ее жизнь.
Точный реализм жизненной социальной драмы достигается благодаря чуткой, подвижной, трепещущей ручной камере: оператор-постановщик Тато Котетишвили нашел наиболее адекватную манеру подачи материала. Одинокая фигура бегущей, как белка в колесе, Анны тонет в пустынных пространствах большого города. Предельное одиночество героини – визуальный лейтмотив всего киноповествования.
Фильм стал актерским бенефисом исполнительницы главной роли: грузинская актриса Эка Деметрадзе с блеском воплощает натуру Анны во всей ее противоречивости. В Южно-Сахалинск представить картину прилетел актер Лаша Георги Мурджикнели, с которым Нино ранее работала в театре, задействовав его в постановке «Кокаин».
Насилие, которое создаем мы
10 сентября в рамках конкурсной программы состоится российская премьера фильма «Рай» совместного производства Ирана и Германии. Дебютная полнометражная работа иранского режиссера Сины Атаеана Дены впервые была показана на фестивале в Локарно в Швейцарии, где получила две престижных награды.
Фильм посвящен проблеме повседневного сексизма по отношению к женщине в современном иранском обществе. Главная героиня — 25-летняя Хания — живет в доме своей замужней сестры в Тегеране. Год назад несчастный случай унес жизни ее родителей, и девушка все еще чувствует сильную боль утраты. Каждый день она преодолевает долгий путь из Тегерана в пригород, в начальную школу для девочек, где работает учительницей. Хания пытается добиться перевода в учебное заведение в черте города, но это утомительный процесс, связанный с оформлением бесконечных бумаг и бюрократией. Школа не содействует должным образом ее попыткам, потому что руководство озабочено другой проблемой: две ученицы пропали без вести. В то время как все ее сверстницы вышли замуж, Хания остается одинокой, и даже пускается в авантюру, которую устроил для нее случайный ухажер. Всё больше и больше опустошаясь внутренне от своей парализующей повседневной жизни и двуличности общества, девушка изо всех сил пытается найти выход из своего состояния, но с горечью осознает свою роль в этом социуме.
«Каждый из нас испытывает насилие в повседневной жизни в той или иной степени – это своего рода призрак, который появляется там и здесь, в каждом обществе больше или меньше, – говорит Сина Атаеан Дена. – Иногда это выглядит как естественное явление, как часть человеческого существования. Мы все жертвы насилия — очевидного или скрытого – и мы сами же воспроизводим и допускаем его. Соответствие общественным нормам, социальным ценностям и особенности морали играют роль в том, как раскрывается это насилие».
«Рай» – первая часть трилогии, задуманной тегеранским режиссером, и первый его полнометражный игровой фильм. Съемки продолжения уже стартовали в Иране. Режиссер и продюсеры планируют производство в Шанхае в копродукции с Китаем. Авторам приходится быть осторожными, чтобы избежать проблем при создании фильмов, критикующих общество. Продюсерами трилогии Дена выступают Юсеф Панахи, брат опального иранского режиссера Джафара Панахи, и Амир Хамс из немецкой компании Bon Voyage Films. Первая часть трилогии снималась без официального разрешения на беспокойных улицах Тегерана и сочетает художественные элементы с документальными. Главная героиня часто взаимодействуют с прохожими, не подозревающими, что они находятся под прицелом камеры. Этот метод упоминается в начале финальных титров, которые включают десятки псевдонимов участников. По всей вероятности, эти люди скрывают настоящие имена, опасаясь преследования правительства, что, по опыту Панахи, вполне оправдано.
Душа растения
11 сентября состоится российская премьера чилийского фильма «Растения» режиссера Роберто Довериса, который лично представляет свою работу на фестивале «Край света». Картина уже успела получить приз на Берлинале 2016 как лучший игровой фильм для юношества конкурса Generation 14+.
Главная героиня «Растений» – 17-летняя Флор – самостоятельно ухаживает за своим старшим братом, который находится в вегетативном состоянии. Ее мать тоже страдает тяжелым заболеванием и находится под наблюдением врачей в больнице. Заботясь о брате, Флор не забывает о своей подростковой жизни с разными хобби. Однажды девушка открывает для себя новое увлечение, которое становится своеобразной поддержкой в ее сложной ситуации, – комиксы под названием «Растения».
«”Растения” – это история взросления в ситуации, когда ты предоставлен самому себе. Я хотел доказать, что каждый может взрослеть по-своему, и каждый человек по-своему прав в выборе своего способа, – рассказывает Роберто Доверис. – Мир юности для главной героини, Флоренсии, рушится и как-то она находит в себе силы, чтобы нести на своих плечах весь этот ужас, происходящий с ее семьей. Самое забавное, что выход из положения девушка находит в серии фантастических комиксов в жанре хоррор, которые рассказывают о том, как души растений вселяются в человеческие тела».
Идея одушевленности растений проходит красной нитью через весь фильм и становится его центральным образом. Она раскрывается разными способами: в имени героини, в состоянии ее брата, в длинных кадрах с шелестящими в ночи деревьями, которые будто перешептываются. В одной из сцен комиксы буквально оживают – она видит их героев, жуткого вида человекоподобные растения, в лицах окружающих и своих друзей. Эти моменты сопровождаются напряженной музыкой, что, несмотря на отсутствие в истории фантастики, создает постоянное присутствие чего-то мистического. Образ растений символизирует и саму ситуацию взросления Флор, ее созревание, сексуальное пробуждение.
«Флоренсия – сильная девушка. Мы видим, какая она независимая и даже жесткая в начале фильма, несмотря на грустные вещи, которые творятся вокруг, – комментирует режиссер. — Но с развитием истории она становится близка к тому, чтобы сломаться. Флор предстает, как уязвимый и запуганный ребенок. Это очень сложный характер. Одна из самых важных линий фильма, – ее сексуальное пробуждение. Только в своей затее она может чувствовать силу и власть, играя с границами сексуальности, открывая для себя страсть, желание и человеческие прикосновения».
Зло и в Африке – зло
11 сентября российский зритель впервые увидит фильм «Айша», снятой командой кинематографистов из республики Танзания и Восточной Африки. Эта картина – часть мультимедийной коммуникационной кампании «Banja Bas!» (Speak out!) и третья работа в серии игровых лент о распространенных в Африке формах насилия по отношению к женщинам. Фильм «Айша» посвящен такому распространенному в современной Африке преступлению как групповое изнасилование. Айша» снималась известным в Восточной Африке режиссером Омаром Чанде из Занзибара в сотрудничестве с Kijiweni Production, танзанийской компанией, базирующейся в Дар-эс-Салам.
«”Айша” бросает вызов большой проблеме, в частности, патриархальному шовинистическому обществу, которое существует, как статус-кво, независимо от места – деревни или города, – комментирует режиссер. – Героини фильма – сильные личности, которые изо всех сил пытаются отстоять свое место в социуме. В мейнстримовом кино Танзании мы обычно наблюдаем два типа женских характеров: покорные, угнетенные девицы в беде или властные безумные ведьмы. Кому-то ближе простые архетипы, но зачем постоянно создавать плоских героев? Кино должно бросать вызов обществу, отражая его предрассудки и недостатки. Я считаю, что “Айша” делает это».
Главная героиня фильма – Айша – интеллигентная образованная молодая женщина, переехавшая из родной деревни Пангани в Дар-эс-Салам, крупнейший город республики Танзания. Она получила в мегаполисе высшее образование, вышла замуж и открыла с супругом свое дело – маленькую аптеку. Мечта героини – накопить денег и перевезти в город свою младшую сестру, которая живет в деревне с семьей их ленивого брата, не желающего работать и увязшего в долгах. Айша уже близка к своей цели, но из Пангани приходит весть – сестра принимает предложение выйти замуж от сына богатого жителя деревни. Расстроенная ее намерением, она все же отправляется домой на свадьбу. Казалось бы, здесь она в окружении родных, людей, которые помнят ее еще девочкой, любят и ждут, но история столкновения города и деревни не обходится без черной зависти, невежества и грубости. Ведомая доверчивостью и дружелюбием, Айша попадает в страшную беду. Уровень зрительского сопереживания героине зашкаливает, когда вместо сочувствия и понимания, она встречает от родных мужчин не поддержку, не желание отомстить обидчикам, а осуждение. Тем не менее Айша находит силы в себе самой, чтобы побороться за справедливость.
Локальная на первый взгляд история, поразительно универсальна. Конфликт города и деревни, человека и социума, внутренняя борьба и мотивации каждого персонажа — все здесь находится на превосходном уровне. Фильм неслучайно попал в международный конкурс на суд мировому зрителю. В финале «Айши» приводится пугающая статистика и цитаты представителей закона цивилизованных государств, которые вопреки идеальным представлениям об объективности суда, тоже содержат осуждение.
Любовь & Питер
11 сентября пройдёт показ российского альманаха «Петербург. Только по любви». Фестивальной публике фильм представят продюсер Наталья Дрозд и режиссер новеллы «Селфи» Аксинья Гог. Открывает альманах фантасмагория Ренаты Литвиновой «Сны Иосифа». «Санкт-Петербург – самый красивый город в мире. И самый кинематографичный – он полон историй, и снимать его я могла бы бесконечно», – отмечает Рената. В поэтичной, одновременно странной и привлекательной, как и сама Литвинова, манере повествуется о четырех актрисах – матери и ее дочерях, которые приезжают на «Ленфильм» сниматься в фильме об Иосифе Бродском.
Эпизод «Девочки» сняла Анна Пармас, начавшая свой профессиональный путь с работы помрежа на «Ленфильме»: «Петербург – самый красивый город России. Очень холодный и очень депрессивный. Город-мужчина. Недоступный, жесткий, циничный. Такие и привлекают хороших девочек. И я среди них. Влюбилась, познакомилась, а потом выяснила – мой избранник нежный, чуткий и очень остроумный. С ним весело кутить, его интересно послушать, на него приятно посмотреть. Мой на всю жизнь». Эмоциональная новелла «Девочки» через непростые взаимоотношения пожилой матери со взрослой дочерью повествует о торжестве семейной любви, несмотря на все жизненные сложности и личные конфликты.
Оксана Бычкова родилась в Донецке, а выросла на Сахалине. После окончания ВКСР она точно знала, где хочет снимать дебютный фильм – только в Петербурге. «Именно город стал отправной точкой для создания “Питера ФМ”. И для меня это, прежде всего, история про мой самый любимый город. Прошло уже больше 10 лет, и вдруг возникла возможность еще раз объясниться Питеру в любви. С одной стороны, очень радостно снять новое кино про Питер, а с другой – очень, очень непросто… Но тем интереснее задача, правда ведь?». Оксана Бычкова сняла историю о зарождающейся любви двух молодых людей.
Героиня новеллы «Селфи» – молодая девушка Марго, которая твердо решила умереть молодой, пьяной и красивой. «Для меня это город, где может произойти все, что угодно – рассказывает Аксинья – город совпадений, романтики, когда простые вещи вдруг обретают метафизические смыслы. А еще тут выдувает мозг… И вот с этим ощущением отсутствия мозга все идет всегда не по плану, и происходит что-то, что невозможно заранее и представить».
Эпизод «Аничков мост» повествует о неожиданном происшествии, нарушившем рутинную жизнь обычного петербургского экскурсовода. «Питер туристический и Питер настоящий – два разных города – объясняет режиссер Наталья Кудряшова – Питер, который можно ненавидеть и любить, с которым можно разговаривать, он – совсем другой, не из путеводителей. Вне стереотипов. Мне очень захотелось об этом рассказать».
Наталья Назарова создала очень необычную короткометражку «Просто концерт» о крановщице, которая преодолевая разные сложности, готовится к торжественному и важному вечеру. Трогательная история удивляет неожиданными поворотами сюжета и пронзительным финалом. «Мне очень дорога мысль, что упорядоченное, классическое пространство Петербурга само по себе влияет на человека, –– призналась Наталья Назарова. – Хор – это тоже упорядоченное совместное действо, формирующее человека. Наша героиня, будучи простой крановщицей, невольно тянется к этой упорядоченности и красоте».
Авдотья Смирнова сняла заключительную новеллу альманаха – «Выгул собак» с Анной Михалковой в главной роли. «Сюжет этой новеллы написан лет восемь назад, – говорит Авдотья. – Я тогда завела собаку, и, гуляя с ней, много наблюдала за собачниками – так и придумала эту историю… ». Особый шарм всему проекту придает участие в нем Михаила Боярского – он блеснул в роли городского колдуна.
Больше информации о событиях смотра читайте в фестивальной газете - скачать
Номер 2.