Дневники Берлинале: Мэрил Стрип и братья Коэны открыли Берлинский кинофестиваль
11 февраля 2016 года в Берлине состоялось открытие 66-го Берлинского кинофестиваля, жюри которого в этом году возглавляет актриса Мэрил Стрип. На открытии смотра была показана новая картина братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!», в которой снялись Джордж Клуни, Джош Бролин, Скарлетт Йоханссон, Ченнинг Татум, Тильда Суинтон.
Утром 11 февраля на пресс-конференции жюри его председатель Мэрил Стрип сказала, что быть на этом посту для нее – большая честь и привилегия, что к работе в жюри она специально не готовилась, но ей приятно быть боссом. И что она даже уже поруководила своими подопечными и запретила им читать фестивальный буклет с описанием фильмов и биографиями режиссеров. Так им легче будет искать в конкурсных фильмах что-то свежее.
Не обошлось без воспоминаний об «Оскаре». Когда председателя спросили, как же так, почему в жюри все белые, та немедленно отреагировала: «По крайней мере, в жюри доминируют женщины, это необычная ситуация». А потом добавила о колыбели человечества, о том, что мы все, по сути, родом из Африки, мы все - африканцы.
Уже по вчерашнему утру понятно было, что героем дня будет именно Стрип. Пресс-конференции и фотоколлы Берлинале происходят в отеле «Хаятт», напротив фестивального дворца. К началу пресс-конференции жюри перед боковым входом в отель, куда привозят гостей, собралась толпа. Когда подъехала госпожа председатель, толпа принялась скандировать «Мэрил, Мэрил», актриса помахала поклонникам ручкой и поспешила к журналистам. Вопросы там задавали в основном ей. Спрашивали об африканском и китайском кино (отвечала уклончиво), о коллегах по жюри (похвалила всех и впоследствии каждому, кто не был охвачен вниманием прессы, попыталась предоставить слово).
На вечерней церемонии открытия фестиваля все было примерно так же. Перед открытием на красной дорожке Берлинале были, в том числе, Джордж Клуни с женой, Джош Бролин, Ченнинг Татум, Тильда Суинтон с невероятной прической. Даниэль Брюль, невзирая на бороду, выглядел как всегда аккуратно, словно отличник. Другой немецкий актер Ларс Айдингер, член жюри фестиваля, наоборот был с накрашенными черным лаком ногтями, заявил журналистам, что тут кофе, лимузины и вообще есть все для удовольствия, а также что Мэрил Стрип просто супер, и познакомиться с ней - счастье.
Немецкая комедия
Церемонии Берлинале прекрасны еще и тем, что ведет их популярная в стране актриса и телеведущая Анке Энгельке. Она мало того, что обладает комедийным талантом (чему доказательство – ее многочисленные награды), но и превращает свои выступления на фестивальных церемониях в лингвистические аттракционы. Она родилась и выросла в Канаде, в семье, где говорили сразу на трех языках, поэтому одинаково отлично управляется и с немецким, и с английским, и во время церемонии переходит с языка на язык прямо посреди предложения. Когда она представляла жюри, при упоминании Стрип разразившийся овациями зал встал. Актриса также немедленно вскочила, по традиции закатила глаза и всплеснула руками, словно не понимая, за что ей эта честь. По ходу церемонии Энгельке еще не раз к ней обращалась.
Да и в целом досталось от ведущей всем: Тильде Суинтон, конкурсным фильмам. Причем, особо напирала Энгельке на многочасовой хронометраж ленты «Колыбельная скорбной тайне» (Лав Диас). Даже директору Берлинале Дитеру Косслику – его она назвала папой -- который уже 15 лет сидит дома (тем, кто шутку не оценил, рекомендуется ознакомиться с рабочей биографией директора фестиваля). Ее бенефис периодически прерывался: на сцену выходили другие люди и выступали с приветственными речами, но потом она возвращалась с новой порцией шуток, и к моменту, когда зал приготовился смотреть ленту братьев Коэнов, он был уже отлично разогрет.
В своем новом фильме Коэны ухитрились собрать немыслимое количество звезд и просто больших актеров. Джордж Клуни, Рэйф Файнс, Тильда Суинтон, Скарлетт Йоханнсон, Ченнинг Татум, Джош Бролин, Френсис МакДорманд, Джона Хилл. Когда кажется, что уже все, в кадре вдруг появляется Кристофер Ламберт. Пресс-конференция команды фильма тоже собрала толпу.
Сыгравший в «Да здравствует Цезарь!» Джордж Клуни признался, что снялся уже в четырех фильмах Коэнов, и каждый раз в каждом новом сценарии его персонаж – еще больший идиот. Актер шутил и периодически впадал в образ, созданный им в фильме. Но он известен своей гуманитарной работой в Дарфуре, а его жена – адвокат, занимающаяся правозащитной деятельностью. Так что серьезных вопросов избежать не удалось. Клуни спрашивали, что конкретно он может сделать в связи с современным кризисом беженцев, актер ответил, что у него запланирована встреча с Ангелой Меркель, где он и хотел бы узнать, чем можно помочь. Спрашивали также, не планирует ли он снимать «Сириану-2», учитывая, сколько в мире сегодня новых войн. «Думаю, это было бы сложно сделать, - ответил актер. – В мире много что идет не так, но киносообщество чаще реагирует на ситуацию, а не идет впереди нее. Полагаю, сегодня такие истории лучше анализировать в средствах массовой информации».
В главной роли в «Да здравствует Цезарь!» снялся Джош Бролин, он же – единственный персонаж, названный по имени своего реального прототипа, Эдди Мэнникса, голливудского «фиксера», отвечающего за порядок на студии и решающего все проблемы подопечных. Этот человек думает, не перейти ли ему на другую работу с более спокойной обстановкой внутри коллектива (на горизонте – авиационная компания). Но тут одна артистка забеременела вне брака, один артист никак не может прижиться в костюмной павильонной мелодраме, потому что привык к вестернам. А самое главное, что студийную кинозвезду вдруг похищают. Как потом выяснится, это были коммунисты, но ввиду общего добродушного авторского взгляда на персонажей, тоже выглядящие очень симпатичными. Даже наносящий визит к берегам Голливуда эмиссар из империи зла милый.
Можно много рассуждать о киноцитатах и посвящении Золотому веку Голливуда, о том, как все это смешно (есть даже изумительная по своей комедийной глубине сцена обсуждения образа Христа худсоветом, в состав которого входят священники разных конфессий и раввин). Но интересно вот что. Все герои в фильме – люди с грешками разной степени тяжести (от скрываемой от жены пачки сигарет до внебрачного ребенка). И при этом все эти люди вызывают едва сдерживаемую симпатию, а фильм в целом – радость. Все персонажи заняты любимым делом, от сценаристов до коммунистов (что в контексте фильма вообще одно и то же), даже фиксер, который еще мечется в поисках более спокойного местечка, при помощи священника и господа бога придет к мысли, что надо делать то, что правильно, а в его случае правильно – продолжать в том же духе. В этом нет политической декларации, которые так любит Берлинский кинофестиваль. Но есть очень верная и жизнеутверждающая общечеловеческая установка. Приятно, что фестиваль открывается именно таким, правильным фильмом.
66-й Берлинский кинофестиваль завершится 20 февраля, победителей назовет международное жюри во главе с Мэрил Стрип.