Японская анимация на «Крае света»
С 9 по 17 сентября 2016 года в Южно-Сахалинске проходит VI Сахалинский международный кинофестиваль «Край света». Традиционно особым вниманием публики смотра пользуется азиатская анимация. Продюсер всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже Степан Шашкин, представляющий на Сахалине программу «Азиатская анимация. Траектория внутрь», поделился подробностями с «Профисинема».
Если мы говорим об азиатской анимации, для начала нужно ответить на вопрос – что же считать Азией? Половину земного шара? Среди стран, расположенных в Азии, создающих анимацию, кроме традиционных Японии, Кореи и Китая, есть ещё огромная страна на севере, 77% которой находится в Азии. Да, российскую анимацию тоже можно смело назвать азиатской.
Кто и что производит на сегодняшний день из вышеперечисленных стран?
Китай делает первые вполне уверенные шаги, но он явно в начале пути. Южно-корейские анимационные студии в основном являются «рабочими лошадками», которым японские компании отдают на аутсорсинг часть производства собственных фильмов. Хотя иногда южно-корейские проекты занимают достойное место в мировом рейтинге. «Фантастические дни», например. Этому во многом способствует хорошо развитая индустрия игрового и сериального южнокорейского кино и компьютерных игр.
Россия, как азиатская страна, тоже могла бы не отставать, имея потрясающий бэкграунд советской анимации и талантливых современных режиссеров и художников.
Кстати, стоит отметить недавний совместный проект «Чебурашка», сделанный на четырех студиях в Японии, Корее, России и Беларуси. Фильм был показан в прошлом году на фестивале «Край света». Макото Накамура совместно с Михаилом Алдашиным и Михаилом Тумелей создали замечательный новый фильм про любимого всеми героя. Таких проектов могло бы быть больше. Почему это не так – вопрос открытый.
Ну а пока пальму первенства уверенно держит Япония. Японская анимационная индустрия по объемам вполне сравнима с Голливудом. Студии, в основном специализирующиеся на «ширпотребных» сериалах, иногда производят на свет режиссеров настоящего арт-хауса, таких как Хаяо Миядзаки или Макото Синкай.
Именно такие фильмы и представлены в этом году в программе Сахалинского международного кинофестиваля «Край света» в блоке «Азиатская анимация. Траектория внутрь».
Как ни странно, эти ленты, видимо благодаря высокой степени образованности и культуры японцев, становятся хитами и собирают хорошую «кассу» в прокате.
Откуда же в Японии возник феномен анимации или аниме, как принято его там называть? На мой субъективный взгляд, тут свою роль сыграло несколько факторов.
Во-первых, закрытая до 1945-го года от всего остального мира империя сумела сохранить самобытность и древние традиции национальной культуры.
Во-вторых, технологическая революция, случившаяся в начале 60-х годов, дала толчок к осуществлению быстрого перехода в постиндустриальное общество, когда проблемы становления и формирования личности становятся важнее наполнения желудка пищей. Когда общество потребителей постепенно трансформируется в общество мыслителей. Когда искусство перестает выполнять социальный заказ, а является средством самовыражения талантливых художников (в широком смысле).
В-третьих, явное влияние американской культуры, которая после войны оказала огромное воздействие на японскую. Патриотические комиксы про супергероев, стиль жизни, транслировавшийся по всему миру Голливудом (который и по сей день продолжает трансляцию), и, конечно же, Уолт Дисней! Именно посмотрев диснеевскую «Белоснежку», японское правительство решило финансировать первый полнометражный японский мультфильм агитационного содержания «Момотару но Умиваси».
И, в четвертых, конечно, собственная традиция визуализации литературных образов, идущая еще от знаменитого художника Кацусики Хокусая, жившего в 18-19 веках, продолженная другими художниками, и выросшая в манга (японские комиксы) культуру, ставшую в начале XX века чрезвычайно популярной в Японии.
На такой благодатной почве и взошли первые ростки японской анимации, такие как «Момотаро» в сороковых, «Легенда о Белом Змее» в пятидесятых и «Астробой» в шестидесятых. Кстати, немногие знают, что именно в это время в Японии был создан легендарный «Король Лев», который позже лег в основу диснеевского мультфильма – как вполне логичное продолжение слияния двух культур. А дальше был гигантский скачок анимационной индустрии, результаты творчества лучших представителей которой демонстрируются на фестивале.
В программу показа вошли две работы Макото Синкай «За облаками: обещание юности» (2004) и «Ловцы забытых голосов» (2011). Режиссер, которого часто называют «новым Миядзаки», еще в детстве решил стать художником-аниматором. Свой первый двадцатиминутный фильм «Голос далекой звезды» он сделал практически в одиночку. На это у него ушло семь месяцев кропотливейшего труда. После этого его заметили и предоставили возможность творить. Сейчас он создает свои шедевры под бережной опекой студии Comics Wave Films. В 2013 году стараниями компании Реанимедиа Макото Синкай посетил Москву, где встретился со зрителями на премьере своего фильма «Сад изящных слов».
Мамору Хосода снял свои первые мультфильмы на киноплёнку 8 мм., еще учась в школе. Все его фильмы, самый известный из которых – «Девочка, покорившая время», динамичны, эмоции героев «выливаются через край», фантастические реальности сменяют друг друга с молниеносной быстротой. Но ему удается совмещать все это с глубоким психологизмом, незащищенностью внутреннего мира, ранимостью человеческой души. На фестивале будет показан его фильм «Летние войны» (2009).
Хироюуки Окиура трудится на студии Production I.G c 1993 года в качестве художника по персонажам и режиссера анимации. В его копилке работа над такими проектами как «Патлабор. Фильм 2» и «Призрак в доспехах». Российскому зрителю он больше известен как режиссер фильма «Jin-Roh» или «Оборотни». На фестивале представлена его последняя режиссерская работа «Письмо для Момо» (2012).
Более подробно о события смотра читайте в фестивальной газете (скачать Номер 5)