6 февраля 2015 12:51
Ненужная ночь Берлинского кинофестиваля
5 февраля 2015 года 65-й Берлинский международный кинофестиваль / Berlin International Film Festival открылся драмой Изабель Койшет «Никому не нужна ночь» с Жюльет Бинош в главной роли. На это кино, равно как и на другие конкурсные фильмы, которые должны показать тут на этой неделе, билеты были раскуплены еще 4 февраля. Пожалуй, никакой другой фестиваль из высшей лиги не сливается в таком экстазе с городом и его обитателями.
Каждый год в первой половине февраля Берлинале расползается по всему городу. Его главное пространство – это Потсдамер плац, где расположены дворец кинофестиваля и многозальные кинотеатры Cinemaxx и SineStar IMAX. Cinemaxx, наверное, самый активный фестивальный объект – показы идут тут с утра до вечера в 19 залах.
Еще один мультиплекс, Cubix на Александр Плац, отдает под Берлинале три своих зала. Во Friedrichstadt-Palast на Фридрихштрассе проходят гала-премьеры и спецпоказы. До объединения Германии фестиваль проводился в Zoo Palast в западной части города. Три года назад этот кинотеатр открылся после реконструкции и теперь снова в деле. Неподалеку от Zoo располагается и Delfi. Он работает с 1949 года, и связан с фестивалем с самого его рождения. С 1981 года в Delfi проводятся показы фильмов программы Forum.
Но, кроме всех этих центральных заведений, есть и другие, в самых разных районах, с виду не всегда шикарные (и это еще мягко сказано). Например, Colloseum в Пренцлауэрберге, кинотеатр 1924 года рождения, первый в этом когда-то рабочем районе Берлина. Или Odeon в Шенеберге, главный городской кинотеатр для ценителей фильмов без дубляжа. Toni@Tonino в Панкове в 1979-ом был признан памятником архитектуры, в 90-е его купил и привел в порядок известный немецкий режиссер Михаэль Ферхёвен. В двух последних, а также в Eiszeit Kino в Кройцберге (бывший сквот) проходят показы в рамках Berlinale Goes Kiez. Фильмы Generation демонстрируют в том числе в Filmtheater am Friedrichshain, крупнейшем артхаусном кинотеатре города, который в 90-е почти приватизировали, и спасло его только вмешательство местных жителей.
Отдельные программы заточены под конкретную публику. Generation, как гласит официальная версия, появилась вскоре после того, как в 1978 году в кабинет к тогдашнему директору Берлинале ворвалась подростковая делегация и осведомилась, почему не предусмотрено программы для детей. Сегодня эта программа ежегодно привлекает порядка 50 тыс. зрителей. Кстати, в нынешнем году именно в рамках Generation 14plus показывают «14+» Андрея Зайцева и «Небесного верблюда» Юрия Фетинга. Perspektive Deutsches Kino собирает ежегодно от 5 до 15 тыс. человек, и 85% из них – берлинцы. Еще один популярный фестивальный раздел – Retrospective. Он же едва ли не самый сложный в организационном плане. До полугода занимает работа по поиску пленок и убеждению архивов или студий предоставить их фестивалю или сделать новые копии.
Любопытно, что постоянная команда фестиваля – это всего около 12 человек. Разумеется, к началу февраля над его организацией трудится уже около тысячи. Но, как писал в своей книге о Берлинале историк кино Питер Коуи, на постоянном контракте работает всего дюжина. Программный директор Дитер Косслик считает, что работа по восьмимесячному договору (а так и оформлены отношения Берлинале и большинства его сотрудников) очень мотивирует людей.
За всю историю Берлинале у него было лишь четыре программных директора. Основатель фестиваля Альфред Бауэр руководил им более четверти века. Его преемник Вольф Доннер работал тут всего три года. Он успел перенести время проведения Берлинале с лета на зиму, учредить программу Panorama, попытался сделать фестиваль более зрительским, более интересным молодежной аудитории. Мориц де Хадельн продержался на своем посту чуть больше двух десятилетий. При нем фестиваль переехал на Потсдамер Плац и с точки зрения организации и размашистого подхода к делу стал именно таким, каким он является сейчас.
Дитер Косслик руководит Берлинале с мая 2001 года и, как стало известно несколько месяцев назад, останется тут до 2019 года. Косслик сделал ставку на рынок. Он расширил European Film Market, учредил Co-Production Market, Berlinale Talents и World Cinema Fund, которые финансируются не из бюджета фестиваля, а из внешних источников. Наконец, он улучшил отношения с немецкой киноиндустрией, сделав постоянную программу Perspektive Deutsches Kino. Вырос доход не только от представителей немецкой киноиндустрии, но и от спонсорства. В общем, за все время его правления фестивальный бюджет увеличился более чем на 50%. Уже известно, что бюджет нынешнего года составляет 22 млн. евро.
Впрочем, важнейшим для нас является кино. В этом году в основном конкурсе 19 фильмов, еще четыре показывают вне конкурса. Что приятно, российское кино представлено во всех ведущих программах фестиваля. В основном конкурсе участвует лента «Под электрическими облаками» Алексея Германа-мл. Рекламный щит его фильма можно обнаружить, к примеру, перед зданием Martin-Gropius-Bau, где проходит кинорынок Берлинале. Тут же реклама и еще одного фильма, имеющего отношение к России – «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя.
Фестивальной рекламы в городе много, и самые распространенные сюжеты – это портрет Джеймса Франко (который появится в кадре сразу в нескольких фильмах берлинских программ), а также постер «50 оттенков серого» Сэм Тейлор-Джонсон. Экранизация эротического романа о романтической любви с садо-мазо-оттенком, похоже, станет чуть ли не самым популярным фильмом фестиваля. «50 оттенков серого» покажут в разделе Berlinale Special Gala.
А вот начался фестиваль вяло. Именно так характеризует критика фильм открытия Берлинале «Никому не нужна ночь» Изабель Койшет. Как сообщают нам титры фильма, эта история основана на реальных характерах. А именно, на характерах исследователя Арктики Роберта Пири и его жены Жозефины. Сам Пири, впрочем, в кадре не появляется. Сюжет крутится вокруг его супруги, которая отправляется искать мужа в район Северного полюса. Жюльет Бинош точным выстрелом из ружья бодро убивает медведя с криком «это мой первый медведь», в экспедицию берет чемоданчик с набором посуды на несколько персон, чтобы оставаться в походе леди, ходит в платье и в нарядной папахе даже уже где-то в районе Гренландии. Затем судьба сталкивает ее сразу с несколькими проблемами. Во-первых, погода все хуже, а полярная ночь все ближе, сопровождающие отказываются ехать дальше. А во-вторых, рядом с базой исследователя, где и осталась ждать своего мужа Жозефина, появляется молодая девушка из аборигенов, утверждающая, что Роберт Пири – это ее мужчина. Как потом выясняется, она еще и беременна. Женщинам предстоит провести вместе долгие темные и полуголодные дни.
Вялый – это еще довольно деликатный эпитет, которым наградила фильм западная критика. Признавая, что сама постановка выполнена неплохо, многие гневно пишут о том, что в фильме искажен реальный образ Жозефины Пири. Даже игру Жюльет Бинош сочли неубедительной. Так или иначе, но большинство признает, что нынешнее открытие Берлинале – это совсем не то, что прошлогоднее, когда кинофестиваль начинался с «Отеля «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона.
Впрочем, пока это только начало. Уже сегодня начинаются показы других конкурсных фильмов. Фестиваль продлится до 15 февраля. Церемония закрытия состоится на день раньше, 14 февраля. Призеров и обладателя главного приза, «Золотого медведя» Берлинале, назовет жюри под председательством режиссера Даррена Аронофски.
Дюжина
Каждый год в первой половине февраля Берлинале расползается по всему городу. Его главное пространство – это Потсдамер плац, где расположены дворец кинофестиваля и многозальные кинотеатры Cinemaxx и SineStar IMAX. Cinemaxx, наверное, самый активный фестивальный объект – показы идут тут с утра до вечера в 19 залах.
Еще один мультиплекс, Cubix на Александр Плац, отдает под Берлинале три своих зала. Во Friedrichstadt-Palast на Фридрихштрассе проходят гала-премьеры и спецпоказы. До объединения Германии фестиваль проводился в Zoo Palast в западной части города. Три года назад этот кинотеатр открылся после реконструкции и теперь снова в деле. Неподалеку от Zoo располагается и Delfi. Он работает с 1949 года, и связан с фестивалем с самого его рождения. С 1981 года в Delfi проводятся показы фильмов программы Forum.
Но, кроме всех этих центральных заведений, есть и другие, в самых разных районах, с виду не всегда шикарные (и это еще мягко сказано). Например, Colloseum в Пренцлауэрберге, кинотеатр 1924 года рождения, первый в этом когда-то рабочем районе Берлина. Или Odeon в Шенеберге, главный городской кинотеатр для ценителей фильмов без дубляжа. Toni@Tonino в Панкове в 1979-ом был признан памятником архитектуры, в 90-е его купил и привел в порядок известный немецкий режиссер Михаэль Ферхёвен. В двух последних, а также в Eiszeit Kino в Кройцберге (бывший сквот) проходят показы в рамках Berlinale Goes Kiez. Фильмы Generation демонстрируют в том числе в Filmtheater am Friedrichshain, крупнейшем артхаусном кинотеатре города, который в 90-е почти приватизировали, и спасло его только вмешательство местных жителей.
Отдельные программы заточены под конкретную публику. Generation, как гласит официальная версия, появилась вскоре после того, как в 1978 году в кабинет к тогдашнему директору Берлинале ворвалась подростковая делегация и осведомилась, почему не предусмотрено программы для детей. Сегодня эта программа ежегодно привлекает порядка 50 тыс. зрителей. Кстати, в нынешнем году именно в рамках Generation 14plus показывают «14+» Андрея Зайцева и «Небесного верблюда» Юрия Фетинга. Perspektive Deutsches Kino собирает ежегодно от 5 до 15 тыс. человек, и 85% из них – берлинцы. Еще один популярный фестивальный раздел – Retrospective. Он же едва ли не самый сложный в организационном плане. До полугода занимает работа по поиску пленок и убеждению архивов или студий предоставить их фестивалю или сделать новые копии.
Любопытно, что постоянная команда фестиваля – это всего около 12 человек. Разумеется, к началу февраля над его организацией трудится уже около тысячи. Но, как писал в своей книге о Берлинале историк кино Питер Коуи, на постоянном контракте работает всего дюжина. Программный директор Дитер Косслик считает, что работа по восьмимесячному договору (а так и оформлены отношения Берлинале и большинства его сотрудников) очень мотивирует людей.
Ставка на рынок
За всю историю Берлинале у него было лишь четыре программных директора. Основатель фестиваля Альфред Бауэр руководил им более четверти века. Его преемник Вольф Доннер работал тут всего три года. Он успел перенести время проведения Берлинале с лета на зиму, учредить программу Panorama, попытался сделать фестиваль более зрительским, более интересным молодежной аудитории. Мориц де Хадельн продержался на своем посту чуть больше двух десятилетий. При нем фестиваль переехал на Потсдамер Плац и с точки зрения организации и размашистого подхода к делу стал именно таким, каким он является сейчас.
Дитер Косслик руководит Берлинале с мая 2001 года и, как стало известно несколько месяцев назад, останется тут до 2019 года. Косслик сделал ставку на рынок. Он расширил European Film Market, учредил Co-Production Market, Berlinale Talents и World Cinema Fund, которые финансируются не из бюджета фестиваля, а из внешних источников. Наконец, он улучшил отношения с немецкой киноиндустрией, сделав постоянную программу Perspektive Deutsches Kino. Вырос доход не только от представителей немецкой киноиндустрии, но и от спонсорства. В общем, за все время его правления фестивальный бюджет увеличился более чем на 50%. Уже известно, что бюджет нынешнего года составляет 22 млн. евро.
Ледяное начало
Впрочем, важнейшим для нас является кино. В этом году в основном конкурсе 19 фильмов, еще четыре показывают вне конкурса. Что приятно, российское кино представлено во всех ведущих программах фестиваля. В основном конкурсе участвует лента «Под электрическими облаками» Алексея Германа-мл. Рекламный щит его фильма можно обнаружить, к примеру, перед зданием Martin-Gropius-Bau, где проходит кинорынок Берлинале. Тут же реклама и еще одного фильма, имеющего отношение к России – «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя.
Фестивальной рекламы в городе много, и самые распространенные сюжеты – это портрет Джеймса Франко (который появится в кадре сразу в нескольких фильмах берлинских программ), а также постер «50 оттенков серого» Сэм Тейлор-Джонсон. Экранизация эротического романа о романтической любви с садо-мазо-оттенком, похоже, станет чуть ли не самым популярным фильмом фестиваля. «50 оттенков серого» покажут в разделе Berlinale Special Gala.
А вот начался фестиваль вяло. Именно так характеризует критика фильм открытия Берлинале «Никому не нужна ночь» Изабель Койшет. Как сообщают нам титры фильма, эта история основана на реальных характерах. А именно, на характерах исследователя Арктики Роберта Пири и его жены Жозефины. Сам Пири, впрочем, в кадре не появляется. Сюжет крутится вокруг его супруги, которая отправляется искать мужа в район Северного полюса. Жюльет Бинош точным выстрелом из ружья бодро убивает медведя с криком «это мой первый медведь», в экспедицию берет чемоданчик с набором посуды на несколько персон, чтобы оставаться в походе леди, ходит в платье и в нарядной папахе даже уже где-то в районе Гренландии. Затем судьба сталкивает ее сразу с несколькими проблемами. Во-первых, погода все хуже, а полярная ночь все ближе, сопровождающие отказываются ехать дальше. А во-вторых, рядом с базой исследователя, где и осталась ждать своего мужа Жозефина, появляется молодая девушка из аборигенов, утверждающая, что Роберт Пири – это ее мужчина. Как потом выясняется, она еще и беременна. Женщинам предстоит провести вместе долгие темные и полуголодные дни.
Вялый – это еще довольно деликатный эпитет, которым наградила фильм западная критика. Признавая, что сама постановка выполнена неплохо, многие гневно пишут о том, что в фильме искажен реальный образ Жозефины Пири. Даже игру Жюльет Бинош сочли неубедительной. Так или иначе, но большинство признает, что нынешнее открытие Берлинале – это совсем не то, что прошлогоднее, когда кинофестиваль начинался с «Отеля «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона.
Впрочем, пока это только начало. Уже сегодня начинаются показы других конкурсных фильмов. Фестиваль продлится до 15 февраля. Церемония закрытия состоится на день раньше, 14 февраля. Призеров и обладателя главного приза, «Золотого медведя» Берлинале, назовет жюри под председательством режиссера Даррена Аронофски.
Все новости о фильмах
02.11.2016
Арт-директор премии APSA Максин Уильямсон: «Этот год – прорыв для России»
19.06.2015
Киноафиша: Что смотреть в выходные 20-21 июня 2015 года
12.06.2015
Киноафиша: Что смотреть в выходные 12-14 июня 2015 года
09.06.2015
Итоги уикенда с 4 по 7 июня 2015: "Шпион" обошел третий "Астрал"
05.06.2015
Киноафиша: Что смотреть в выходные 5-6 июня 2015 года
29.05.2015
Киноафиша: Что смотреть в выходные 30-31 мая 2015 года
03.03.2015
Фильм «Под электрическими облаками» в пакете Парадиза
12.02.2015
Российское кино на Берлинале: Фоторепортаж
11.02.2015
Горничные, королевы и политика на Берлинском кинофестивале
10.02.2015
Алексей Герман-младший и Артем Васильев: «Наш проект требует штучной работы, и в плане дистрибьюции без творчества тоже не обойтись»
Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль
14.11.2024
Тодд Хейнс возглавит жюри 75 Берлинского кинофестиваля
12.11.2024
Берлинале 2025: объявлены члены жюри программы European Shooting Stars
08.10.2024
Испания будет в центре внимания Европейского кинорынка 75 Берлинале
22.08.2024
Берлинский кинофестиваль представил новую отборочную комиссию
02.07.2024
Берлинский кинофестиваль запустит конкурс дебютных фильмов
Реклама