7 октября 2014 10:09
XXI «КРОК»: праздничный, яркий, полезный
5 октября 2014 года в Ярославле состоялось закрытие XXI Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК» и награждение призеров смотра. Гран-при получила студентка из Японии Яньтон Чжу за дипломную работу «Корова в кружке». Наград «КРОКа» удостоились авторы из разных стран: не остались без призов и российские режиссеры.
Фильм Анны Будановой «Обида» признан лучшим дебютом, картина Александры Лукиной «Смелая мама» – лучшим фильмом для детей. Мультфильм «Друзья» Романа Соколова отмечен призом критики. Российские триумфаторы «КРОКа» как на подбор являются представителями разных отечественных школ: Буданова – из Уральской Архитектурно-художественной академии, Лукина – выпускница ВГИК, а Соколов – выходец с проекта «Смешарики», воспитанник студии «Петербург».
Успех российской анимационной традиции своеобразно отозвался и в Европе: жюри отметило студенческие фильмы русских девушек, проходящих обучение во Франции и представлявших на «КРОКе» свою западную альма-матер. Лучшим студенческим фильмом было названо «Возвращение» Натальи Чернышевой – выпускницы уральской школы анимации, автора фильма «Снежинка» - победителя Суздальского фестиваля 2013 года. Диплом «За равновесие формы и содержания» в картине «На суше хоть весла суши» получила Олеся Щукина – хранительница лучших традиций петербургской школы анимации, ныне французская студентка.
Финальный вечер, несмотря на всю свою значимость, не смог затмить яркие впечатления от целого ряда разнообразных фестивальных мероприятий.
Во-первых, просмотры. Уникальная возможность посмотреть студенческое, дипломное и дебютное анимационное кино со всего света заставляло участников вставать рано утром и не ложиться допоздна: в общей сложности было показано 140 фильмов, общей продолжительностью более 16 часов. Если сравнить программу прошлого «молодежного» «КРОКа» с нынешней, наблюдается стремление авторов к простым и трогательным историям, воздержание от патологий, ужасов и извращений.
Во-вторых, обсуждения. Начинающие режиссеры смогли получить советы от мастеров и услышать мнение мэтров о своих работах. Алексей Демин, как самый добрый эксперт, был призван обсудить студенческие фильмы: педагог отмечал отдельные успехи студентов, а помогающая ему Лариса Малюкова обращала внимание режиссеров на некоторые упущения и ошибки. Михаил Алдашин разбирал дипломные работы. Главное, что усвоили студенты из этой встречи: режиссер должен постоянно себя ограничивать, в том числе и по времени. Как это ни странно звучит, но для анимационного фильма продолжительность в 13 минут является просто огромной, 9 – большой, а 3-5 минут – самой подходящей. Тяжелое испытание выпало на долю дебютантов: по поводу их работ высказался Юрий Норштейн. Вопреки тягостным ожиданиям, Юрий Борисович много хвалил конкурсантов. Он дал много полезных советов, самым запомнившимся из которых стала для режиссеров разных стран рекомендация внимательно изучить статью Эйзенштейна «Вертикальный монтаж».
В-третьих, мастер-классы. Члены жюри и приглашенные гости поделились со студентами опытом и накопленными знаниями. Мауро Карраро (Италия) подробно поведал о технических особенностях создания персонажа в технике компьютерной 3D-анимации. Гиль Алькабец (Германия, Израиль) рассказал о метафорической природе анимации и показал образцовые с точки зрения рассказа истории шедевры мировой мультипликации. Адриан Локман (Нидерланды) поведал о принципах и секретах создания экспериментальной 3D-компьютерной анимации.
Задорная атмосфера поддерживается на корабле как молодыми, так и зрелыми мультипликаторами. Вечер знакомств, конкурс талантов, анимационный карнавал – озорные вечерние мероприятия, ведомые остроумным импровизатором Вадимом Жуком, стали неотъемлемой частью «КРОКа».
Время от времени участники фестиваля сходили на берег, чтобы провести творческую встречу, показ, мастер-класс или просто погулять по городу: Твери, Тутаеву, Мышкину, Рыбинску, Ярославлю…
Мультипликацию не зря называют Золушкой киноискусства: несведущие люди считают анимацию «детским жанром» (хотя в этом виде кино возможны проявления самых разных жанров), режиссеры-мультипликаторы кропотливо и мучительно создают свой короткий фильм продолжительностью 5-13 минут в течение нескольких лет; а результаты их труда становятся известны немногим: широкого проката для авторской короткометражной анимации не существует, а в интернете и на телевидении больше востребованы сериалы для детей, чем штучные произведения искусства. Вопреки всему и, может быть, по иронии судьбы, создатели анимационного кино – самые веселые, радушные и открытые кинематографисты. Встречи мультипликаторов всегда проходят весело, интересно и плодотворно. И самым любимым праздником создателей мультфильмов был, есть и остается «КРОК» - кораблик настоящего искусства, рассекающий беспокойную пучину наших серых будней.
Решение международного жюри XXI международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК» в составе:
Гиль Алькабец (Германия, Израиль) – председатель
Дмитрий Высоцкий (Россия)
Мауро Карраро (Швейцария)
Анатолий Лавренишин (Украина)
Владимир Лещёв (Латвия)
В категории «Студенческие фильмы, созданные в процессе обучения»:
- Диплом «ЗА ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ В ЦЕЛЬ» фильму «РОВНО В ШЕ(Р)СТЬ», режиссеры Николай МАДЕРТХОНЕР и Мориц МУГЛЕР (Германия);
- Диплом «ЗА НЕОБЫЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ» фильму «СТОЛ НАКРЫТ», режиссеры: Анни ОЯ, Сини ПИЕТИЛЯЙНЕН, Тару РИСКИЛЯ, Маркус ТЕРВОЛА, Нуппу НЮКЮРИ (Финляндия);
- Приз в категории $ 3 000 - фильму «ВОЗВРАЩЕНИЕ», режиссер Наталья ЧЕРНЫШЕВА (Франция);
В категории «Дипломная работа»:
- Диплом «ЗА РАВНОВЕСИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ» - фильму «НА СУШЕ ХОТЬ ВЕСЛА СУШИ», режиссер Олеся ЩУКИНА (Франция);
- ДИПЛОМ «ЗА ОТСУТСТВИЕ ДЫР В СЮЖЕТЕ» - ФИЛЬМУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ОТЦА», режиссер Эдмундс ЯНСОНС (Латвия);
- Приз в категории и $ 3 000 - фильму «КИОСК», режиссер Анете МЕЛЕЦЕ (Швейцария).
В категории «Первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения»:
- Диплом «ЗА ЛУЧШУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ» - фильму «БОЛЕСЬ», режиссер Шпела ЧАДЕЖ (Словения, Германия);
- Диплом «ЗА УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВРАЧЕВАНИЯ ДУШЕВНЫХ РАН» - фильму «ЖЕНСКИЕ ПИСЬМА», режиссер Августо ЗАНОВЕЛЛО (Франция);
- Приз в категории и $3 000 - фильму «ОБИДА» режиссер Анна БУДАНОВА (Россия);
- СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «Лучший детский фильм» и $ 2 000 - фильму «СМЕЛАЯ МАМА», режиссер Александра ЛУКИНА (Россия);
- Специальный приз жюри «Самый смешной фильм» - фильму «ВЕТЕР», режиссер Роберт ЛЁБЕЛЬ (Германия);
- Специальный приз жюри «За самое оригинальное кинематографическое видение» - фильму «АСТИГМАТИЗМ», режиссер Николай ТРОШИНСКИЙ (Испания);
- Специальный приз жюри «За рыцарство в профессии» - режиссеру, художнику, педагогу Евгению СИВОКОНЮ (Украина);
- ОСОБЫЙ ПРИЗ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ТАТАРСКОГО «Пластилиновая ворона» и $ 7 000 - «ЗА ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ» - фильму «СИМФОНИЯ №42», режиссер Река БУЧИ (Венгрия);
- Гран-При и $ 10 000 – фильму «КОРОВА В КРУЖКЕ», режиссер Яньтон ЧЖУ (Япония);
Дмитрий ВЫСОЦКИЙ (Россия)
Мауро КАРРАРО (Швейцария)
Анатолий ЛАВРЕНИШИН (Украина)
Владимир ЛЕЩЁВ (Латвия)
Гиль АЛЬКАБЕЦ (Германия, Израиль) – председатель
Приз зрительских симпатий/AUDIENCE PRIZE и $ 2 000 – фильму «ВЕТЕР», режиссер Роберт ЛЁБЕЛЬ (Германия);
Приз кинокритиков – фильму «ДРУЗЬЯ» режиссер Роман СОКОЛОВ;
Приз фестиваля анимационных фильмов для самых маленьких «ГОРОШИНА» - фильму «ЗЕБРА», режиссер Юлия ОКЕР (Германия).
Фильм Анны Будановой «Обида» признан лучшим дебютом, картина Александры Лукиной «Смелая мама» – лучшим фильмом для детей. Мультфильм «Друзья» Романа Соколова отмечен призом критики. Российские триумфаторы «КРОКа» как на подбор являются представителями разных отечественных школ: Буданова – из Уральской Архитектурно-художественной академии, Лукина – выпускница ВГИК, а Соколов – выходец с проекта «Смешарики», воспитанник студии «Петербург».
Успех российской анимационной традиции своеобразно отозвался и в Европе: жюри отметило студенческие фильмы русских девушек, проходящих обучение во Франции и представлявших на «КРОКе» свою западную альма-матер. Лучшим студенческим фильмом было названо «Возвращение» Натальи Чернышевой – выпускницы уральской школы анимации, автора фильма «Снежинка» - победителя Суздальского фестиваля 2013 года. Диплом «За равновесие формы и содержания» в картине «На суше хоть весла суши» получила Олеся Щукина – хранительница лучших традиций петербургской школы анимации, ныне французская студентка.
Финальный вечер, несмотря на всю свою значимость, не смог затмить яркие впечатления от целого ряда разнообразных фестивальных мероприятий.
Во-первых, просмотры. Уникальная возможность посмотреть студенческое, дипломное и дебютное анимационное кино со всего света заставляло участников вставать рано утром и не ложиться допоздна: в общей сложности было показано 140 фильмов, общей продолжительностью более 16 часов. Если сравнить программу прошлого «молодежного» «КРОКа» с нынешней, наблюдается стремление авторов к простым и трогательным историям, воздержание от патологий, ужасов и извращений.
Во-вторых, обсуждения. Начинающие режиссеры смогли получить советы от мастеров и услышать мнение мэтров о своих работах. Алексей Демин, как самый добрый эксперт, был призван обсудить студенческие фильмы: педагог отмечал отдельные успехи студентов, а помогающая ему Лариса Малюкова обращала внимание режиссеров на некоторые упущения и ошибки. Михаил Алдашин разбирал дипломные работы. Главное, что усвоили студенты из этой встречи: режиссер должен постоянно себя ограничивать, в том числе и по времени. Как это ни странно звучит, но для анимационного фильма продолжительность в 13 минут является просто огромной, 9 – большой, а 3-5 минут – самой подходящей. Тяжелое испытание выпало на долю дебютантов: по поводу их работ высказался Юрий Норштейн. Вопреки тягостным ожиданиям, Юрий Борисович много хвалил конкурсантов. Он дал много полезных советов, самым запомнившимся из которых стала для режиссеров разных стран рекомендация внимательно изучить статью Эйзенштейна «Вертикальный монтаж».
В-третьих, мастер-классы. Члены жюри и приглашенные гости поделились со студентами опытом и накопленными знаниями. Мауро Карраро (Италия) подробно поведал о технических особенностях создания персонажа в технике компьютерной 3D-анимации. Гиль Алькабец (Германия, Израиль) рассказал о метафорической природе анимации и показал образцовые с точки зрения рассказа истории шедевры мировой мультипликации. Адриан Локман (Нидерланды) поведал о принципах и секретах создания экспериментальной 3D-компьютерной анимации.
Задорная атмосфера поддерживается на корабле как молодыми, так и зрелыми мультипликаторами. Вечер знакомств, конкурс талантов, анимационный карнавал – озорные вечерние мероприятия, ведомые остроумным импровизатором Вадимом Жуком, стали неотъемлемой частью «КРОКа».
Время от времени участники фестиваля сходили на берег, чтобы провести творческую встречу, показ, мастер-класс или просто погулять по городу: Твери, Тутаеву, Мышкину, Рыбинску, Ярославлю…
Мультипликацию не зря называют Золушкой киноискусства: несведущие люди считают анимацию «детским жанром» (хотя в этом виде кино возможны проявления самых разных жанров), режиссеры-мультипликаторы кропотливо и мучительно создают свой короткий фильм продолжительностью 5-13 минут в течение нескольких лет; а результаты их труда становятся известны немногим: широкого проката для авторской короткометражной анимации не существует, а в интернете и на телевидении больше востребованы сериалы для детей, чем штучные произведения искусства. Вопреки всему и, может быть, по иронии судьбы, создатели анимационного кино – самые веселые, радушные и открытые кинематографисты. Встречи мультипликаторов всегда проходят весело, интересно и плодотворно. И самым любимым праздником создателей мультфильмов был, есть и остается «КРОК» - кораблик настоящего искусства, рассекающий беспокойную пучину наших серых будней.
Решение международного жюри XXI международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК» в составе:
Гиль Алькабец (Германия, Израиль) – председатель
Дмитрий Высоцкий (Россия)
Мауро Карраро (Швейцария)
Анатолий Лавренишин (Украина)
Владимир Лещёв (Латвия)
В категории «Студенческие фильмы, созданные в процессе обучения»:
- Диплом «ЗА ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ В ЦЕЛЬ» фильму «РОВНО В ШЕ(Р)СТЬ», режиссеры Николай МАДЕРТХОНЕР и Мориц МУГЛЕР (Германия);
- Диплом «ЗА НЕОБЫЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ» фильму «СТОЛ НАКРЫТ», режиссеры: Анни ОЯ, Сини ПИЕТИЛЯЙНЕН, Тару РИСКИЛЯ, Маркус ТЕРВОЛА, Нуппу НЮКЮРИ (Финляндия);
- Приз в категории $ 3 000 - фильму «ВОЗВРАЩЕНИЕ», режиссер Наталья ЧЕРНЫШЕВА (Франция);
В категории «Дипломная работа»:
- Диплом «ЗА РАВНОВЕСИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ» - фильму «НА СУШЕ ХОТЬ ВЕСЛА СУШИ», режиссер Олеся ЩУКИНА (Франция);
- ДИПЛОМ «ЗА ОТСУТСТВИЕ ДЫР В СЮЖЕТЕ» - ФИЛЬМУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ОТЦА», режиссер Эдмундс ЯНСОНС (Латвия);
- Приз в категории и $ 3 000 - фильму «КИОСК», режиссер Анете МЕЛЕЦЕ (Швейцария).
В категории «Первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения»:
- Диплом «ЗА ЛУЧШУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ» - фильму «БОЛЕСЬ», режиссер Шпела ЧАДЕЖ (Словения, Германия);
- Диплом «ЗА УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВРАЧЕВАНИЯ ДУШЕВНЫХ РАН» - фильму «ЖЕНСКИЕ ПИСЬМА», режиссер Августо ЗАНОВЕЛЛО (Франция);
- Приз в категории и $3 000 - фильму «ОБИДА» режиссер Анна БУДАНОВА (Россия);
- СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «Лучший детский фильм» и $ 2 000 - фильму «СМЕЛАЯ МАМА», режиссер Александра ЛУКИНА (Россия);
- Специальный приз жюри «Самый смешной фильм» - фильму «ВЕТЕР», режиссер Роберт ЛЁБЕЛЬ (Германия);
- Специальный приз жюри «За самое оригинальное кинематографическое видение» - фильму «АСТИГМАТИЗМ», режиссер Николай ТРОШИНСКИЙ (Испания);
- Специальный приз жюри «За рыцарство в профессии» - режиссеру, художнику, педагогу Евгению СИВОКОНЮ (Украина);
- ОСОБЫЙ ПРИЗ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ТАТАРСКОГО «Пластилиновая ворона» и $ 7 000 - «ЗА ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ» - фильму «СИМФОНИЯ №42», режиссер Река БУЧИ (Венгрия);
- Гран-При и $ 10 000 – фильму «КОРОВА В КРУЖКЕ», режиссер Яньтон ЧЖУ (Япония);
Дмитрий ВЫСОЦКИЙ (Россия)
Мауро КАРРАРО (Швейцария)
Анатолий ЛАВРЕНИШИН (Украина)
Владимир ЛЕЩЁВ (Латвия)
Гиль АЛЬКАБЕЦ (Германия, Израиль) – председатель
Приз зрительских симпатий/AUDIENCE PRIZE и $ 2 000 – фильму «ВЕТЕР», режиссер Роберт ЛЁБЕЛЬ (Германия);
Приз кинокритиков – фильму «ДРУЗЬЯ» режиссер Роман СОКОЛОВ;
Приз фестиваля анимационных фильмов для самых маленьких «ГОРОШИНА» - фильму «ЗЕБРА», режиссер Юлия ОКЕР (Германия).
Реклама