Ангелы и потенциальные шпионы: Открылся 73-й Венецианский кинофестиваль
73-й Венецианский международный кинофестиваль / Venice International Film Festival открылся 31 августа 2016 года на Лидо мюзиклом Дэмьена Шазелла «Ла Ла Лэнд» с Эммой Стоун и Райаном Гослингом. Одним из первых, в специальной программе Cinema nel Giardino, на фестивале показали и фильм «Сеть» Кима Ки Дука. Причем, показ этот состоялся в новом зале, возникшем на месте огромной ямы, которая очень давно обещала превратиться в новый фестивальный дворец, да так и не превратилась.
Мечты сбываются
«Ла Ла Лэнд» Дэмьена Шазелла очень ждали в Венеции. Во-первых – нечастое явление – фильм-открытие участвует в конкурсе. Во-вторых, его автор поразил своей предыдущей лентой «Одержимость», сорвавшей восторги критики и массу наград. Наконец, анонсы обещали возрождение жанра мюзикла.
«Ла Ла Лэнд» начинается с прогноза погоды в Лос-Анджелесе, а затем почти без перехода пойдут песни и танцы застрявших в огромной пробке и повыскакивавших из своих машин людей. В пробке впервые увидятся начинающая актриса (Стоун) и джазовый пианист (Гослинг) и немедленно не поладят. Она спит под огромным плакатом Ингрид Бергман на стене, ходит на нелепые прослушивания и работает в кафе, с восторгом глядя на своих клиенток-кинозвезд. Он боготворит джаз, играет в ресторане, отчаянно пытается разбавить репертуар в стиле Jingle Bells любимой музыкой, трепетно хранит раритетные вещи своих кумиров. Они будут случайно встречаться еще пару раз, пока, наконец, не влюбятся друг в друга. Будут стараться добиться своего, ругаться, сдаваться и возвращаться к своим мечтам. Зритель, в диапазоне от романтика до реалиста, найдет в этом фильме эскапизм, стилизацию, сюжет о любви, к которой испытываешь благодарность при любом исходе, историю о том, что искусство не продается, то экзальтированное, то ироничное наблюдение за городом ангелов, даже просто кино, в котором главное – изумительная музыка Джастина Гурвича (постоянного композитора Шазелла).
Конечно, «Ла Ла Лэнд» – зрелище, но прекрасно это кино не только в декоративном смысле. Шазелл блестяще умеет поймать саму ткань музыки, это было понятно сразу, и тем более – после «Одержимости». Взявшись за мюзикл, он показал, с какой дерзостью он жонглирует прошлым и настоящим. Его фильм со всей атрибутикой голливудских мюзиклов 40-50-х – в равной степени ностальгия и глоток свежего воздуха. Возможно, потому что это не просто кино про песни и танцы, но и драма, а главное тут - старая, но ничуть не потрепанная мысль о том, что мечта об искусстве забирает человека целиком, в сердце нет свободных мест. Может быть поэтому фильм, очень тонкий, но и ясный, после просмотра оставляет одновременные ощущения счастья и печали, и с этим ничего не поделать, да и не хочется. Шазелл завлекал зрителя мюзиклом, но по сути снял все ту же историю об одержимости.
История о рыбаке и лодке
Кореец Ким Ки Дук – частый гость на Лидо. Он получал тут режиссерскую награду, премию ФИПРЕССИ, «Золотого Льва». На этот раз он не в конкурсе и привез на фестиваль «Сеть» о полунищем, но довольно счастливом северокорейском рыбаке, который случайно пересек границу. Во вражеской Южной Корее его немедленно отмыли, переодели в тренировочный костюм и белые кроссовки и повели на допрос. Амбициозный следователь, считающий всех северокорейцев потенциальными шпионами, с пристрастием его допрашивает и даже дает пару тумаков. Но рыбак – простой парень, искренне мечтающий вернуться домой к жене, маленькой дочке и жизни под портретами вождей. Более человечный представитель южнокорейских силовиков, понимающий, что скорее всего сделают с вернувшимся на родину, предлагает ему остаться. Даже порывается показать Сеул с его небоскребами и товарами народного потребления. Но простодушный рыбак во время экскурсионного тура упрямо зажмуривается, чтобы не увидеть лишнего. Правдами и неправдами, ему удается вернуться на родину. Где он попадает в лапы северокорейских спецслужб, которые тоже подозревают его в шпионаже. Сцена с допросами повторяется почти зеркально.
Поклонников экстравагантного стиля Кима Ки Дука «Сеть» может разочаровать. Любитель в кадре что-нибудь отрезать, отрубить или отгрызть и в целом терзать плоть, на этот раз режиссер от привычных методов отказывается. Причем демонстративно. За исключением пары сцен, членовредительства нет. Зато дважды повторяется эпизод избиения с применением массивной пепельницы, и каждый раз избивающий опускает шторку на окно, чтобы ни наблюдатели из спецслужб, ни зритель ничего не увидели.
Идея проста – показать, каким кошмаром борьба идеологий может обернуться для обычного человека и какие шоры носят люди, подчиненные этим идеологиям. Приемы режиссера тоже вполне очевидные, порой даже слишком (например, в сюжете фигурируют два плюшевых медведя – старый и ободранный северокорейский и новый, заводной и говорящий южнокорейский). И одновременно кино получилось довольно щекотливое, так оказались похожи между собой пограничники и силовики двух стран. Характеры южан сравнительно выпуклые, северяне же настолько плоские, что одному из них вообще место в армии орков в фильмах Питера Джексона, даже грим не нужен. Но это не меняет ситуацию: показав привычный образ Северной Кореи, Ким Ки Дук не пощадил и Южную. Нужна определенная смелость, чтобы рассказать историю о рыбаке и лодке не просто в таком аспекте, но и с использованием очень простых, если не примитивных, лобовых приемов.
Чего ждет от фестиваля Сэм Мендес
В официальных программах Венецианского международного кинофестиваля в этом году 55 полнометражных и 17 короткометражных лент. Наконец, еще 31 фильм (20 полнометражных, один короткометражный и десять документальных) покажут в рамках «Венецианской классики». Ожидаются, разумеется, и звезды. На открытии уже побывали Эмма Стоун и Райан Гослинг. Ждут Алисию Викандер, Майкла Фассбендера, Натали Портман, Дэнзела Вашингтона, Джуда Лоу.
Из предфестивальных новостей главная следующая: рядом с дворцом фестиваля, наконец, зарыли огромный котлован, который несколько лет стоял огороженный забором. Когда-то тут планировали строить новый дворец, но выяснилось, что из-за особенностей почвы строительство обойдется много дороже, чем предполагалось. Денег так и не нашли. Теперь на месте котлована разбили сад и соорудили еще один кинозал, в котором, в частности, будут проходить показы программы Cinema nel Giardino. В этом внеконкурсном разделе – фильмы, сопровождающиеся встречами и обсуждениями просмотренного с их режиссерами или актерами. Именно в рамках Cinema nel Giardino показали «Сеть» Кима Ки Дука, тут же состоится и премьера «И проиграли бой» Джеймса Франко.
Веб-зал фестиваля в этом году расширил свою программу. Виртуальный кинотеатр, действующий в рамках Мостры пятый год, раньше предлагал исключительно фильмы «Горизонтов», потом к ним добавились некоторые участники Biennale College Cinema. В этом году тут покажут еще и, например, «Продавца орхидей» обладателя прошлогоднего «Золотого Льва» Лоренцо Вигаса.
Возглавляющий жюри британский режиссер Сэм Мендес за пару дней до открытия дал интервью итальянской La Republica. Он рассказал, что его особые отношения с Венецией начались три десятка лет назад, когда студентом он работал тут в музее Пегги Гуггенхайм. Мендес говорил, что поселился в небольшом пансионе, по прибытии открыл окно в своей комнате и решил, что Венеция – самое красивое место на свете. В 2002 г. он привез на Лидо свой «Проклятый путь» со сравнительно молодым и в первый раз попавшим и в Венецию, и вообще на кинофестиваль подобного уровня, актером по имени Дэниэл Крэйг и снова смотрел на город словно впервые, его глазами. В ответ на вопрос о том, какое кино он ждет, Мендес сказал следующее: «Я ищу какой-то особенный голос, отличающийся от других, одного из тех творцов, что дарят нам волнующее кино. И я очень жду обмена мнениями с другими членами жюри. В конце концов, ведь работа режиссера – это такая одинокая работа».
73-й Венецианский международный кинофестиваль проходит на Лидо с 31 августа по 10 сентября 2016 года.