В Венеции показали «Франкофонию» Александра Сокурова
3 сентября 2015 года на 72-м Венецианском кинофестивале прессе показали «Франкофонию» Александра Сокурова. И это был едва ли не первый пресс-показ нынешней Мостры, сопровождавшийся аншлагом. «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией» снята французским оператором Брюно Дельбоннелем, в графе «производство» указаны Франция, Германия и Нидерланды, язык в основном русский (закадровый текст читает сам Сокуров).
Искусство или жизнь
Смотрится этот документально-игровой фильм как наднациональное политическое размышление о роли культуры и конкретно музеев в развитии и формировании Европы. То, что ближе всего подходит под определение сюжета тут – история о тогдашнем директоре музея Жаке Жожаре и главе немецкой Службы охраны культурных ценностей графе Вольфе Меттернихе, которые фактически вступили в сговор, чтобы не допустить разграбления музейных коллекций. Один помогал сопротивлению, второй был нацистом. Но оба они предано трудились на ниве культуры. И именно это последнее и определяло их решения.
Этот замечательный фильм больше одной конкретной истории Лувра и в заданных в нем вопросах очень актуален. На примере Лувра Сокуров размышляет о культурном единстве Европы и отстраненности России от этого процесса. В редакторском комментарии на сайте фестиваля он пишет, что Европа всегда казалась ему давно объединившейся семьей с общими традициями, грандиозная европейская культура является фундаментом этой семьи, а Германия и Франция – как сестры, каждая со своим характером, отношения их трудны. Но «Франкофония» говорит о том, как даже во время войны герои находят возможность взаимопонимания. Культуре стоит отстраниться от текущих исторических процессов, но при этом она должна быть всегда готова к войне в том смысле, что ее служители были бы способны сохранить и вывезти из зоны военных действий культурные ценности.
Хотя Сокуров обходит некоторые спорные моменты и задает вопросы не до конца или задает, не давая на них собственных ответов. Что важнее, искусство или человеческая жизнь, что надо спасать в первую очередь? Собственно, фильм вокруг этого вопроса и ходит. Или, например, автор говорит, что в Европе в отличие от мусульманских стран была развита портретная живопись, и благодаря этому Европа сегодня имеет возможность смотреть в глаза своему прошлому в буквальном смысле, то есть видеть своих предков. Но не идет дальше, не говорит о вытекающих из истории европейской культуры нынешних противоречиях радикального исламизма с искусством. Возможно, дай он свои собственные ответы на такие вопросы, политкорректному миру они бы не понравились.
В поле зрения
Еще один фильм, с энтузиазмом принятый прессой – это триллер «В центре внимания» Тома Маккарти, показанный вне конкурса. Интерес вызывал и Маккарти, популярный актер, с начала двухтысячных занявшийся режиссурой и написанием сценариев (снял очень удачного «Посетителя», работал над сценарием пиксаровского мультфильма «Вверх»). Но больше, пожалуй, сама тема – основанная на реальных событиях история журналистского расследования The Boston Globe, обернувшаяся крупным скандалом в Бостонской католической епархии, долгие годы покрывавшей священников-педофилов, и отставкой кардинала епархии.
В 2001 году в The Boston Globe пришел новый редактор (Лив Шрайбер) и тут же инициировал расследование о священнике, в течение нескольких десятилетий растлевавшем детей. Редактор отдела (Майкл Китон) и его команда (Рэйчел Макадамс, Марк Руффало) понимают, каким провалом это может для них обернуться, пытаются справиться с нежелающими общаться адвокатом пострадавших (Стэнли Туччи) и давно подросшими жертвами. А однажды выясняют масштаб этих преступлений, намного превосходящий то, что они вообще могли себе представить. Статья, несмотря на сопротивление бостонской епархии, выходит, после чего разоблачения католических священников валом прокатились по всей стране.
Маккарти снял классическую историю журналистского расследования – западная критика уже взахлеб сравнивает фильм со «Всей президентской ратью» Алана Пакулы и с «Зодиаком» Дэвида Финчера. Его умение работать с актерами было видно еще в «Посетителе» , где он дал главную роль гению второго плана Ричарду Дженкинсу, и это была блестящая роль. Маккарти методично прослеживает рутинную работу своих персонажей. Это триллер, очень скрупулезно показывающий, как сильно было влияние церкви на общество в Бостоне. Но все же это кино не про церковь, а про журналистику. «Я был воспитан католиком, я с уважением и пониманием отношусь к этому институту. Я очень обеспокоен тем, как сдала расследовательская журналистика по сравнению с тем, что мы имели 15 лет назад, - говорил в своих интервью Маккарти. - Для меня этот проект был возможностью показать на конкретном примере, какие события могут происходить, когда у нас есть хорошо финансируемая профессиональная журналистика».