24 марта 2014 13:56
Министр культуры обсудил с аниматорами проблемы отрасли
22 марта 2013 года на XIX Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале прошла встреча известных аниматоров и продюсеров с Министром культуры РФ Владимиром Мединским. Основной темой встречи стало обсуждение итогов предыдущих совещаний по выработке дорожной карты развития отечественной анимации, будущего студии «Союзмультфильм» и еще не решенных проблем отрасли.
«В начале декабря мы представили предложения по дорожной карте, со стороны министерства проект уже утвержден. 24 февраля в департаменте кино было проведено совещание. 3 марта мы направили свои предложения по результатам этой встречи и ожидаем финальные предложения», - рассказал президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов.
Он рассчитывает, что итоговый документ по развитию отечественной анимации появится уже в этом году и поможет решению текущих проблем, которых, как выяснилось во время встречи с Мединским, по-прежнему много.
Из положительных тенденций пока можно отметить стабильность госфинансирования анимационной отрасли. Бюджетные средства на поддержку анимации не подверглись сокращению, более того было зафиксировано, что на создание мультфильмов выделяется 15% от общего объема бюджета, рассчитанного на поддержку кинематографа. Однако по-прежнему не очень понятной остается ситуация с финансированием сериального производства. В 2012 году сериалы наряду с полным метром получали дотации в Фонде кино, но затем сериальное производство наряду с авторской анимацией оказалось в ведении Минкультуры, что, по мнению представителей анимационного сообщества, не совсем правильно.
«В позапрошлом году это было решено так: само министерство в первую очередь поддерживало авторскую анимацию (короткометражное, дебюты), а все, что касается коммерческого кино, в том числе и сериалы, было передано в Фонд кино. Такая практика была. С точки зрения участников отрасли, это однозначно хорошо, так как все понимали, куда идти за господдержкой», - отметил Попов.
По мнению директора Открытого российского фестиваля анимационного кино продюсера Александра Герасимова, финансирование сериального производства через Фонд кино будет выгодно не только аниматорам, но и государству.
«Фонд кино дает деньги на возвратной основе, а сериалы как раз и призваны отдавать деньги. И с этой точки зрения это тоже хорошо», - сказал Герасимов.
Другая экономическая проблема аниматоров связана с налогами.
«Вся отрасль платит налогов на общую сумму примерно 350 миллионов рублей в год. Деньги в целом небольшие, но налоги для продюсеров существенные. Например, у родственной отрасли, которая отчасти забирает кадры у аниматоров, - IT-индустрии, подоходный налог на уровне 14%. Если бы было возможно сделать подоходный налог на таком же уровне, как у IT, это позволило бы поднять зарплаты.
Аниматоры имеют льготу по НДС – те, у кого есть удостоверение национального фильма, - производство и продвижение освобождаются от НДС. Но возникает другая проблема, когда начинается использование образов российской анимации через лицензирование - НДС не снимается. А ведь основной приход денег с рынка может идти через продажу прав на образы, музыку, отдельные части фильма. Получается, основной доход НДС облагается. Это касается сериальной анимации.
И третье – налог на прибыль.
Нашей промышленности очень нужны российские образы. На российском рынке в настоящее время присутствует порядка 100 брендов, из них 90 – иностранные, 10 - российские. Перевес существенный и связан он не в последнюю очередь с налогами, которыми нас давят, когда мы выходим с нашими образами», - рассказал управляющий директор студии «Анимаккорд» (сериал «Маша и медведь») Дмитрий Ловейко.
По словам исполнительного директора Ассоциации анимационного кино Ирины Мастусовой, законопроект с комплексом налоговых льгот для анимации был подготовлен Министерством экономического развития и поддержан Министерством культуры, однако «Минфин и Минтруда его затормозили», поэтому на данный момент проблема с налогами остается одной из самых актуальных.
По словам Ильи Попова, ассоциация совместно с министерством прорабатывали вопрос об изменениях в вещательных лицензиях телеканалов.
«Необходимо в условиях лицензий телеканалов прописать не только объем детского вещания. Сейчас указано просто детское вещание – не важно какое, российское или зарубежное, анимация или телевизионные сериалы. Во-первых, сейчас телеканал сам определяет процент детского вещания. Во-вторых, после законодательных инициатив по определению возрастной аудитории тех или иных программ, многие программы получили ценз 0+, который попадает в условия детского вещания», - рассказал Попов.
По мнению Министра культуры РФ Владимира Мединского, нужно законодательно закрепить две нормы – процент показа отечественной анимации и процент показа российских детских программ и кинофильмов, а также установить время показа.
«Помимо ежедневного вещания имело бы смысл добавить дополнительное вещание во время детских каникул, которые проходят осенью, зимой и весной. Нужно попытаться этого добиться, потому что в дни каникул дети гораздо больше находятся дома, чем в обычное время. Также важнее, чтобы не в 8 утра каналы ставили российскую анимацию, детские сериалы, телепередачи, а с 4 до 5 часов дня», - считает президент национальной программы «В кругу семьи» Александр Ковтунец.
Помимо работы с телеканалами, как считают представители анимационной отрасли, короткометражные анимационные фильмы нужно поддерживать в кинотеатральном прокате.
«Вы знаете прекрасно, что раньше было много кинотеатров, специализирующийся на прокате мультфильмов. Один из них находился напротив зоопарка, и очередь туда была не меньше, чем в зоопарк. Если полнометражные фильмы еще могут найти свою аудиторию, то фильмы короткометражные, высочайшего класса, которые, честно говоря, и являются фундаментом отрасли и творческого уровня, - просто не имеют своего зрителя», - отметил режиссер Андрей Хржановский.
Одной из альтернатив широкого кинотеатрального проката сегодня являются фестивальные показы. Так, Открытый российский фестиваль анимационного кино организует показы фильмов своей конкурсной программы во многих городах России.
«Будет охвачено более 100 тысяч зрителей по всей России, но все равно это капля в море. Это единственный способ донести нашу короткометражную анимацию до зрителей. Нужно какое-то системное решение», - считает Александр Герасимов.
Что же касается поддержки анимационных картин в прокате, то Владимир Мединский выразил готовность поддерживать «все большие фильмы».
Помимо проката фильмов важной частью продвижения анимации, по мнению президента Ассоциации производителей детских товаров Антонины Цицулиной, является «разработка национальных культурных образов».
«Мы видим это как очень серьезный драйвер в рамках Минкультуры, который также может быть связан с промышленностью. В год культуры это был бы действенный механизм, который условно можно назвать «Россия начинается с детства» - это масштабная всероссийская программа по созданию национальных культурных образов. Мы предложили сделать всероссийский конкурс для всех творческих профессий по разработке образов и открытый банк данных на сайте культура.рф», - подчеркнула Цицулина.
Министра культуры также заинтересовала работа аниматоров по продвижению своих фильмов за рубежом. Одним из самых успешных зарубежных релизов стал фильм «Снежная королева» и его сиквел, который запланирован к выходу на экраны в декабре 2014 года.
«Сейчас фильм выходит в кинотеатрах в Корее и Америке. Больше миллиона собрали в Польше. Хотя поначалу первую часть «Снежной королевы» было достаточно сложно продавать для кинотеатральных релизов за рубежом, наши иностранные коллеги не очень верили в качество продукта. Со второй частью гораздо легче – это уже пакетное предложение сразу 2 частей.
Сейчас международные закупщики нам уже доверяют настолько, что мы планируем кинотеатральные релизы в странах, в которые очень сложно попасть», - поделился своим опытом продюсер компании Wizart Animation Юрий Москвин.
По его оценкам, вторая часть «Снежной королевы» может принести доход от зарубежного проката порядка 3 миллионов долларов. Производственный бюджет ленты при этом составляет 7 миллионов долларов.
Руководитель студии Киноатис (Белка и Стрелка – полный метр, сериал) Вадим Сотсков, руководитель студии КиноАтис, продюсер франшизы о Белке и Стрелке также считает, что развитие продвижения российского кино за рубежом приносит аниматорам довольно существенные плоды и тоже планирует заработать на международных продажах своего контента около 2 миллионов долларов.
Отдельной частью встречи с Владимиром Мединским стали вопросы относительно будущего студии «Союзмультфильм». В феврале этого года Арбитражный суд Москвы назначил на 4 апреля слушания по иску Госфильмофонда о признании ничтожной сделки по передаче прав на советскую анимацию творческо-производственному объединению «Союзмультфильм». Госфильмофонду в 2012 году были переданы функции существовавшей с 2008 года «Объединенной государственной киноколлекции» (ОГК). В последнюю были объединены почти все существовавшие на тот момент фильмофонды: фонды студий «Ленфильм», «Центрнаучфильм», детских и юношеских фильмов имени Горького, Свердловской киностудии, «Диафильм» и «Союзмультфильм». Однако никаких отчислений от показов фильмов из своих фондов студии от ОГК не получали.
«Прошло уже почти три года с нашей встречи с Путиным, а в сущности изменилось очень мало в истории с коллекцией и с ОГК, которая в свое время просто заняла довольно существенную часть площадей киностудии «Союзмультфильм» и студия стала зависеть от нее», - считает режиссер Юрий Норштейн.
Анимационное сообщество попросило министерство оказать поддержку «Союзмультфильму» 4 апреля. К тому же, по словам Норштейна, ситуация с коллекцией влияет и на деятельность студии, которая за последние годы потеряла свой творческий коллектив.
«Из-за истории с ОГК, за эти три года мы не смогли набрать на обучение новые творческие кадры. Сегодня у нас уже было бы человек 20 молодых мультипликаторов, из которых, как показывает практика, получается двое супертворцов, человек 8 очень хороших творческих ремесленников и остальные, как правило, через какое-то время выходят на очень высокий уровень. Сейчас этого нет и когда запускаются новые проекты на «Союзмультфильме», есть определенные опасения, что одного только творческого потенциала может не хватить, чтобы их сделать. Ситуация должна решаться неотложно. Причем это должны быть бесплатные для обучающихся курсы, иначе мы не получим желаемого результата», - рассказал Норштейн.
Своего коллегу в этом вопросе поддерживает и Андрей Хржановский.
«Сейчас есть предложение сохранить на базе «Союзмультфильма» школу-студию, которая занимается обучением в процессе производства, как это и было на «Союзмультфильме», - отметил Илья Попов.
Однако для того, чтобы «Союзмультфильм» начал не только нормально работать, но и воспитывать новые кадры, студии необходимо наконец решить вопрос со зданием.
Ассоциация анимационного кино выступала с предложением создать на базе киностудии «Союзмультфильм» Российский дом анимации на площадях бывшего Московского завода киноаппаратуры (Москинап) (3,7 гектаров, 22 объекта недвижимости, общей площадью 24,1 тыс.кв.метров). «Была разработана концепция создания РДА и представлена в Министерство культуры. Однако в ноябре объект был продан на аукционе, проведенным Росимуществом. В итоге киностудии «Союзмультфильм» досталось лишь одно из помещений бывшего завода - ФГУП «Московское конструкторское бюро киноаппаратуры» общей площадью 5 тыс.кв.метров», - сказано в отчете ассоциации.
Министр культуры Владимир Мединский пообещал аниматорам часть озвученных на встрече вопросов поднять на правительственном Совете по кинематографии, который должен пройти в ближайшее время.
«В начале декабря мы представили предложения по дорожной карте, со стороны министерства проект уже утвержден. 24 февраля в департаменте кино было проведено совещание. 3 марта мы направили свои предложения по результатам этой встречи и ожидаем финальные предложения», - рассказал президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов.
Он рассчитывает, что итоговый документ по развитию отечественной анимации появится уже в этом году и поможет решению текущих проблем, которых, как выяснилось во время встречи с Мединским, по-прежнему много.
Государственное финансирование и налоговые льготы
Из положительных тенденций пока можно отметить стабильность госфинансирования анимационной отрасли. Бюджетные средства на поддержку анимации не подверглись сокращению, более того было зафиксировано, что на создание мультфильмов выделяется 15% от общего объема бюджета, рассчитанного на поддержку кинематографа. Однако по-прежнему не очень понятной остается ситуация с финансированием сериального производства. В 2012 году сериалы наряду с полным метром получали дотации в Фонде кино, но затем сериальное производство наряду с авторской анимацией оказалось в ведении Минкультуры, что, по мнению представителей анимационного сообщества, не совсем правильно.
«В позапрошлом году это было решено так: само министерство в первую очередь поддерживало авторскую анимацию (короткометражное, дебюты), а все, что касается коммерческого кино, в том числе и сериалы, было передано в Фонд кино. Такая практика была. С точки зрения участников отрасли, это однозначно хорошо, так как все понимали, куда идти за господдержкой», - отметил Попов.
По мнению директора Открытого российского фестиваля анимационного кино продюсера Александра Герасимова, финансирование сериального производства через Фонд кино будет выгодно не только аниматорам, но и государству.
«Фонд кино дает деньги на возвратной основе, а сериалы как раз и призваны отдавать деньги. И с этой точки зрения это тоже хорошо», - сказал Герасимов.
Другая экономическая проблема аниматоров связана с налогами.
«Вся отрасль платит налогов на общую сумму примерно 350 миллионов рублей в год. Деньги в целом небольшие, но налоги для продюсеров существенные. Например, у родственной отрасли, которая отчасти забирает кадры у аниматоров, - IT-индустрии, подоходный налог на уровне 14%. Если бы было возможно сделать подоходный налог на таком же уровне, как у IT, это позволило бы поднять зарплаты.
Аниматоры имеют льготу по НДС – те, у кого есть удостоверение национального фильма, - производство и продвижение освобождаются от НДС. Но возникает другая проблема, когда начинается использование образов российской анимации через лицензирование - НДС не снимается. А ведь основной приход денег с рынка может идти через продажу прав на образы, музыку, отдельные части фильма. Получается, основной доход НДС облагается. Это касается сериальной анимации.
И третье – налог на прибыль.
Нашей промышленности очень нужны российские образы. На российском рынке в настоящее время присутствует порядка 100 брендов, из них 90 – иностранные, 10 - российские. Перевес существенный и связан он не в последнюю очередь с налогами, которыми нас давят, когда мы выходим с нашими образами», - рассказал управляющий директор студии «Анимаккорд» (сериал «Маша и медведь») Дмитрий Ловейко.
По словам исполнительного директора Ассоциации анимационного кино Ирины Мастусовой, законопроект с комплексом налоговых льгот для анимации был подготовлен Министерством экономического развития и поддержан Министерством культуры, однако «Минфин и Минтруда его затормозили», поэтому на данный момент проблема с налогами остается одной из самых актуальных.
Продвижение и прокат отечественной анимации
Другой насущной для анимации проблемой является продвижение и прокат созданных картин.
По словам Ильи Попова, ассоциация совместно с министерством прорабатывали вопрос об изменениях в вещательных лицензиях телеканалов.
«Необходимо в условиях лицензий телеканалов прописать не только объем детского вещания. Сейчас указано просто детское вещание – не важно какое, российское или зарубежное, анимация или телевизионные сериалы. Во-первых, сейчас телеканал сам определяет процент детского вещания. Во-вторых, после законодательных инициатив по определению возрастной аудитории тех или иных программ, многие программы получили ценз 0+, который попадает в условия детского вещания», - рассказал Попов.
По мнению Министра культуры РФ Владимира Мединского, нужно законодательно закрепить две нормы – процент показа отечественной анимации и процент показа российских детских программ и кинофильмов, а также установить время показа.
«Помимо ежедневного вещания имело бы смысл добавить дополнительное вещание во время детских каникул, которые проходят осенью, зимой и весной. Нужно попытаться этого добиться, потому что в дни каникул дети гораздо больше находятся дома, чем в обычное время. Также важнее, чтобы не в 8 утра каналы ставили российскую анимацию, детские сериалы, телепередачи, а с 4 до 5 часов дня», - считает президент национальной программы «В кругу семьи» Александр Ковтунец.
Помимо работы с телеканалами, как считают представители анимационной отрасли, короткометражные анимационные фильмы нужно поддерживать в кинотеатральном прокате.
«Вы знаете прекрасно, что раньше было много кинотеатров, специализирующийся на прокате мультфильмов. Один из них находился напротив зоопарка, и очередь туда была не меньше, чем в зоопарк. Если полнометражные фильмы еще могут найти свою аудиторию, то фильмы короткометражные, высочайшего класса, которые, честно говоря, и являются фундаментом отрасли и творческого уровня, - просто не имеют своего зрителя», - отметил режиссер Андрей Хржановский.
Одной из альтернатив широкого кинотеатрального проката сегодня являются фестивальные показы. Так, Открытый российский фестиваль анимационного кино организует показы фильмов своей конкурсной программы во многих городах России.
«Будет охвачено более 100 тысяч зрителей по всей России, но все равно это капля в море. Это единственный способ донести нашу короткометражную анимацию до зрителей. Нужно какое-то системное решение», - считает Александр Герасимов.
Что же касается поддержки анимационных картин в прокате, то Владимир Мединский выразил готовность поддерживать «все большие фильмы».
Помимо проката фильмов важной частью продвижения анимации, по мнению президента Ассоциации производителей детских товаров Антонины Цицулиной, является «разработка национальных культурных образов».
«Мы видим это как очень серьезный драйвер в рамках Минкультуры, который также может быть связан с промышленностью. В год культуры это был бы действенный механизм, который условно можно назвать «Россия начинается с детства» - это масштабная всероссийская программа по созданию национальных культурных образов. Мы предложили сделать всероссийский конкурс для всех творческих профессий по разработке образов и открытый банк данных на сайте культура.рф», - подчеркнула Цицулина.
Международные успехи нашей анимации
Министра культуры также заинтересовала работа аниматоров по продвижению своих фильмов за рубежом. Одним из самых успешных зарубежных релизов стал фильм «Снежная королева» и его сиквел, который запланирован к выходу на экраны в декабре 2014 года.
«Сейчас фильм выходит в кинотеатрах в Корее и Америке. Больше миллиона собрали в Польше. Хотя поначалу первую часть «Снежной королевы» было достаточно сложно продавать для кинотеатральных релизов за рубежом, наши иностранные коллеги не очень верили в качество продукта. Со второй частью гораздо легче – это уже пакетное предложение сразу 2 частей.
Сейчас международные закупщики нам уже доверяют настолько, что мы планируем кинотеатральные релизы в странах, в которые очень сложно попасть», - поделился своим опытом продюсер компании Wizart Animation Юрий Москвин.
По его оценкам, вторая часть «Снежной королевы» может принести доход от зарубежного проката порядка 3 миллионов долларов. Производственный бюджет ленты при этом составляет 7 миллионов долларов.
Руководитель студии Киноатис (Белка и Стрелка – полный метр, сериал) Вадим Сотсков, руководитель студии КиноАтис, продюсер франшизы о Белке и Стрелке также считает, что развитие продвижения российского кино за рубежом приносит аниматорам довольно существенные плоды и тоже планирует заработать на международных продажах своего контента около 2 миллионов долларов.
Коллекция «Союзмультфильма» и обучение новых кадров для отрасли
Отдельной частью встречи с Владимиром Мединским стали вопросы относительно будущего студии «Союзмультфильм». В феврале этого года Арбитражный суд Москвы назначил на 4 апреля слушания по иску Госфильмофонда о признании ничтожной сделки по передаче прав на советскую анимацию творческо-производственному объединению «Союзмультфильм». Госфильмофонду в 2012 году были переданы функции существовавшей с 2008 года «Объединенной государственной киноколлекции» (ОГК). В последнюю были объединены почти все существовавшие на тот момент фильмофонды: фонды студий «Ленфильм», «Центрнаучфильм», детских и юношеских фильмов имени Горького, Свердловской киностудии, «Диафильм» и «Союзмультфильм». Однако никаких отчислений от показов фильмов из своих фондов студии от ОГК не получали.
«Прошло уже почти три года с нашей встречи с Путиным, а в сущности изменилось очень мало в истории с коллекцией и с ОГК, которая в свое время просто заняла довольно существенную часть площадей киностудии «Союзмультфильм» и студия стала зависеть от нее», - считает режиссер Юрий Норштейн.
Анимационное сообщество попросило министерство оказать поддержку «Союзмультфильму» 4 апреля. К тому же, по словам Норштейна, ситуация с коллекцией влияет и на деятельность студии, которая за последние годы потеряла свой творческий коллектив.
«Из-за истории с ОГК, за эти три года мы не смогли набрать на обучение новые творческие кадры. Сегодня у нас уже было бы человек 20 молодых мультипликаторов, из которых, как показывает практика, получается двое супертворцов, человек 8 очень хороших творческих ремесленников и остальные, как правило, через какое-то время выходят на очень высокий уровень. Сейчас этого нет и когда запускаются новые проекты на «Союзмультфильме», есть определенные опасения, что одного только творческого потенциала может не хватить, чтобы их сделать. Ситуация должна решаться неотложно. Причем это должны быть бесплатные для обучающихся курсы, иначе мы не получим желаемого результата», - рассказал Норштейн.
Своего коллегу в этом вопросе поддерживает и Андрей Хржановский.
«Сейчас есть предложение сохранить на базе «Союзмультфильма» школу-студию, которая занимается обучением в процессе производства, как это и было на «Союзмультфильме», - отметил Илья Попов.
Однако для того, чтобы «Союзмультфильм» начал не только нормально работать, но и воспитывать новые кадры, студии необходимо наконец решить вопрос со зданием.
Ассоциация анимационного кино выступала с предложением создать на базе киностудии «Союзмультфильм» Российский дом анимации на площадях бывшего Московского завода киноаппаратуры (Москинап) (3,7 гектаров, 22 объекта недвижимости, общей площадью 24,1 тыс.кв.метров). «Была разработана концепция создания РДА и представлена в Министерство культуры. Однако в ноябре объект был продан на аукционе, проведенным Росимуществом. В итоге киностудии «Союзмультфильм» досталось лишь одно из помещений бывшего завода - ФГУП «Московское конструкторское бюро киноаппаратуры» общей площадью 5 тыс.кв.метров», - сказано в отчете ассоциации.
Министр культуры Владимир Мединский пообещал аниматорам часть озвученных на встрече вопросов поднять на правительственном Совете по кинематографии, который должен пройти в ближайшее время.
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале
03.04.2024
Анастасия Жакулина: «Моя аудитория – взрослые, которые внутри – дети»
25.03.2024
Проекты школы-студии ШАР победили на фестивале анимационного кино в Суздале
25.03.2024
Победители XXIX российского фестиваля анимационного кино
21.03.2024
В Суздале открылся XXIX фестиваль анимационного кино
20.03.2023
Суздальфест назвал лауреатов
Реклама